Музыка «звучит» на страницах многих романов, повестей и стихотворений: Илья Обломов испытывал слабость к бельканто (bel canto — «красивое пение», виртуозная техника исполнения), на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» дирижировал сам Иоганн Штраус, а Лариса из "Бесприданницы" исполняла романсы М. И. Глинки. На музыкальные вкусы героев оказали влияния пристрастия авторов — знатоков и любителей музыки. Вспоминаем, какие музыкальные произведения вдохновляли великих классиков русской литературы.
Булгаков и Гуно:
Михаил Булгаков приобщился к музыке благодаря матери, Варваре Покровской. В личном архиве писателя сохранились его театральные билеты, и благодаря этому известно, что свою любимую оперу, «Фауста» Ш. Гуно, Булгаков слушал как минимум 41 раз. Именно эта опера фигурирует в романе «Мастер и Маргарита».
Многие имена в романе связаны с музыкальной сферой. Прозвище Коровьева — Фагот (язычковый духовой инструмент), директор варьете, Римский, вызывает ассоциации с композитором Римским-Корсаковым, а фамилия профессора медицины — Стравинский. Михаила Берлиоза автор напрямую связывал с композитором Гектором Берлиозом.
Из явных отсылок к опере Гуно следует вспомнить и момент на балу, когда Коровьев обращается к Маргарите:
«Имею честь рекомендовать вам, королева, директора театра и доктора прав господина Гёте, а также господина Шарля Гуно, известного композитора».
В опере Гуно Валентин прощается с сестрой перед уходом на войну и исполняет каватину «Dieu clement, o Dieu d'amour!» («Бог всесильный, бог любви!»). Похожий эпизод мы встретим в «Белой гвардии», когда брат Елены Турбиной-Тальберг уходит на фронт:
«Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет:
Я за сестру Тебя молю,
Сжалься, о, сжалься Ты над ней!»
Пушкин и Моцарт:
Великий русский поэт начал интересоваться музыкой еще во время обучения в лицее - именно там проходили музыкальные вечера, а лицеисты собирались, чтобы исполнить «национальные песни» (импровизации на известные мелодии). Пушкин лично был знаком с композиторами-современниками - Алексеем Верстовским, Александром Алябьевым и Михаилом Виельгорским.
Неудивительно, что в своих произведениях Пушкин неоднократно использовал музыкальные аллюзии: в путешествии Онегина упоминается «упоительный Россини» — самый модный композитор эпохи, а соседка Ленского, Дуня, исполняет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Ф. Кауэра. А говоря о письме Татьяны, автор сравнивает его с «разыгранным Фрейшицем перстами робких учениц» - имеется в виду опера К. М. фон Вебера «Вольный стрелок» («Der Freischütz»).
Но центральное произведение поэта о музыке - "Моцарт и Сальери", где Пушкин упоминает целую плеяду известных композиторов (Пуччини, Глюк, Гайдн). Также в пьесе звучит Реквием Моцарта, опера «Дон Жуан» и ария Керубино «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро».
Островский и Римский-Корсаков:
Александр Островский дружил с молодым композитором Петром Чайковским, и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в либретто. Позднее композитор написал музыку для пьесы Островского «Снегурочка». А спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался и Н. Римский-Корсаков. Завершая работу над произведением, он сказал:
«Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».
Одна из самых знаменитых героинь Островского, Лариса Огудалова из "Бесприданницы", согласно авторским ремаркам, поет романс А. Гурилева «Матушка, голубушка». В пьесе также звучит романс М. Глинки «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»), а погибает героиня под звуки цыганского хора.
Достоевский и Россини:
Федор Михайлович был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи» упоминается балетная сцена из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо, перекликается со сценой «Севильского цирюльниак» Россини:
«— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.
— Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но…
<…>
— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.
— Rosina! — запели мы оба».
Кстати, в то время парию Розины исполняла известная оперная певица Полина Виардо.
Оказавшись на каторге, писатель документировал фольклор заключенных и многое вошло в повесть «Записки из Мертвого дома»: тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, автор восклицал:
«Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге».
Достоевский был лично знаком с композитором, а «Руслан и Людмила» была любимой оперой писателя.
Гончаров и Беллини:
В произведении И. Гончарова «Обломов» Илья Ильич и Ольга Ильинская восхищаются оперой В. Беллини «Норма», а точнее, каватиной главной героини "Casta diva". Сначала Обломов мечтает, как арию будет исполнять его будущая жена, а затем Ольга Ильинская споет это сложнейшее произведение, после чего Илья Ильич признается ей в любви. Героиня отличается от других барышень, исполняющих салонные романсы.
Название арии Casta diva переводится как «Пречистая богиня», но посвящена она, как утверждают, богине луны. Об этом помнит и сам Обломов, говоря о произведении следующее:
«…как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»
Драматический исход отношений Обломова и Ильинской заранее предсказан трагической судьбой героини оперы Беллини: любовь Нормы к Поллиону, как и чувства главных героев романа, обречена.
А какие музыкальные произведения вы замечали на страницах известных книг? Делитесь в комментариях!
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи о литературе, которые могут быть вам интересны: