Недавно в Ивановской области произошла авиакатастрофа – рухнул военно-транспортный самолёт Ил-76. Как это и бывает в подобных случаях, ещё до оглашения результатов следствия (которых обычно приходится ждать довольно длительное время) в народе начали множится разные версии о причинах трагедии. Прозвучало и роковое "диверсия?". Тем более, что многие эксперты констатируют очевидное: просто так возгорание на борту самолёта не случается.
Днём 12 марта в Ивановской области рухнул военно-транспортный самолёт Ил-76. Всё случилось на глазах множества очевидцев, что позволило создать довольно точную картину произошедшего.
Итак, местные жители сперва заметили, что у летящего транспортника явно имеются проблемы – сперва за бортом тянулся уж слишком густой дымный след, а потом вспыхнул мощный огонь. Стало понятно: быть беде. Особенно, когда борт начал буквально разваливаться в воздухе.
"Двигатель! Двигатель, по ходу, выпал!",
- с ужасом комментировали страшную картину местные, которые снимали на мобильные телефоны отлетающие от самолёта детали…
Известно, что экипаж хотел дотянуть до аэродрома (авария на борту произошла почти сразу после взлёта, поэтому в теории был шанс развернуть и лететь обратно) и посадить самолёт. Однако манёвр, к сожалению, не удался. При этом пилоты смогли увести самолёт от жилых построек деревни Подталицы. Борт рухнул - на месте крушения обнаружены тела 16 человек.
Мэр Оренбурга Сергей Салмин сообщил в своём Telegram-канале, что на борту Ил-76 находились пять лётчиков 117-го Оренбургского полка военно-транспортной авиации. Также среди погибших лётчиков были военные из Оренбургской и Тверской областей.
Командир Ил-76 Махмуд Габдракипов был опытным лётчиком. Об этом сообщал телеканал "360" со ссылкой на родственницу пилота Регину:
"Он очень опытный был лётчик. На пенсии мог быть ещё год назад".
По словам родственницы, в лётной практике Габдракипова уже была ситуация, когда мужчина смог посадить самолёт с отказавшими двигателями.
В соцсетях после новостей, что рухнул военный самолёт, практически сразу выдвинули версию о возможной диверсии. Член Высшего совета "Сильной России", лётчик-испытатель Анатолий Кнышов в беседе с Царьградом посоветовал дождаться результатов расследования. К тому же, указал он, не всегда сразу можно понять, что случилось с бортом.
"Пусть разбираются ребята. Потому что самолёт имеет достаточно оборудования, чтобы своевременно оповестить экипаж и произвести все необходимые действия по уничтожению, локализации пожара на двигателе. Пусть разбираются, где, чего и как. Там не бывает "просто так",
- заметил эксперт.
Добавим, что комиссия Главного командования ВКС России вылетела на место крушения Ил-76 под Иваново в первые же часы после трагедии. Заслуженный пилот СССР, член Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов рассказал – пролить свет на причины произошедшего можно, только составив наиболее полную картину. Эксперт добавил, что даже с горящим двигателем Ил-76 мог продолжить полёт. Сам борт сконструирован таким образом, что отказ одного двигателя абсолютно никак не отражается на способности лететь дальше.
"На трёх двигателях он летит спокойно и даже на двух. Но, видимо, произошёл такой пожар, который привёл к разрушению других систем самолёта",
- подчеркнул Смирнов в беседе с Lenta.ru.
Заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов высказал мнение о том, что вероятность диверсии в деле о крушении Ил-76 очень низка. Эксперт уверен: заложить в воздушное судно взрывное устройство на практике очень сложно.
"Даже если у вас рост два метра, вы не достанете руками до двигателей Ил-76. Для этого потребуются специальные средства, такелажные тележки. К тому же, как правило, когда вскрываются двигатели, работает не один человек, а сразу два-три. <...> Контроль осуществляется двойной",
- отметил он в комментарии порталу NEWS.ru.
Теоретически взрывное устройство можно прикрепить к фюзеляжу самолёта. Но в случае с катастрофой 12 марта благодаря видеозаписям от очевидцев предельно ясно, что речь идёт конкретно о повреждении двигателя.
Пока большинство экспертов сходится в одном: причиной трагедии явно была "техническая неисправность". Но вот что её вызвало?.. Вопрос пока открытый, и здесь предположений тоже немало. Например, некачественное обслуживание.