Найти тему

Протаранил одиночный немецкий бомбардировщик He-111, который рухнул в Ладогу

Александр Сергеевич Яковлев в парадном мундире.
Александр Сергеевич Яковлев в парадном мундире.

1 апреля 2024 года исполнилось 118 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева — легендарного советского авиаконструктора, дважды (!) Героя Социалистического Труда, генерал-полковника авиации, создателя целого семейства самолетов «Як», основателя конкурентоспособной и эффективной конструкторской школы.

Александр Яковлев и коллектив его конструкторского бюро внесли серьезный вклад в развитие истребительной авиации. Не секрет, что самые массовые истребители в Великой Отечественной Войне, именно самолеты серии ЯК. Всего их было выпущено 36 737 единиц, что составило 2/3 производства истребителей в военный период. По мнению историков авиации, именно большой опыт в разработке легких самолетов позволил ОКБ Яковлева в столь короткие сроки переключиться на создание боевых машин.

Отдельно стоит сказать и про вклад послевоенных лет:

А.С. Яковлев с моделью своего лучшего истребителя Як-3
А.С. Яковлев с моделью своего лучшего истребителя Як-3

Як-15, полетевший в апреле 1946 года, стал первым реактивным истребителем на вооружении ВВС СССР;

Як-25 первый всепогодный перехватчик с рекордной продолжительностью полета;

Як-27Р первый сверхзвуковой разведчик.

После истребителей ОКБ Яковлева принимается за создание гражданских машин.
В 1968 году на пассажирские линии Союза выходит 32-местный «крылатый автобус» Як-40. Он стал единственным советским самолетом, прошедшим сертификацию по западным нормам летной годности и экспортировавшимся в страны Западной Европы. После успеха Як-40 в ОКБ Яковлева разработают 120-местный пассажирский Як-42, который и сегодня обслуживает рейсы авиакомпаний.

 Свежие Як-и выходят с завода.
Свежие Як-и выходят с завода.

За все время работы Яковлевым было создано около 200 типов самолетов, более 100 из которых выпускались серийно. Александр Сергеевич отдал своему конструкторскому бюро более полувека жизни – с 1935 по 1984 год.

Как признавался сам Яковлев, его путь в авиации не был легким. Но он всегда продолжал мечтать: «Именно в мечтах рождаются новые идеи, замыслы новых конструкций, пути их осуществления... Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека, а конструктора особенно».
___________________________________

Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова
Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова

В авиаэкспозиции музея "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова сейчас проходит реставрацию истребитель Як-7Б, который был поднят нашим коллективом в феврале 2016 года из непролазного болота. Самолет с восстановленной историей и именем Героя. Действительно, управлял Як-ом летчик-истребитель гвардии младший лейтенант Александр Хорошков.

Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова
Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова

В своем последнем вылете 30 мая 1943 года раненый Александр Хорошков на горящей машине протаранил одиночный немецкий бомбардировщик He-111, который рухнул в Ладогу. Свидетелей воздушного тарана было много - действие произошло вечером неподалёку от важного узла жизни Ленинграда - порта Кабона. Сам Александр покинул горящий свой самолет на парашюте, однако, найти его в 1943 году поисковые службы не смогли, летчик не вернулся и на аэродром. Считается пропавшим без вести по сей день.

Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова
Як-7б на реставрации в музее "Битва за Ленинград" им. З.Г. Колобанова

Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов мы продолжаем работы над проектом новой экспозиции нашего музея, посвященной Героям летчикам и отечественной авиации.