Найти тему

Наследие Фоменко: один из 30 выпущенных суперкаров Marussia своими глазами

В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Приветствую вас, друзья и подписчики моего канала!

Как известно, суперкар Marussia вошел в историю нашей страны как еще одно одно воплощение знаменитой премьер-министра Виктора Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда". Этот проект промелькнул на небосводе российского автопрома буквально за каких-то три-четыре года - и все же оставил память на долге время.

Открыл его в 2007 году сам Николай Фоменко - актер, шоумен и музыкант. Но главное, человек, крайне неравнодушный к автомобилям. Те, кто постарше, помнят его как ведущего в телепроекте Угон-шоу "Перехват" на НТВ конца девяностых. А поклонники автоспорта узнали о нем уже в начале двухтысячных - причем не только в России, но и далеко за ее пределами. Тогда Фоменко участвовал в гоночных командах, которые под российскими флагами выступали в мировом чемпионате суперкаров, неплохо проявив себя даже на легендарном Ле-Мане...

Marussia B1 выпуска 2011 года. Фото автора
Marussia B1 выпуска 2011 года. Фото автора

Итак, в 2007-м Фоменко объявил, что у России появится собственный суперкар - причем не какой-то единичный образец, а именно серийный продукт. Вскоре появилось финансирование, а затем началась его разработка. Понятное дело, проект современной спортивной машины был беспрецедентным для нашей страны - да и всего СНГ. Ведь хотя прежде у Советского Союза и был определенный опыт в подготовке гоночных болидов, настоящих спорткаров, да еще и приспособленных для дорог общего пользования, здесь никогда не строили.

Тем не менее, Фоменко использовал свой (и своих коллег) опыт, набранный в гоночных проектах за рубежом. И практически сразу стало понятно, что ориентироваться нужно на иностранные конструкции. Причем не просто ориентироваться - для сокращения сроков разработки придется брать целые агрегаты практически целиком. Так, например, на первых Марусях появились двигатели Nissan VQ35. Пусть объемом 3,5 литра и мощностью не более 250 л.с, но зато доступные и надежные...

Фото автора
Фото автора

Поначалу ход проекта заставлял удивляться даже отчаянных скептиков - все шло очень неплохо. Суперкары разрабатывались, строились прототипы, которые проходили краш-тесты и прочие испытания. В 2010 году Marussia (название марки написали латиницей, надеясь в том числе на экспорт) заявила о том, что почти готова к выпуску серийных машин. Первенец компании, двухместное спорткупе Marussia B1, должен был за несколько лет найти почти три тысячи покупателей! В сентябре того же года компания открыла дилерский центр в Москве, где машину можно было увидеть вживую...

Параллельно Фоменко сумел проникнуть еще и в Формулу-1. При финансовой поддержке своих спонсоров он сумел договориться, чтобы надпись Marussia появилась на самых быстрых болидах мира! И пусть это была команда слабого уровня (хотя и основанная известным британским бизнесменом и авиатором Ричардом Брэнсоном), но масштабы "раскрутки" нового российского бренда впечатляли!

Так что же пошло не так?

Фото автора
Фото автора

Уже к весне 2011 года стало понятно, что проект все же явно отстает от графика - серийные Маруси на дорогах России так и не появлялись. Потенциальные покупатели стали разочаровываться в проекте, чувствуя, что это очередной "мыльный пузырь". И хотя в июне того же года Фоменко заявил, что в портфеле у его компании как минимум 700 заказов - это, вероятно, был всего лишь блеф. Ведь если бы каждый из 700 человек внес за машину какую-то весомую предоплату, этих денег вполне могло бы хватить на организацию хотя бы мелкосерийной сборки. Но даже этого Marussia не получила!

Не все причины провала проекта официально не раскрываются, но нет почти никаких сомнений, что на первом плане здесь финансы. Хотя сами экс-руководители Marussia ссылаются на то, что чуть ли не в последний момент концерн Renault запретил своей "второй половинке" в лице Nissan поставлять партию двигателей VQ35 для Маруси - с трудом вертится, что один лишь этот факт мог поставить крест на всем проекте. В конце концов, планируемая цена Маруси была гораздо выше, чем у любого автомобиля японской компании, имеющей такой двигатель. Проще говоря, в качестве крайней меры можно было покупать новенькие Ниссаны и снимать с них двигатели. Да, "в цивилизованном мире" так никто не делают - но здесь же за дело взялись чокнутые русские!

Фото автора
Фото автора

Хотя в том-то и дело, что после серьезно затронувшего Россию кризиса 2009-го даже обеспеченные люди стали гораздо осторожнее пускать "деньги на ветер". И в какой-то момент компания просто лишилась дополнительного оборотного капитала, чтобы "перехватить" моторы хотя бы для машин, которые были уже предзаказаны клиентами. Конечно, в срочном порядке руководство Marussia стало искать нового поставщика силовых агрегатов. И довольно оперативно нашло его в лице Cosworth. Точнее, вроде бы нашло. Соsworth предложил моторы гораздо более более мощные, но...

Так как эта британская инжиниринговая компания не является полноценным автопроизводителем, явно требовались деньги и время для того, чтобы наладить выпуск этих самых моторов. Кроме того, определенные ресурсы ушли и на адаптацию моторов Соsworth для суперкаров Marussia. Суд по всему, их у компании уже не было! Чем в итоге закончилось дело Соsworth, представители умалчивают...

Фото автора
Фото автора

Между тем, слухи о проблемах у Marussia рано или поздно должны были дойти до потенциальных клиентов. Сами инженеры признавали, что вывести на действительно приличный уровень потребительских качества суперкара B1 так и не удалось. Машина была словно случайно попавший в продажу прототип - который требовал серьезных доработок. К примеру, сам Nissan уже в 2009 году предложил для российского рынка свой суперкар GT-R - гораздо более удобный, надежный и быстрый, но при этом еще и более дешевый! Только лишь до 2017 года японская компания продала в России почти 650 таких машин... От Marussia же клиенты отворачивались один за другим.

Параллельно рассыпался и медийный проект в гонках Формулы-1. Болиды этой команды были в явных аутсайдерах и не показывали сколько-нибудь приличных результатов, но даже у них название Marussia вскоре пропало. В 2012-2013 годах компания изо всех сил боролась за жизнь, но в апреле 2014-го вынуждена была признать: это конец! И хотя позднее Фоменко пытался запустить в прессу слухи о том, что сборку машин можно продолжить в Финляндии, ему уже вряд ли кто-то поверил. Трудно оспаривать, что репутация шоумена понесла серьезные потери из-за неудавшегося проекта...

Фото автора
Фото автора

Так сколько же выпущено суперкаров Marussia? В открытых источниках есть данные, что всего изготовили 48 или 49 машин. Из них лишь 5 считались условно серийными - то есть выпущенными специально для продажи. А остальные 44 - якобы для различных испытаний. Но главный инженер проекта, Игорь Ермилин, сообщает, что по факту "выжило" не менее 30 экземпляров. Большинство из них якобы уже задним числом передали тем, кто внес максимальный вклад в поддержку Маруси. Это похоже на правду, ведь в сети можно найти фотографии 15 или даже 20 разных (сужу по цветам и городам) экземпляров только одной лишь модели Marussia B1.

Опять же, сообщается о том, что лишь 4 машины получили официальные российские госномера для движения по дорогам общего пользования. Но в число 20 все же верится охотнее. Пусть эти машины не ездят по дорогам, они все же находятся в России. И пусть часть из них находится в полуразобранном состоянии, но все же существует!

-8

Интерьер Marussia B1

А на ваших экранах - именно тот редчайший экземпляр, который имеет российскую регистрацию. Отснятая мной на Игоре в августе 2023 года Marussia B1. Это личный экземпляр Романа Русинова - автогонщика, который при более удачном стечении обстоятельств имел шанс стать первым российским пилотом Formula 1. Сейчас он сосредоточился на местных соревнованиях - и, как это ни странно - на создании нового проекта по сборке суперкаров в России. Судя по всему, именно эта машина натолкнула его на создание проекта Rosso. Премьеру которого я очень надеюсь своими глазами увидеть на Игоре теперь уже в этом году!

К слову, пока я фотографировал эту голубую Марусю, сам Русинов рассказывал об обоих проектах - Marussia и Rosso. Хотя информации (точнее, личных впечатлений) по данной B1 он давал немало и в соцсетях, в основном все сводится к тому, что экземпляр этот очень сырой и его пришлось доводить до ума. Насколько я понимаю, сейчас это чуть ли не единственная Marussia именно в такой конфигурации, которую выставляют на всеобщее обозрение. Экземпляр относительно ранний (и оттого сырой), 2011 года выпуска. Двигатель в ней как раз разработки Cosworth, V6-2.8i Turbo-360 л.с.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой новый канал - впереди еще много интересного!
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой новый канал - впереди еще много интересного!
Авто
5,66 млн интересуются