В представлении большинства людей дислексия – это когда буквы прыгают перед глазами, и человек не может прочесть текст. Раньше даже считалось, что так происходит из-за проблем со зрением. Дислектики действительно могут путать местами буквы и слова или пропускать их, но это – только часть истории.
Дети с дислексией, как правило, имеют нормальное зрение и получают хорошие результаты в тестах на интеллект. Тем не менее они испытывают затруднения с беглым чтением, запоминанием прочитанного и письмом. Из-за этого в медицинских справочниках дислексию относят к широкому спектру проблем под названием «трудности с обучением».
В каком возрасте у ребёнка можно определить дислексию?
Прежде всего, нужно заметить, что не существует какого-то стандартного набора симптомов, который позволил бы уверенно диагностировать дислексию. Оценку состояния ребёнка должны проводить специалисты: логопеды, психологи, нейропсихологи. Эта оценка проводится в первом-втором классе, когда дети уже овладевают навыками чтения и письма.
Однако признаки того, что у ребёнка есть сложности с развитием речи, иногда можно заметить даже в возрасте 2-3 лет:
- Он поздно начинает говорить;
- Ему трудно запомнить даже короткие детские стишки
- Он неправильно произносит самые обычные слова;
- Он не может подобрать рифму к слову;
- Он забывает имена и названия простых вещей;
- У него не получается повторить заданный ритм (например, похлопать в ладоши)
К тому моменту, когда ребёнок-дислектик достигает дошкольного возраста, у него уже начинают формироваться определённые модели поведения. Он может испытывать трудности с одеванием; ему плохо даётся деятельность, требующая координации движений. У него бедная, невыразительная речь, он подолгу мучается с поиском нужного слова. Он не в состоянии выучить алфавит или счёт до десяти.
Все эти признаки не обязательно связаны с дислексией, однако при их наличии родителям стоит присмотреться к своему ребёнку повнимательнее.
В младших классах, когда дети начинают систематически обучаться чтению и письму, проявления дислексии становятся более очевидными:
Важно не упустить время и обследовать ребёнка у специалистов, а если ему поставят диагноз – как можно раньше заняться коррекцией дислексии. К третьему классу школьники уже должны уметь бегло читать, и чтению с этого момента отводится роль инструмента для обучения. Если на начальном этапе возникнет заминка, то школьники с дислексией рискуют сильно отстать от своих одноклассников.
Почему у одних детей есть дислексия, а у других – нет?
Ответить на этот вопрос так же сложно, как и попытаться понять, почему одни люди становятся великими композиторами, художниками или актёрами, а другие проживают обычную жизнь. Учёные установили, что в большинстве случаев дислексия связана с наследственностью. В семьях, где уже есть дислектики, шанс появления на свет ребёнка с дислексией гораздо выше. Но наука до сих пор не нашла какой-то определённый ген, отвечающий за это состояние.
Некоторые исследователи полагают, что дислексия – это эволюционный признак. Дело в том, что она встречается довольно часто, примерно у 15% людей, и при этом многие дислектики обладают ярко выраженными талантами в таких областях, как изобретательство и творчество.
Первым на это обратил внимание американский невролог Норман Гешвинд. Он заметил: если у довольно большой части населения отмечается такое, на первый взгляд, «неудобное» состояние, как дислексия, то не может ли это быть компенсирующим преимуществом? Иными словами, не даёт ли эволюция человеку новый инструмент, которым мы пока просто не умеем пользоваться?
Рональд Дейвис, автор новаторской методики коррекции дислексии, тоже считает это состояние не проблемой, а подарком судьбы. Человек с дислексией способен видеть картину целиком там, где остальные видят только детали. Он может выстраивать логические цепочки, которые другим даже не придут в голову. Он может в уме совмещать разрозненные элементы и составлять их в определённом порядке. У него необычно яркое, образное представление о мире и креативное мышление. Ну разве это не прекрасно?..
А теперь поговорим о проблемах
Какими бы сверхспособностями не награждала людей дислексия, она всё же создаёт определённые неудобства.
Прежде всего, дислексию нельзя «перерасти». Со временем ребёнок приобретёт те навыки, которые вызывали у него трудности, но взросление будет создавать новые проблемы. Школьная программа будет становиться всё сложнее, а учителя – всё требовательнее.
Если не упустить время, то с правильно подобранной программой коррекции дислексии ребёнок сможет овладеть навыками чтения к 8-9 годам. Он научится читать сложные тексты и будет понимать прочитанное так же хорошо, как его сверстники. Но вполне может быть, что он по-прежнему будет читать медленно и с усилием.
Его состояние может повлиять и на другие сферы жизни. Ребёнку или подростку с дислексией трудно запоминать последовательность действий и порядок, прописанный в инструкциях. Он часто бывает неорганизованным и забывчивым. Его медлительность может раздражать. Одноклассники будут смеяться над ним, обзывать и дразнить. Всё это способно сильно расстроить ребёнка-дислектика и вызвать у него ощущение беспомощности и бесполезности.
Как родители могут помочь ребёнку с дислексией?
После этого можно записать его на специальную программу по коррекции дислексии. Такие программы всегда учитывают индивидуальные особенности ребёнка и составляются с учётом этой специфики.
Обязательно нужно продолжать читать с ребёнком, чтобы развить в нём любовь к чтению и обогатить его словарный запас.
Дети с дислексией обычно чувствуют себя расстроенными из-за того, что отстают от своих одноклассников. Родители должны повысить их уверенность в себе, помочь им найти и развить другие таланты. Им следует объяснить, что трудности сына или дочери никак не связаны с их умственным развитием.
Ещё один способ помочь дислектикам – это выполнять вместе с ними специальные упражнения, направленные на улучшение памяти, координации и навыков чтения, играть с ними в развивающие игры. Но основная помощь таким детям состоит в том, чтобы поддерживать дома тёплую, благоприятную, комфортную обстановку.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.