Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Князь Мышкин - святой или идиот?

Название великого романа Ф. М. Достоевского многозначно. По словам самого писателя, «Идиот» — это выражение нравственно-философской позиции, отражение его литературных принципов. Достоевский пытается изобразить «положительно прекрасного человека», и создает роман о судьбе "пророка" в современном обществе, где в камине жгут деньги, лгут, убивают и сходят с ума.

Из Швейцарии, куда был отправлен "по какой-то странной нервной болезни, вроде падучей или виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог" возвращается князь Мышкин — человек поразительной кротости и тонкий психолог. В Петербурге князь знакомится с Парфёном Рогожиным, сыном богатого купца, роковой красавицей Настасьей Филипповной и многими другими. Генералы и попрошайки, купцы и обедневшие аристократы сталкиваются со странностями князя — и каждый из них проявляет меняется и раскрывается.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин.

Оказавшись в центре петербургского общества, князь Мышкин стремится предложить помощь или спасти кого-либо из героев. Он взаимодействует практически со всеми героями романа, и одна из его главных функций – раскрыть внутренней мир персонажа. Мышкин с легкостью заводит с собеседником откровенный разговор, и для многих такое общение подобно исповеди.

Достоевский стремился показать читателю «положительно прекрасного», кроткого человека, похожего на Христа, и размышляет о том, что будет, если он окажется среди нас. Кто-то из героев смеётся над ним, а кто-то видит в нем прозорливца. Но всех объединяет одно: люди не принимают помощи и доводят князя до безумия.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Настасья Филипповна.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Настасья Филипповна.

Но почему же почти каждый герой романа хотя бы раз называл Мышкина "Идиотом"? Само слово имеет как минимум три значения:

Первое (и самое очевидное) — "дурак". В этом смысле слово неоднократно было использовано автором: Мышкин сам называет себя идиотом, в гневе идиотом его обзывают и Ганя Иволгин, и Настасья Филипповна (приняв его за лакея), и Аглая. Эта "бытовая" трактовка была поддержана В. Набоковым в его лекциях по русской литературе (отмечу, что к Достоевскому Набоков относился скептически). Он сравнивал Мышкина с фольклорным Иванушкой-дурачком.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин.

Второе значение - медицинское. Диагноз "идиотия" является тяжёлой формой умственной отсталости (олигофрении), которая характеризуется отсутствием психических реакций и членораздельной речи. В этом смысле Мышкин становится идиотом после убийства Настасьи Филипповны. Но в этом контексте термин использован не совсем верно: в медицине олигофрению и эпилепсию не связывают. Более того, вылечить идиотию до такой степени, чтобы пациент мог полностью обрести утраченные навыки, почти невозможно. Но к вопросу эпилепсии мы еще вернемся...

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин в Летнем саду.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин в Летнем саду.

И, наконец, третье значение - идиотом совсем не обязательно является больной человек, ведь раньше так называли того, кто не вписывается в социальные нормы. Ещё одно значение слова «идиот» — юродивый, блаженный. В религиозной традиции такой человек является проводником Божественной любви. Мышкин наделен христианской любовью и добротой, в служении другим и заключался смысл его жизни, и это же определило его трагическую судьбу.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин у дома Рогожина.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин у дома Рогожина.

Но зачем Достоевский наделил главного героя эпилепсией?

Достоевский, сам страдавший этим недугом, неоднократно вводил в свои произведения героев с этим заболеванием: девочка Нелли в «Униженных и оскорблённых», Мурин в «Хозяйке». А после «Идиота» эпилептиком будет Смердяков в «Братьях Карамазовых».

Но эпилепсия Мышкина - не просто болезнь, а важнейшая составляющая образа. Именно припадки делают его сверхчувствительным и, соотвественно, отличным от других героев: «…В эпилептическом состоянии его была одна степень почти пред самым припадком… когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его».В этом контексте эпилепсия — инструмент. Физические страдания отвлекают его от душевных страданий. «Страдания и раны, мука телесная, все это от душевного страдания отвлекает. А ведь самая сильная боль не в ранах, а в том, что потом душа из тела вылетит». В этой фразе содержится религиозный подтекст, тело – оболочка души.

Болезнь князя — не причина или же следствие событий, который происходят в романе. Она — необходимое обстоятельство, без которого созданный Достоевским герой оказался бы невозможен. Но «Ахиллесовой пятой» Мышкина стал не физический недуг, а чрезмерная увлеченность идеей спасения чужой души.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Набережная.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Набережная.

Предлагаю вспомнить сцену, в которой Рогожин пытается убить князя Мышкина. Увидев нож в руках Парфена, он не пытается спастись, а только кричит: «Не верю!»...

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин у Рогожина.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин у Рогожина.
«Затем, друг как бы что-то разверзлось пред ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он, однако же, ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак».
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Рогожин.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Рогожин.

Образ князя Мышкина может служить иллюстрацией отношений Христа к людям: он принимает всех, с кем свели его обстоятельства и готов полностью войти в их жизнь. Это абсолютная эмпатия, умение воспринимать другого человека как самого себя. Достоевский показывает, что Христос, войдя в человеческую жизнь, не меняет ее - Он помогает человеку, но не насилует его волю. Он стоит чуть в стороне и в этом смысле оказывается вторым, а не первым:

му служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20:28).

Во внешности князя (высокого молодой человек со светлой бородкой и большими глазами) действительно угадывается образ Христа. Сторонники этой теории отталкиваются от определения Достоевского в письмах: «князь-Христос». К страданиям приводит Мышкина и его абсолютная неприспособленность к жизни: «дитя совершенное», «младенец» – так называют смущающегося, как «десятилетний мальчик», князя другие герои. У Достоевского ребенок - образец безгрешности и красоты.

Ю. Яковлев в роли князя Мышкина.
Ю. Яковлев в роли князя Мышкина.

Неслучайно Достоевский вводит в сюжет романа и картину «Мёртвый Христос в гробу» Г. Гольбейна. Увидев копию в доме Рогожина, Мышкин произносит: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Как считает Леонид Гроссман, Достоевский «предполагал включить в роман трактовку князем Мышкиным гольбейнова шедевра… Вопросы атеизма и веры, реализма и натурализма здесь получили бы широкий простор. Но этот философский комментарий к Гольбейну он так и не написал, хотя картина Базельского музея поразила и восхитила его».

Г. Гольбейн мл., "Мертвый Христос в гробу".
Г. Гольбейн мл., "Мертвый Христос в гробу".

Как мы помним, Мышкин отказывается от свадьбы с Аглаей ради Настасьи Филипповны, а та сбегает из-под венца к Рогожину, который ее и убивает. В финале Рогожин и Мышкин сидят у тела любимой женщины: Рогожин впадает в беспамятство, а Мышкин возвращается в свое прежнее состояние — становится "идиотом", каким и был до лечения в Швейцарии. Но в этот раз болезнь лишена романтического и таинственного ореола - это серьезная патология.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Настасья Филипповна.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Настасья Филипповна.
И если бы сам Шнейдер явился теперь из Швейцарии взглянуть на своего бывшего ученика и пациента, то и он, припомнив то состояние, в котором бывал иногда князь в первый год лечения своего в Швейцарии, махнул бы теперь рукой и сказал бы, как тогда: "Идиот!"

Вот так главным героем лицом абсолютно светского произведения стал персонаж с психологией и нравственностью святого. Мышкин не молится и не исповедуется, но на протяжении всего произведения он являет ту меру христианской любви, которая доступна только святым, какими мы их знаем по житиям.

И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин и Рогожин у тела Настасьи Филипповны.
И. Глазунов, иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Князь Мышкин и Рогожин у тела Настасьи Филипповны.

Современники оценили «Идиота» не слишком высоко, однако роман оказал огромное влияние на идеи рубежа XIX–XX веков. Характерный пример — работы Фридриха Ницше. В «Антихристе» он повествует о «болезненном и странном мире, в который нас вводит евангелие, мире, где, как в одном русском романе, представлены, словно на подбор, отбросы общества, нервные болезни и «детский» идиотизм»...

А с начала ХХ века было выпущено множество экранизаций знаменитого романа в разных странах мира: в Италии, Франции, Великобритании, Японии, Индии, Германии и Польше. Самыми известными кинопостановками в России стали немой короткометражный фильм Петра Чардынина (первая экранизация романа).

Кадр из фильма "Идиот" (1910).
Кадр из фильма "Идиот" (1910).

В 1958 году на экраны вышел фильм Ивана Пырьева, главную роль в которой исполнил Юрий Яковлев.

Известен и многосерийный фильм, снятый в 2003 году Владимиром Бортко с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым в главных ролях.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Как вам иллюстрации И. Глазунова? И какая из киноверсий (1910, 1958, 2003) вам нравится больше всего?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться :)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут быть вам интересны: