Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Почему Ставрогин - не главный Бес?

Эта статья будет посвящена разбору романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сразу скажу, что все изложенное - субъективная точка зрения, которую я не навязываю и не призываю со мной соглашаться.

Можно сколько угодно обвинять Достоевского в запутанных сюжетах и непростом слоге, но невозможно не отметить многогранных персонажей, которых хочется разгадывать и анализировать (кстати, недавно вышел мой разбор Настасьи Филипповны )

Самым неоднозначным персонажем "Бесов" для меня стал Николай Ставрогин. Но я не соглашусь, что он является тем самым главным бесом, который деморализует общество. Герои произведения пытаются повесть на него ярлык злодея, но сущность Ставрогина не может быть оценена однозначно.

«…это был самый изящный джентельмен из всех, которых мне когда-либо приходилось видеть. Одних особенно прельщало, что на душе у него есть, может быть, какая-нибудь роковая тайна; другим положительно нравилось, что он убийца. Все наши дамы были без ума от нового гостя. Они резко разделились на две стороны, — в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения».

Николай Ставрогин в исполнении М. Матвеева. Сериал "Бесы", 2014.
Николай Ставрогин в исполнении М. Матвеева. Сериал "Бесы", 2014.

Уже на начальном этапе знакомства с персонажем автор дает нам намек на темную сторону его души, но одновременно и на некий романтический ореол, который притягивает дам. Каждая сцена усиливает впечатление о дуальности Ставрогина, это подчеркивается в использовании такого приема как «оксюморон» при описании внешности героя: «отвратительная красота».

Все, что делает Ставрогин можно назвать агонией сверхчеловека. Пока его душа разлагалась, гниение порождало духовных детей Ставрогина: Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева. А они, в свою очередь, порождают более мелких бесов, и эта бесовщина распространялась в геометрической прогрессии. Практически весь роман посвящен разгадке тайны Ставрогина, так как его «духовная раздвоенность» захватывает не только читателя, но и его сподвижников.

"Бесы", 2014.
"Бесы", 2014.

Но Достоевский концентрирует действия не вокруг Ставрогина, а вокруг Верховенского, на это доминирование в сюжете намекает и фамилия героя. Для него не существует каких-либо ценностей, включая человеческую жизнь. Верховенский хладнокровно планирует убийство Шатова, бросает "пятерку", цинично использует намерение Кириллова застрелиться, чтобы замести следы. Суть этого человека – принижение всего и всех для оправдания собственного «я». Верховенский стремится управлять людьми, но понимает, что мелковат для «властителя дум» и потому делает ставку на Ставрогина. Он агитирует, подстрекает, манипулирует. С помощью психологического давления он превращает героев в "бесов". За месяц тихий город превращается в адскую воронку, большинство действующих лиц гибнет, сходит с ума или сбегает. Достоевский задумал антинигилистический памфлет, а получился политический триллер, раскрывающий экзистенциальные вопросы.

Бердяев справедливо пишет: "Ставрогин - солнце, вокруг которого все вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Все тянется к нему, как к солнцу, все исходит от него и возвращается к нему, все есть лишь его судьба".

Но если Ставрогин - это идея, то остальные герои есть воплощение этой самой идеи. Русские ницшеанцы Ставрогин и Кириллов были только одержимыми, а революционеры и стали теми самыми бесами. В связи с этим кажутся наивными попытки Верховенского уговорить Ставрогина возглавить русскую революцию, стать «Иваном-Царевичем». Ставрогин глубже и сложнее всех социалистических идей. Подобно холере он распространяет свое влияние на каждого героя романа.

Самое сильное проявление этой «болезни» мы увидим в образе Марии Лебядкиной. Ее диагноз сформулировать сложно, объясним это недомогание тем, что в героиню «бес вселился». Тайна брака Лебядкиной со Ставрогиным прояснится, но если обратиться к одному из мотивов народных легенд, то мы получим «женщину, влюбленную в черта». Ставрогин воспринимается как герой сказаний о сожительстве женщины с дьяволом (в этой связи его можно сравнить и с инкубом). Но тогда и Хромоножка - инфернальное существо, так как хромота - характеристика черта (хотя существуют теории, согласно которым эта героиня воплощает образ матери, души мира).

"Бесы", 2014.
"Бесы", 2014.

«Вспомните, что вы значили в моей жизни, Николай Ставрогин» - такое могла бы сказать Ставрогину каждая из женщин (кроме Хромоножки у Ставрогина была связь с Марией Шатовой в Париже, отношения с Лизой Тушиной, и скандальная история с Дарьей Шатовой).

Знаменитая глава «У Тихона» является кульминацией личной трагедии Николая Ставрогина. По замыслу Достоевского эта ключевая глава должна была объяснить суть внутреннего конфликта и мотивы поступков.

«Я вам серьезно и нагло скажу: я верую в беса, верую канонически ,в личного, не в аллегорию и мне ничего не нужно ни от кого выпытывать, вот вам и все» - заявляет наш герой Тихону. И в этот момент происходит столкновение двух сил - Бога и Дьявола.

"Бесы", 2014.
"Бесы", 2014.

Ставрогин дает Тихону читать свою исповедь, где подробно изложена история растления Матреши. Но если в начале главы Ставрогин вел себя надменно, то к концу он признается, что ни один из его проступков не доставлял ему стольких переживаний, как тот, с Матрешей. И здесь мы впервые сталкиваемся с доказательством того, что у героя все же присутствуют проблески сознания и нравственности. Возможно ли представить такие душевные метания у Верховенского? Сомневаюсь.

Ставрогин принадлежит к людям, которые «голодные на эмоции». А его поступки — мощнейший источник подпитки энергии. Следуя заповедям Достоевского, герой раскаивается в содеянном, но уже поздно: "...отец, прости им, ибо они не ведают, что творят".

Да и способ самоубийства Ставрогина символичен - он вешается, подобно своей жертве. Самоубийство Ставрогина ничего не меняет, так как еще при жизни его постигло наказание - духовная смерть.

"Бесы", 2014.
"Бесы", 2014.

В стремлении реализовать один из важнейших литературных замыслов Достоевский лепил образ многогранной демонической натуры. Я не оправдываю Ставрогина, на его совести множество низких поступков, но его главный грех - равнодушие ("знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"). Но это не бес, а запутавшийся человек, который борется с бесами внутри себя самого.

А как вы считаете, кто является главным Бесом в романе? Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-каналеА для аудиалов - подкасты :)