Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Плейлист русских классиков: какая музыка звучит в известных произведениях?

Оглавление

Музыка «звучит» на страницах многих романов, повестей и стихотворений: Илья Обломов испытывал слабость к бельканто (bel canto — «красивое пение», виртуозная техника исполнения), на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите»​ дирижировал сам Иоганн Штраус​, а Лариса из "Бесприданницы" исполняла романсы М. И. Глинки. На музыкальные вкусы героев оказали влияния пристрастия авторов — знатоков и любителей музыки. Вспоминаем, какие музыкальные произведения вдохновляли великих классиков русской литературы.

Булгаков и Гуно:

Михаил Булгаков​ приобщился к музыке благодаря матери, Варваре Покровской. В личном архиве писателя сохранились его театральные билеты, и благодаря этому известно, что свою любимую оперу, «Фауста»​ Ш. Гуно, Булгаков слушал как минимум 41 раз. Именно эта опера фигурирует в романе «Мастер и Маргарита».

Афиша к опера Ш. Гуно "Фауст".
Афиша к опера Ш. Гуно "Фауст".

Многие имена в романе связаны с музыкальной сферой. Прозвище Коровьева — Фагот (язычковый духовой инструмент), директор варьете, Римский, вызывает ассоциации с композитором Римским-Корсаковым, а фамилия профессора медицины — Стравинский. Михаила Берлиоза автор напрямую связывал с композитором Гектором Берлиозом.

Из явных отсылок к опере Гуно следует вспомнить и момент на балу, когда Коровьев обращается к Маргарите:

«Имею честь рекомендовать вам, королева, директора театра и доктора прав господина Гёте, а также господина Шарля Гуно, известного композитора».
Ш. Ф. Гуно, портрет 1880-х годов.
Ш. Ф. Гуно, портрет 1880-х годов.

В опере Гуно Валентин прощается с сестрой перед уходом на войну и исполняет каватину «Dieu clement, o Dieu d'amour!» («Бог всесильный, бог любви!»). Похожий эпизод мы встретим в «Белой гвардии», когда брат Елены Турбиной-Тальберг уходит на фронт:

«Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет:

Я за сестру Тебя молю,

Сжалься, о, сжалься Ты над ней!»

Пушкин и Моцарт:

Великий русский поэт начал интересоваться музыкой еще во время обучения в лицее - именно там проходили музыкальные вечера, а лицеисты собирались, чтобы исполнить «национальные песни» (импровизации на известные мелодии). Пушкин лично был знаком с композиторами-современниками - Алексеем Верстовским, Александром Алябьевым​ и Михаилом Виельгорским.

Неудивительно, что в своих произведениях Пушкин неоднократно использовал музыкальные аллюзии: в путешествии Онегина упоминается «упоительный Россини» — самый модный композитор эпохи, а соседка Ленского, Дуня, исполняет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Ф. Кауэра. А говоря о письме Татьяны, автор сравнивает его с «разыгранным Фрейшицем перстами робких учениц» - имеется в виду опера К. М. фон Вебера «Вольный стрелок» («Der Freischütz»).

К. М. фон Вебер.
К. М. фон Вебер.

Но центральное произведение поэта о музыке - "Моцарт и Сальери", где Пушкин упоминает целую плеяду известных композиторов (Пуччини, Глюк, Гайдн). Также в пьесе звучит Реквием​ Моцарта, опера «Дон Жуан» и ария Керубино «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро».

"Моцарт и Сальери", иллюстрация М. Врубеля.
"Моцарт и Сальери", иллюстрация М. Врубеля.

Островский и Римский-Корсаков:

Александр Островский​ дружил с молодым композитором Петром Чайковским, и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в либретто. Позднее композитор написал музыку для пьесы Островского «Снегурочка»​. А спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался и Н. Римский-Корсаков​. Завершая работу над произведением, он сказал:

«Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Одна из самых знаменитых героинь Островского, Лариса Огудалова из "Бесприданницы", согласно авторским ремаркам, поет романс А. Гурилева «Матушка, голубушка». В пьесе также звучит романс М. Глинки «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»)​, а погибает героиня под звуки цыганского хора.

Л. Гузеева в роли Л. Огудаловой.
Л. Гузеева в роли Л. Огудаловой.

Достоевский и Россини:

Федор Михайлович был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи»​ упоминается балетная сцена из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо, перекликается со сценой «Севильского цирюльниак» Россини:

«— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.

 — Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но…

<…>

— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.

 — Rosina! — запели мы оба».

Кстати, в то время парию Розины исполняла известная оперная певица Полина Виардо.

Полина Виардо - оперная певица, вокальный педагог и композитор. Является прототипом главной героини романа «Консуэло» Жорж Санд.
Полина Виардо - оперная певица, вокальный педагог и композитор. Является прототипом главной героини романа «Консуэло» Жорж Санд.

Оказавшись на каторге, писатель документировал фольклор заключенных и многое вошло в повесть «Записки из Мертвого дома»: тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, автор восклицал:

«Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге».

Достоевский был лично знаком с композитором, а «Руслан и Людмила» была любимой оперой писателя.

Гончаров и Беллини:

В произведении И. Гончарова «Обломов» Илья Ильич и Ольга Ильинская восхищаются оперой В. Беллини «Норма», а точнее, каватиной главной героини "Casta diva". Сначала Обломов мечтает, как арию будет исполнять его будущая жена, а затем Ольга Ильинская споет это сложнейшее произведение, после чего Илья Ильич признается ей в любви. Героиня отличается от других барышень, исполняющих салонные романсы.

Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И. И. Обломова".
Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И. И. Обломова".

Название арии Casta diva переводится как «Пречистая богиня», но посвящена она, как утверждают, богине луны. Об этом помнит и сам Обломов, говоря о произведении следующее:

«…как выпла­кивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»

Драматический исход отношений Обломова и Ильинской заранее предсказан трагической судьбой героини оперы Беллини: любовь Нормы к Поллиону, как и чувства главных героев романа, обречена.

А какие музыкальные произведения вы замечали на страницах известных книг? Делитесь в комментариях!

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о литературе, которые могут быть вам интересны: