Популярный российский автомобильный журнал «За рулем» провел ежегодный тест зимних шипованных шин.
Лучшими оказались:
1. Nokian Hakkapeliitta 10p
2. Michelin X-Ice North 4
3. Nokian Nordman 8
4. Cordiant Snow Cross 2
5. Formula Ice
6. Kormoran Stud 2
7. Кама Alga (НК-531)
8. GT Radial IcePro 3
Участниками эксперимента стали моделей 8 шин, большая часть которых принадлежит отечественному производителю, с размерным рядом 195/65 R15: GT Radial IcePro 3, Nokian Hakkapeliitta 10p, Cordiant Snow Cross 2, Michelin X-Ice North 4, Formula Ice, Kormoran Stud 2, Nokian Nordman 8, Кама Alga (НК-531).
Среди шин размерного ряда 195/65 R15 должно было быть 119 колес, либо они должны пройти испытание на износ дорожного покрытия. По всем нормам, в том числе, по множеству шипов на колесе, прошли только 2 модели Formula Ice и Kormoran Stud 2, оставшиеся, по отметке организаторов теста, «очевидно применяли дорогостоящие технические решения».
Были взяты шины размерного ряда 195/65 R15, и, согласно техническому регламенту, в этом размере шипов должны быть либо не более 119 штук, либо они должны проходить специальное испытание на износ дорожного покрытия. В нормы по числу шипов вошли только Formula и Kormoran, а остальным, как отметили в журнале, «явно пришлось использовать дорогостоящие технические решения».
Испытания проходили зимой 2022 года в тестовом центре Финляндии «Белый ад», который принадлежит Nokian Tyres, это живописное место славится своими заснеженными и ледяным дорогами. При температуре -2 до -16°C на немецком автомобиле Volkswagen Golf проходила установка шин, и для того чтобы контролировать как меняется погода на протяжении всего времени далее в ход шли «типовые» шины.
На обледенелой дороге колеса с шипами должны показать собственную мощь, а самые результативные разбег и притормаживание, в такую погоду нам это гарантировали Nokian Tyres. Сложнее с тяговым усилием было у Formula Ice, а самым длинным тормозным путем оказались Кама Alga (НК-531), и если же на колесах Nokian машина с 30 км/ч затормозила через расстояние 15 м, то Кама для этого понадобилось на 10 м больше.
Поперечное сцепление наблюдалось на обледенелом круге, и в этом победителями стали Michelin, но их отрыв от Nokian был всего лишь 1%, что вписывается в размеры разрешимых погрешностей. Похуже с заданием справились GT Radial, их боковая устойчивость была на 15% ниже, чем у Michelin.
Лидирующие позиции за управляемость заняли Nokian и Michelin, которые в свою очередь, увереннее своих соперников держались при достижении предела сцепления. Заядлым водителям, не боящимся скольжений, больше будут по душе «шиповки» Nokian Tyres. Их реакция на рулевые действия точнее, а баланс слегка смещен к избыточной поворачиваемости. Медленный занос помогает вывернуть машину в поворот. Угрозы он не несет, потому как прекращается сам, подметили эксперты. Однако такой нрав может смутить неискушенных автолюбителей, которым больше подойдет Michelin. Он допускает в пределе плавный снос, как бы намекая, что сцепление уже на исходе. При этом позволяет немного подправить траекторию рулем».
Последние позиции заняли GT Radial IcePro 3, падкие к резким заносам. Организаторы отметили, что у GT Radial IcePro 3 «узкий» предел сцепления стоит лишь немного перейти край, как поверхность шин неожиданно теряют зацеп и автомобиль вылетает с траектории, уходя при этом в занос».
В тестах на снегу Michelin и Nokian остались в позиции лидеров и взяли на себя самое большое тяговое усилие, а у шиповок финского бренда также был самый короткий тормозной путь. В то же время в последней дисциплине отличные результаты с отставанием менее 2% от победителя показали также Kama, Michelin и Nordman, тогда как самую слабую эффективность торможения продемонстрировали Kormoran Stud 2.
Испытания на управляемость были разделены на 3 дисциплины: курсовая устойчивость и поведение при плавном маневрировании на прямом участке, поведение на извилистой трассе и устойчивость во время экстремального маневра, по итогу во всех трех лидирующими снова оказались премиальные Michelin и Nokian. «И снова Nokian отличает боевой нрав, провоцирующий на активную езду тех, у кого хватает квалификации. Вкручивать Golf в поворот с плавным подруливающим заносом одно удовольствие! -заявили наблюдатели. Michelin более спокоен. Ехать “по-раллийному” на нем можно, но не хочется приятнее прописывать дугу на грани скольжения. Предел сцепления очень понятный и относительно широкий, позволяющий исправить небольшие ошибки».
По итогам заездов по змеистой трассе самые низкие оценки получили GT Radial и Kama, которые имеют сильную склонность к плохой поворачиваемости «если перебрать со скоростью на входе в поворот, автомобиль, заскользив передними колесами, упрямо пойдет наружу по касательной. А если передние шины вдруг зацепятся за покрытие, то машину развернет».
Были также проведены испытание на проходимость в сугробах, и здесь лучшими оказались Kama и Michelin, которые и обеспечивают высокое тяговое усилие при старте с места, и позволяют легко выбираться из глубокого снега задней частью автомобиля. Что касается «шиповок» Formula, Nordman и Nokian в «За рулем» отметили, что «никаких претензий нет, но и восторга они не вызывают», а хуже всех остальных в сугробах ведут себя GT Radial. «На них сложно трогаться ведущие колеса так и норовят сорваться в пробуксовку. Закопаться можно на раз-два. Если сдвинуться с места все же удалось, то вперед машина движется неохотно», обсуждали в издательстве.
На асфальтовой дороге хорошие результаты показали шины Kormoran, которые быстрее всех соперников остановили автомобиль и на сухом, и на мокром покрытии, а крайние позиции в этих группах заняли Nordman (-7% в сравнении с победителем) и Kama (-19%).
Отличные оценки за удобство хода получили Formula, Michelin и Nokian, и хотя у остальных шин ход был несколько более жестким, в журнале было отмечено, что «откровенно “дубовых” среди них не оказалось», и, возможно, это было связано с тем, что тестировались шины с относительно высокими боковыми стенками.
Фаворитом испытания шин 2022 года оказались Nokian Hakkapeliitta 10P, отлично показавшие себя на ледяной и снежной дорогах, но уступившие некоторым соперникам по показателям на асфальте и комфорту, а 2 место заняли Michelin X-Ice North 4, о которых в издательстве журнала подметили, что они обладают самыми сбалансированными характеристиками среди всех участвующих шин и немного обогнали Nokian в тесте на проходимость в сугробах.
Воспользуйтесь результатами данного теста для выбора и покупки реально проверенной специалистами зимней резины для вашего автомобиля.
Важно помнить, что зимняя резина должна иметь хорошее сцепление на снежных, ледяных и влажных поверхностях для максимальной безопасности во время езды на дороге. Рекомендуем выбирать на предстоящий зимний сезон все тестируемые шины данного рейтинга.
Источник: motorshef.ru