Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Женские архетипы в мировой литературе: от Миледи до Лолиты

1. Медея - плохая мать (Еврипид, «Медея», Людмила Улицкая, «Медея и ее дети», Жан Ануй, «Медея»:

Волшебница Медея помогает Ясону сбежать с золотым руном за обещание любить ее вечно. Но когда он собирается жениться на другой, Медея убивает их маленьких сыновей.

Фредерик Сэндис, "Медея", 1866—1868.
Фредерик Сэндис, "Медея", 1866—1868.

История о женщине, убившей детей из ревности, стала каноном — после Еврипида ее повторяют и Софокл, и Сенека, и Овидий. Но вплоть до ХIХ века в глазах общественности она оставалась воплощением зла. Даже великий Корнель, создатель французской трагедии, не смог переписать историю Медею так, чтобы вызвать сочувствие зрителей.

Возможно, Медея вовсе не всегда была детоубийцей. Есть теория, что Еврипид изобразил героиню злодейкой за взятку от жителей Коринфа, желающих очистить себя от дурной славы.

Позднее в психологии появляется синдром Медеи - героиня поступила чудовищно, однако она является жертвой непреодолимой любви к Ясону. И если после таких обстоятельств женщины впадают в депрессию или даже пытаются свести счеты с жизнью после измены, то Медея осуществляет коварный план. Многие женщины, подобно злой волшебнице, верят в обещания верности и приносят жертвы ради своего мужчины только для того, чтобы быть использованными и покинутыми честолюбивыми Ясонами.

🔸 Вам может быть интересна моя статья "Медея: самая жестокая героиня древнегреческой мифологии, убившая брата, детей и мужа"

2. Лолита - нимфетка, вечный ребенок (Владимир Набоков, «Лолита»):

Сегодня встретишь не так много людей, читавших роман, но нарицательное имя Лолиты знакомо практически каждому. Мог ли В. Набоков предположить, что он дал имя одной из самых культовых героинь, чей образ не теряет популярность и в XXI веке?

Кадр из фильма С. Кубрика "Лолита".
Кадр из фильма С. Кубрика "Лолита".

Лолита — девочка в теле женщины, характеризующаяся сочетанием инфантильности и дерзости. Но образу было необходимо визуальное воплощение: в 1962 году на экраны выходит фильма Стенли Кубрика «Лолита», главную роль в котором исполнила 14-летняя Сью Лайон. Именно ее образ стал каноническим: детская угловатость и вызывающая сексуальность. Такой Baby Look с белыми гольфами, рукавами-фонариками и розовой конфеткой уже был известен раннее. Его антиподом является образ Bad Girl – с вульгарным макияжем и манерами. Но именно в образе Лолиты эти противоположности соединяются во взрывоопасную смесь.

🔸 Вам может быть интересна моя статья "Как читать "Лолиту" Набокова?"

3. Настасья Филипповна - инфернальная женщина (Ф. М. Достоевский, "Идиот").

Инфернальная женщина Ф.М Достоевского – красавица с трагической судьбой. Вокруг таких женщин возникает вулкан страстей, накаленная атмосфера, соперничество и поединки. И это неудивительно, ведь помимо визуальной красоты, инфернальной красавице присущ независимый и гордый нрав Такая женщина непредсказуема, и этим она пленяет мужчин.

Постер к 1 части фильма "Идиот", 1958.
Постер к 1 части фильма "Идиот", 1958.

Но что делает образ роковым и инфернальными? По мнению психологов, основная причина кроется в не самом счастливом и благополучном детстве. В семьях, где матери являются главой семьи, у ребёнка выстраивается понятие о взаимоотношениях мужчины и женщины.  Поэтому, повзрослев, девочка будет управлять и манипулировать мужчинами. Другие же психологи отмечают, что еще одной особенностью психики роковых женщин является их неспособность любить. Если они влюбляются, то не доверяют ни себе, ни партнеру, считая демонстрацию чувств слабостью. Таким образом, они обречены на вечную игру по "законам саморазрушения".

🔸 Вам может быть интересна моя статья "Что скрыто в образе Настасьи Филипповны?"

4. Принцессы детских сказок - дева в беде (Ш. Перро "Золушка", "Спящая красавица", Братья Гримм, "Белоснежка"):

Один из самых распространенных и древних архетипов, подчеркивающий пассивное положение женщины, ожидающей своего принца-спасителя на белом коне. Чаще всего девой в беде оказывается красивая молодая девушка в трудной ситуации. Выбраться из беды самой не предоставляется возможным, поэтому, начинается ожидание помощи извне. В таких сюжетах могут фигурировать сразу 3 персонажа: дева в беде, спаситель и агрессор. Их взаимоотношения и становятся движущей силой истории. Главной задачей девушки этого архетипа является попытка вызвать жалость и желание помочь.

«Принцесса и дракон», классическое изображение девы в беде, Паоло Уччелло, около 1470 года.
«Принцесса и дракон», классическое изображение девы в беде, Паоло Уччелло, около 1470 года.

Деву в беде деактивируют, лишают возможности принимать решения, толкают в объятия мужчины, который активирует принцессу: оживляет, расколдовывает или освобождает от проблем. В психологии для работы с навязчивым спасением в отношениях используют так называемый «Треугольник Карпмана»:

Жертва снимает с себя ответственность. Спаситель решает чужие проблемы, чтобы почувствовать себя нужным. Преследователи ощущают себя жертвами, тем самым оправдывая нападение. Но самое интересное, что в треугольнике Карпмана роли постоянно меняются, поэтому каждый из участников становится жертвой, пусть даже на время.

🔸 Вам может быть интересна моя статья "Как нас обманывает Дисней?"

5. Миледи Винтер - воительница (А. Дюма, "Три мушкетёра", "Двaдцать лeт спyстя", "Мушкeтёры", "Юнoсть мушкeтёров":

Противоположность вышеупомянутой девы в беде. Персонаж этого архетипа - сильная, активная женщина, способная на подвиг. "Исчадие ада", "демон в обличие женщины" - так описывает Миледи автор. Даже доблестные мушкетёры признавались, что скорее согласились бы иметь дело с тысячей вооружённых мужчин, чем с этой женщиной.

Маргарита Терехова в роли Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978.
Маргарита Терехова в роли Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978.

Девы-воительницы противостоят стереотипам и занимаются «мужскими» делами: войной или политическими интригами. В более ранних сюжетах такие воительницы действительно принимали участие в битвах (например, амазонки), а в более поздних произведениях характерными чертами таких героинь стали эмансипация и возможность постоять за себя не столько физической силой, сколько умом. Независимость воительницы может пробуждать в читателе возмущение, которое будет смешано с восхищением ее смелостью.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайк и не забудьте подписаться

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)