Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Мать сводит меня с ума: 7 шизофреногенных паттернов в детско-родительских отношениях

Оглавление

"Мне кажется, моя мать сводит меня с ума!" "У меня порой ощущение, что я разговариваю не с мамой, а с цыганкой на привокзальной площади. Ее беседы меня погружают в транс". Иногда мои созависимые клиенты описывают свои отношения с близкими родственниками, как систематические попытки последних свести их с ума.

В этой статье, на примере клиентского случая, разберу 7 манипулятивных стратегий, действительно способных свести с ума любого.

Мать сводит меня с ума: кейс

*Личные данные изменены. Разрешение на публикацию получено.

Юлия, 22 года обратилась с проблемой непонимания своих желаний, отсутствием мотивации к чему бы то ни было, опасением сойти с ума. Живет с родителями. С матерью отношения натянутые. Отец в их отношения предпочитает не вмешиваться, хотя с ним у клиентки все в порядке.

"Она меня достала. Я не понимаю, что ей от меня надо! Когда мы общаемся, постоянное ощущение, что я чекнутая. Что бы я ни делала, все не то. Мне уже ничего не хочется."

В ходе наших бесед прояснилось, что поведение матери Юлии изобилует так называемыми шизофреногенными паттернами. Отец же не просто игнорирует их взаимодействие, а скорее негласно выступает на стороне матери.

Далее разберу 7 наиболее частых приемов шизофреногенного воздействия, которым регулярно подвергалась моя клиентка.

7 шизофреногенных паттернов: как мать сводит с ума ребенка

  1. Двойное послание (двойной капкан). Классика жанра

    Используется для того, чтобы запустить в человеке две противоречащие друг другу программы и в конечном итоге спровоцировать внутренний конфликт.

    Человек оказывается в ситуации, где любое его действие или бездействие будет проигрышем. В шахматах подобная ситуация на доске называется цугцванг, т.е. позиция, в которой ходы есть, и часто их достаточно, но каждый возможный для игрока ход приводит к тому, что ситуация на поле для ходящего ухудшается..

    Такое воздействие провоцирует состояние, характеризующееся бессилием, безнадежностью и беспомощностью. Это состояние крайне разрушительно для психики.
  2. Обнуление сенсорики.

    В норме человек доверяет своим сенсорным системам. Это одна из базовых опор мировосприятия человека.

    Цель данного паттерна - препятствие к формированию опоры либо постепенное разрушение опоры на сенсорные системы, путем обесценивания сигналов от этих систем.

    "Твои ощущения тебя обманывают! Не верь своим ушам, глазам! Когда кажется, креститься надо!"

    Такое воздействие препятствует формированию доверия своим ощущениям, дезориентирует, погружает в состояние беспомощности и тревоги.
  3. "Ты стремишься мне навредить!"

    В данном случае любое неугодное поведение человека трактуется, как попытка навредить.

    Цель этого воздействия - вменение вины и стыда за любое проявление сопротивления в контакте или инициативы, неугодной манипулятору.

    "Почему ты постоянно ко мне цепляешься?" "Ты что, издеваешься?!" "Да ты меня просто ненавидишь! Это же очевидно!" "Смерти моей желаешь?!"

    Такое воздействие формирует глубокую, патологическую форму эмоциональной зависимости.
  4. "Не то..."

    Дается какое-либо задание или указание, но на пол-пути человека прерывают со словами "стой-стой! ты не понимаешь! не то, надо по-другому" И так несколько раз в ходе одного действия шаблон прерывается

    Таким образом в психике, как в компьютере, открывается несколько программ, которые не завершаются, а прерываются. В итоге психика, как и компьютер с множеством открытых окон, начинает "подвисать". Подвисшее, трансовое состояние очень благоприятно для, необходимых манипулятору, внушений.
  5. "Ты же...., или я ошибаюсь?!"

    В начале манипулятор сообщает нечто, что необходимо внушить, а затем говорит следующую фразу "Уверен, ты меня понимаешь. Ты же уже не маленький (настоящий мужчина, достойный сын, воспитанная девушка, взрослый, заботливый, любящий и т.п.), или я ошибаюсь!?"

    Таким образом человек, в попытках сохранить лицо, утрачивает право на собственные решения и мнение. Становится управляемым.
  6. Выбор всегда ограничен, но сделать его необходимо

    Суть в том, чтобы искусственно ограничить выбор до приемлемых манипулятору вариантов и вынудить приять один из них.

    Человек высказывает свои намерения, планы, желания. Манипулятор их обесценивает под видом заботы. Предлагает свои (выгодные ему 2-3 варианта) и вынуждает принять один из них.

    Цель этого воздействия подорвать мотивацию и внушить беспомощность. Как следствие, укрепляется эмоциональная зависимость от манипулятора.
-2
  1. "Коктейль Молотова"

    Все эти приемы мать Юлии использовала, "приправляя" универсальным приемом, который неизменно поддерживал жесткую вертикальную иерархию в отношениях.

    Цель этого приема подавить психику собеседника. Этот прием сочетается с любым паттерном.

    Прием представляет собой сообщение строящееся по формуле: ВНИМАНИЕ+УДИВЛЕНИЕ+СОЖАЛЕНИЕ

    "Доченька, я тебя очень люблю, но мне жаль, что ты у меня такая дурочка по жизни!"
    "Ты хочешь жить отдельно?! Но ты же за всю жизнь себе ни разу даже бутерброд не сделал!"

    Это послание дается, как эмоциональная подложка под любое сообщение.

    Таким образом с одной стороны человека подкупают вниманием, а с другой внушают ему, что он никчемный, и все это делается под соусом "симпатии и заботы".

На данном этапе терапии мы:

  • закрыли "аварийный люк", связанный с сумасшествием.
  • выявили и проанализировали причины ее безынициативности и ощущения собственного сумасшествия.
  • обсудили методы, которыми она может защищать себя и противостоять такому воздействию со стороны матери.

Конечно, впереди большая работа по обнаружению ранних детских страхов и решений, положенных в основу жизненного сценария Юлии, а также по овладению собственными чувствами и потребностями и наработка навыков их своевременной идентификации и удовлетворения.

Если в истории Юлии, вы узнали себя, то не затягивайте с решением проблемы, обращайтесь за психологической помощью к автору статьи. Вместе выявим и проанализируем глубинные причины вашего самоощущения. Вы сможете осознать ранние детские решения, лежащие в основе ваших сегодняшних реакций и сценария в целом. А также сформулируете и примете новые "здоровые" решения относительно собственной жизни.

Какими из перечисленных паттернов пользовались ваши родители?

Какими пользуетесь вы сами?

Автор: Наталья Егорова
Психолог, Транзактный аналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru