Найти в Дзене
Из жизни

Чье чучело сжигают на Масленицу - Зимы или самой Масленицы? Объясняют антропологи

Оглавление
фото Zamir Usmanov/Global Look Press
фото Zamir Usmanov/Global Look Press

Споры о том, какое чучело положено сжигать на Масленицу, так же непримиримы, как по поводу живой или искусственной елки.

Анна ДЕКТЯРЕВА.

В воскресенье, 17 марта, мы будем праздновать Масленицу, точнее - последний день Масленичной недели. Споры о том, какой это праздник - христианский или языческий, и чье чучело надо сжигать, Масленицы или Зимы, не утихают. Как соотносятся древние и современные традиции празднования Масленицы, кого надо сжигать и надо ли - рассказал ученый-антрополог Станислав Самойлов.

Предки-славяне очень бы удивились

- Празднование Масленицы в том виде, в каком мы его знаем сейчас - то есть с поеданием блинов, играми и гуляниями, лазанием на Масленичный столб - гораздо менее древняя традиция, чем считается в народе, - поясняет антрополог.

Никакой языческой Масленицы или ее аналога у наших предков, древних славян, до Крещения Руси не существовало. В более-менее похожем на нынешний виде Масленица на Руси появилась только в XVI веке. И традиции пришли вовсе не от древних славян, а из Европы, как сейчас бы сказали, "тлетворное влияние Запада". Это заметно даже невооруженным глазом - игрища и ряженые очень напоминают стиль европейских карнавалов.

Первые описания Масленицы в княжестве Московском дали европейские путешественники в начале 1500-х годов. Они же и рассказали, что у московитов время перед Масленицей называется "Сырная неделя".

фото Zamir Usmanov/Global Look Press
фото Zamir Usmanov/Global Look Press

Удачное совпадение

Популярность Масленицы на Руси историки объясняют тем, что она удачно "легла" на православный календарь. Сама Масленица совпала с Прощеным Воскресением, после которого начинался Великий пост. Получалось очень удобно - с одной стороны, народ нагулялся, напраздновался, теперь логично надо поститься и искупать грехи. С другой - Сырная неделя, когда уже надо отказываться от мяса, но еще можно употреблять молочные продукты, позволяла мягко входить в Великий пост.

Так чучело Масленицы или Зимы???

Вернемся к древним славянам. Великий советский фольклорист Владимир Пропп писал, что на Руси до принятия христианства Масленица была символической границей от зимы к весне. Праздновали ее в день весеннего равноденствия, и сам праздник символизировал плодородие и возрождение земли для будущих урожаев.

В советской фольклористике было принято считать, что славяне сжигали именно Масленицу. Чучело Масленицы, по мнению Проппа, было символом умирающего и воскресающего божества, его сжигание должно было дать плодородие земле. Это стандарт подсечно-огневого земледелия у славян, когда зола была лучшим удобрением.

А вот современные исследователи продвигают совсем другую версию. По их мнению, в языческие времена сжигали чучело Морены (или Мораны) - богини зимы, уничтожая тем самым морозы, голод и саму смерть.

фото Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
фото Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Есть и третья версия, самая экзотическая. По ней, Масленица в нынешнем виде - порождение советской пропаганды. В 1930-е годы, в разгар антирелигиозной пропаганды, надо было придумать какую-то альтернативу церковным канонам - Великому Посту и Пасхе. Тут и подвернулась Масленица, которую "раскрутили" до всенародных гуляний.

Правда, эта последняя версия не выдерживает критики - Масленицу активно праздновали и до революции, что широко отражено в литературе Серебряного века. А вот у писателей века девятнадцатого мы особо масленичных гуляний не встречаем.