В 2010 году Чогьял Намкай Норбу любезно дал интервью газете “The Mirror” в Южном Ташигаре о различных аспектах цикла учений “Лонгсал” или “Сокровенной сущности дакини светоносной ясности Вселенной” - собрании учений, открытых Чогьял Намкай Норбу Ринпоче. Большинство из них были получены во снах ясности и дневных ви́дениях на протяжении многих лет. Особо удачливые ученики получили огромную пользу из мудрости и ясности этих учений.
Учения Лонгсал были переведены с тибетского и отредактированы Адриано Клементе, собраны и опубликованы изданием Шанг Шунг.
Чогьял Намкай Норбу любезно дал интервью “The Mirror” в Южном Ташигаре о различных аспектах этих драгоценных учений, которое мы очень рады опубликовать снова.
The Mirror: Ринпоче, серия ваших Учений Лонгсал названа “Лонгчен Осел Кхандро Ньингтиг”, что означает “Цикл Лонгсал” или “Сокровенная сущность дакини светоносной ясности Вселенной”. Что именно означает “Лонгсал” и почему вы выбрали именно такое заглавие для серии учений терма?
Чогьял Намкай Норбу: “Лонг” означает “лонгчен” - Вселенная, и относится не только в нашему представлению о Вселенной, но также более обширную Вселенную со всеми измерениями. В учениях мы оперируем измерениями Дхармакаи, Самбхогакаи и Нирманакаи, чистыми и нечистыми измерениями, так что Вселенная включает все эти виды измерений. Она называется “лонг”. Потом в “лонгчен” “чен” означает “полный”. “Ösel” - это свет, то есть все живые существа имеют эту изначальную потенциальность света, так что свет отражает все измерения во Вселенной.
“Кхандро Ньингтиг” означает знание, относящееся к энергии и энергию как принцип действия. Учения должны действовать для чьей-то реализации - для его постижения истинной природы, и это способ действия связан с дакини. Дакини - знак энергии всей Вселенной. Например, ‘Nangwa yabla tongpa yum’ означает, что видения, словно ямб, в то время как “юм” символизирует их потенциальность или истинное действо. Благодаря этому мы можем понять, что на самом деле означает принцип дакини, что это не просто какие-то существа, летающие и ходящие по небу. Некоторые люди думают о дакини именно так, но лучше пойти в истинный смысл. “Ньингтиг” означает суть знания: “ньинг” означает центр, центр знания, “тиг” означает что-то вроде тигле, потенциальности, и на самом деле представляет потенциальность всей целостности учений. Поэтому когда мы сокращаем это заглавие, говорим “Лонгсал” - это короткое название.
M: Многие циклы терма - это заново открытые учения мастера, учившего им в самый первый раз. Например, когда Гуру Падмасамбхава чувствовал, что время учить и практиковать ещё не пришло, он скрывал их для того, чтобы будущий тертон их открыл. Цикл Лонгсал такой или нет? Какие вообще существуют виды терма и к какому из них относится Лонгсал?
ЧНН: Большинство традиций терма произошло от Гуру Падмасамбхавы, и затем от его учеников, открывших различные виды учений терма. Но мы не можем сказать, что эта традиция связана только с Гуру Падмасамбхавой и не существовала до него. Конечно, физически учитель не дал все учения, особенно учения Дзогчен, Самбогакаи и Нирманакаи, физическим ученикам. Многие из этих учений открыты и получены другим способом и он называется терма - терма ума, терма ви́дений и т.д.
Гуру Падмасамбхава спрятал много учений, зная какой будет Кали-юга, каким будет человеческое состояние, что оно будет ухудшаться так, что проблем будет больше, а продолжительность жизни - меньше. Он знал, как учения помогут живым существам и какие именно понадобятся, чтобы в нужное время многие из его учеников родились в определенные периоды, открыли и распространили эти учения. Это и называется “тертон” и “терма”.
Иногда терма открыто и помещено в чей-то ум, а также есть терма на материальном уровне, которые помещены в статую, в скалу или другие объекты. Некоторые учения приходят из различных “дронбу”: материалов внутри чего-то, семян учений, семенных слогов или знаков этого учения. И когда у тертона есть связь с этим “дронбу”, все эти учения появляются через это “дронбу” в конкретном месте и времени, прочитываются и распространяются. Может быть и так.
В Серии Лонгсал есть все эти аспекты. Хотя многие из моих учений Лонгсал пришли через сны ясности, иногда учения появляются и передаются при встрече с учителями. Иногда я получаю учение, но не могу его записать. Если это терма ума, то записать их не составляет труда: у меня был и такой опыт. Большинство из этих учений получены во сне, так что я записываю немного. Если сон не окончен, позже могу увидеть некоторые тайные места с надписями на скалах и их прочесть. А иногда это книги, связанные с этими учениями, и я могу прочитать эти книги. Иногда когда терма не закончены, мой учитель Чангчуб Дордже или дядя Кхьенце Ринпоче помогают завершить их. Также у каждого терма есть особые охранители, они называются “mentsün” - класс дакини, которые сохраняют и работают с этим учением и помогают завершить его. Существует много аспектов таких терма, так что мы не можем сказать, что они проявляются только одним способом.
M: Ринпоче, серия ваших Терма Лонгсал была передана через сны какой-то конкретной дакини?
ЧНН: Большинство этих учений Лонгсал связаны с дакини, от которой я позже получил Танец Ваджры. Я обнаружил, что ее зовут Сукха Сиддхи и она является чем-то вроде эманации Гомадеви. В традиции Шангпа Кагью также есть йогини Сукха Сиддхи, жившая в Индии. Эти две Сукха Сиддхи одного имени, но отличаются принципиально. Они абсолютно разные. Первоисточник учения Дзогчен - Гомадеви - ученица Гараба Дордже всего два поколения спустя от Гараба Дордже.
М: Учения Лонгсал напрямую связаны с Дзогчен и Ану-йогой? Или вы выбрали фокусироваться на тех учениях цикла Лонгсал, которые больше связаны с иными аспектами?
ЧНН: Да. Эти учения Гомадеви, которыми мы располагаем, в основном связаны с Дзогчен и Ану-йогой. В целом, мы найдем Гомадеви в линии преемственности традиции Нингмапа во всех трёх сериях тантр Маха-йоги, Ану-йоги и Ати-йоги, которые называются “nang gyu de sum”. Гомадеви очень важна.
M: Должны ли эти учения храниться в тайне и почему они могут быть ещё более тайными, чем другие учения?
ЧНН: Природа знания Дзогчен - тайная. Обычные люди, у которых нет способности или удачи, не могут встретить и получить эти учения. И даже если получат, не могут понять или понимают неправильно. По этой причине очень важно для этого учения, чтобы учителя знали, есть ли у их учеников эта удача или состояние или нет. Мы не можем распространять это учение повсюду людям, у которых нет связи с этим учением.
М: Может ли учение Лонгсал быть названо “gongter” (сокровищем ума) или “tag nang” (чистым видением), или оно и то, и другое?
ЧНН: И то, и другое. Есть еще другой путь через ум. Я могу записывать, потому что дакини и учителя иногда привносят нечто в мои сны так, что я могу позже их записать. Не хочу сказать, что я как тертон традиции Ньингмапа, который может записать абсолютно всё. Все учения Лонгсал потребовали некоторых жертв. Многие записи будут продолжены в аспекте “таг нанг”; много видений приходит через сны, а некоторые не сны - иногда это видения во время дневной практики, указывающие на драгоценную связь и, таким образом,тоже могут быть разновидностью “таг нанг”.
М: Есть ли разница между терма ума и терма сновидения?
ЧНН: Нет большой разницы между терма ума и сновидения, потому что происхождение терма ума - это всегда наш ум. Сновидение тоже связано с ним, поэтому нет большой разницы.
М: Каков источник Учения Лонгсал согласно линии преемственности?
ЧНН: В линии преемственности Учений Лонгсал больше учений, связанных с Ану-йогой и иногда больше с Дзогчен. Происхождение учений Лонгсал всегда на уровне Дхармакаи. Затем, конечно, самый важный учитель Нирманакаи - Гараб Дордже - получил множество передач аспекта Самбхогакаи от Ваджрасаттвы, а иногда многие из этих передач были получены от аспекта Ваджрапани. Они также могут быть получены от 5 различных Дхъяни-Будд, так что мы не можем сказать, что это был только один способ. Зависит от того, какая часть практики связана с Самбхогакаей, а какая - с Дхармакаей.
М: Как много из ваших циклов Учений Лонгсал было уже открыто и как вы получаете разрешение передавать их ученикам?
ЧНН: Я передал своим ученикам и преподавал уже многие из этих Учений Лонгсал. Но это не значит, что я обучил всему, потому что некоторые учения должны быть переданы по-другому людям, обладающим и проявляющим способность, в ином случае учения создают проблему для людей без способности.
M: Кто основные охранители этих Учений Лонгсал?
ЧНН: Основной охранитель этих учений, безусловно - Экаджати.
Вторая по важности защитница, связанная с этими учениями - Дордже Юдронма, которая также связана в некотором смысле с проявлением Экаджати. Поэтому Дордже Юдронма и Церингма называются “mentsün”, что означает нечто вроде дакини, но также преимущественно относится к измерению Нирманакаи. Например, есть тайная гора, посвященная Дордже Юдронма в Бутане и гора, посвященная Церингма, в Гималаях. Это священные места, то есть они обладают связью на уровне Нирманакаи. Конечно, это всё относительно, и в истинном смысле они всегда охраняют учения и обладают измерениями не только на Земле, но и в других измерениях.
М: Можете рассказать о том, как вы получили посвящение в эти Терма Лонгсал в первый раз?
ЧНН: В первый раз я получил терма Лонгсал, когда мне было 7 лет и нечто вроде “дронбу” оказалось у меня в руках. В то время у меня не было знания о таких вещах. Я обнаружил правую часть символа Лонгсал позже, когда мне было 13, и эти символы очень часто появлялись в моих снах. У меня было несколько интересных снов, но по-прежнему не было ни понимания, ни знания о них. Такие сны мне снились, когда я путешествовал с восточного Тибета в центральный, а также был сон с охранительницей Дордже Юдронма - в тот период символ Лонгсал стал уже чем-то конкретным. Я также получил немного разъяснений о практике под названием “тра”, означающим ритуал с зеркалом, когда буквы, формы или цвета, которые передают что-то, появляются в зеркале.
Я сделал эту практику позже, когда прибыл в Сикким в 1959 и в тот период некоторые посвящения в это учение появились в зеркале. С того времени символ Лонгсал развивался. Но окончательно символ появился позже: я получил его почти одновременно с учением Танца Ваджры.
М: Появление одной части символа Лонгсал с последующей другой как-то связано с тем, как развивается терма?
ЧНН: Я получил много знаков и учений, и одно из них связано с символом Лонгсал. Левая часть выглядит, как цифра “3” и правая, как перевернутая цифра “3”. Я увидел центральный символ и позднее во сне он завершился полностью. Как только я узнал весь символ, многие учения Лонгсал полностью завершились.
М: Часто в учениях терма есть человек, которого зовут “chödag” или “terdag” - владелец или ответственный. Например, для терма Ваджрапани, вы, Ринпоче, “terdag”. Вы знаете, кто “terdag” этого терма цикла учений Лонгсал?
ЧНН: “Chödag” и “terdag” означают ученика, тесно связанного с тем, кто получил терма и учения - этот человек становится “terdag” или “chödag”, то есть распространяет, превращается в держателя этого учения и передачи. Это связано с линией преемственности.
Например, как вы знаете в учениях, не только в Дзогчен, но также Ваджраяны в первую очередь идёт учитель, который учит учеников. Иногда ученики очень хорошие - у них есть знание учений, как отпечатков. Они не изобретают, не добавляют и не меняют ничего в драгоценных учениях. Такие ученики прямо как “terdag” или “chödag”, так что учения продолжаются. Многие терма от известных тертонов, известных учителей. Например, практика Чод - это семейная линия преемственности Мачиг Лабдрон. Традиции Другпа Кагью и Сакьяпа также продолжаются через детей. В этих линиях преемственности дети получают полные посвящения и передачи от отцов. Затем они становятся хорошими практиками, “terdag” и “chödag”, и учителями.
У нас в Тибете многие линии передаются через реинкарнации. Первой формальной линией преемственности через реинкарнацию была линия Кармапы. Сначала был Первый Кармапа, а затем - его реинкарнация, получившая учения и передачи Первого Кармапы и продолжающая их. Это как семейная родословная - очень похоже. Например, хорошие ученики становятся “chödag” или учителями, и затем их сыновья или реинкарнации получают учения и они становятся хранителями этой линии передачи и передают их. Реинкарнации серьезных учителей перерождаются, чтобы приносить пользу и продолжать передачу знаний ученикам.
По этой причине реинкарнации иногда чередуются. Это можно понять по ситуации с Панчен-ламой и Далай-ламой. Панчен-лама умирает, потом появляется его реинкарнация. Реинкарнация получает передачу от Далай-ламы. Когда умирает Далай-лама, его реинкарнация получает передачу от Панчен-ламы, и так они продолжают чередованием реинкарнаций эту передачу. Это причина, по которой учителя реинкарнируют - чтобы поддерживать передачу самым строгим и совершенным образом. Важно понимать, как учение передаётся в линии преемственности.
М: Может ли “terdag” быть разным на различных этапах цикла Лонгсал?
ЧНН: Мы не объявляем “terdag” Лонгсала публично, как в бюрократии. Иногда есть указания в самом терма. Например, когда мне было 3 года Пею Карма Янцзе распознал во мне реинкарнацию Адзома Другпа и дал мне имя Джамьянг Ролбе Дордже. Затем я увидел “chödag” и “terdag” в серии учений “trag nag” Чангчуба Дордже. В этих учениях есть указания на “chödag” и “terdag” и моё имя, Джамьянг Ролбе Дордже тоже появляется. Это значит, что есть связь, и в первую очередь, это связь с моим знанием, потому что мои знания Дзогчен пробудились благодаря взаимосвязи с моим учителем Чангчубом Дордже. До того, как встретить Чангчуба Дордже, я получал много важных учений от многих значимых учителей, в том числе по Дзогчен, но у меня не было того самого драгоценного знания. После того, как я получил знание, я распространил его. Например, когда я начал учить Дзогчен, было совсем немного учеников. Теперь в этом мире - на всём земном шаре огромное количество моих учеников Дзогчен и у многих есть знание учения Дзогчен.
М: Что именно означает цикл учений Лонгсал? И как, например, понять, что он полностью завершен?
ЧНН: Цикл Лонгсал означает, что есть связь между различными учениями - они все принадлежат к одному семейству, к одной передаче. Большинство связано с посвящением Гомадеви и они все взаимосвязаны. Это полный круг, цикл.
М: Ринпоче, спасибо большое за это прекрасное интервью и ваше драгоценное время.
Благодарности Джейкобу Брэйвмену и Энрико Дел’Анжело за сотрудничество в этом интервью.
Транскрибировано Наоми Зейтс
Тибетский консультант: Адриано Клементе
Южный Ташигар, 5 марта 2010
Опубликовано из 102-го выпуска “The Mirror”, январь/февраль 2010
Русский перевод: Виктория Яковлева, 18 марта 2024