В прошлой статье об экспозиции Музея транспорта Ковентри я не уделил внимания одной из лучших британских автомобильных марок – Jaguar. Нет, «Ягуар» не просто есть в коллекции этого музея, но и представлен весьма представительно (поскольку именно в Ковентри производился до недавнего времени). Вплоть до единичных экземпляров, таких как красный 12-цилиндровый Jaguar XJ12 III серии, оборудованный в пожарную машину специально для сопровождения супермонстра Thrust 2 в пустыню Блэк Рок в Неваде в 1983 году для установки им очередного рекорда скорости на суше (о монстре этом я уже писал тут). Просто я решил сделать отдельную статью о Ягуарах 40-50 годов. Это были весьма яркие машины. Не в смысле цвета (красились они в разные цвета, в том числе для гонок - в элегантный классический для английских спорткаров British Racing Green), а в смысле стиля и конструкции. Сэр Уильям Лайонс, известный как "Мистер Ягуар", вместе с Уильямом Уолмсли соучредитель в 1922 году компании Swallow Sidecar Company, которая в 1945 году переименовалась в Jaguar Cars Limited, провозгласил в 50-е годы рекламный слоган: "Изящество ... Пространство ... Темп". И это был не только слоган, но идеология Jaguar.
Jaguar XK120 Roadster 1948 года – первая послевоенная спортивная модель «Ягуар». Чтобы привлечь внимание к компании перед началом выставки «Earl`s Court Motor Show» в 1948 году новый двигатель был установлен на прототип, названный «Jaguar Super Sports», массовый выпуск которого не предполагался. Но автомобиль был с восторгом встречен публикой, чего не ожидала компания. Возникли непредвиденные трудности. Алюминиевые панели прототипа изготовлялись вручную, для запуска массового производства потребовалось время, – оно было запущено только в 1950 году, а в 1949 году выпустили только 240 этих автомобилей. Родстер XK120 был одним из самых успешных родстеров конца сороковых годов. С 3,4-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем XK в 162 (182) л.с. под капотом, XK120 доминировал над соперниками на дороге и на трассе. Его максимальная скорость - 200.5 км/ч (для серийного, для специально подготовленного - 219.83 км/ч). Jaguar XK120 был самым быстрым серийным автомобилем. Впервые имел дисковые тормоза. Разве не элегантен? Настоящая машина для спортивных джентльменов.
В гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана» в 1951 году его специально построенная гоночная модификация, мощностью 205 л.с., названная XK120 C-Type, заняла первое место. В 1953 году команда гонщиков “Jaguar Cars Ltd” заняла 1,2 и 4 места в Ле-Мане. Было создано всего 54 таких автомобиля, причем он продавался примерно в два раза дороже, чем серийный Jaguar XK120.
С 1951 года Jaguar XK120 начали выпускать также в кузове купе, а в 1953 году — кабриолет. Всего в 1948-1954 годах было произведено 12078 Jaguar XK120, 240 из них были выпущены с оригинальным алюминиевым кузовом. Свыше 80% автомобилей ушли на экспорт, подавляющее большинство в США. В 1954 году эту модель сменил Jaguar ХК140 с более мощным двигателем, но в том же кузове.
1951 Jaguar Mark VII - четырехдверный автомобиль класса люкс, выпускавшийся с 1951 по 1956 год с двигателем ХК. Был показан на Британском международном салоне 1950 года в качестве преемника Jaguar Mark V, на его же шасси. В 1952 году эта модель стала первым «Ягуаром», предлагавшимся с автоматической коробкой передач. Mark VII пять лет подряд в 1952-1956 годах выигрывал гонки турингов Daily Express International Trophy в Сильверстоуне и дважды занимал все первые три места, а в 1956 году выиграл ралли Монте-Карло. В 1956 эту модель сменил Jaguar Mark VIII, а его в 1958 - Jaguar Mark IХ, усовершенствованный в технических деталях, но в том же кузове.
1954 Jaguar D-Type - модель, продолжающая гоночную судьбу Jaguar C-Type. Успела предстать в 1954-57 годах в трех различных типах кузова. Трижды победитель в Ле-Мане — в период с 1955 по 1957 год, причём в 1957 году машины этой модели заняли все призовые, а также четвёртое и шестое места. Шестицилиндровый мотор Jaguar D-Type имел объём 3,5 литра и с помощью трёх карбюраторов выдавал мощность в 265 л.с. Дисковые тормоза на всех колесах. Всего было изготовлено 54 экземпляра, еще 16 штук было построено под индексом XKSS — они были созданы для рынка США и отличались от гоночной версии двумя посадочными местами, двумя дверями, полноразмерным ветровым стеклом и обычным нефорсированным двигателем. Кого-то он мне напоминает. И почему это ник "лягушачий глаз" («Frogeye») достался Austin - Healey Sprite 1958?
1957 Jaguar XK150 – модель, продолжающая серию быстрых моделей XK120 с переработанным дизайном экстерьера.
В 1955 году вышел Jaguar Mk 1 (Mark 1) – легкий и компактный автомобиль, наследник модели 1945 Jaguar Mk IV (почти копии довоенной модели SS) , но с совершенно новым кузовом типа Saloon, изготовленным унитарным методом. Однако, его доработанная версия, вышедшая в 1959 году - Jaguar Mk 2 (Mark 2) и выпускавшаяся до 1968 года, стала настоящим бестселлером, пользовалась большой популярностью и спросом. Помните инспектора Морса? Так вот это его авто. Полное соответствие слогану «мистера Ягуар» сэра Уильяма Лайонса: "Изящество ... Пространство ... Темп". «Ягуар» становился своеобразной иконой стиля. Двигатель объемом 3,8 литров, мощностью 220 л.с. разгонял авто до 60 миль/час (97 км/ч) за 8,5 секунд и развивал максимальную скорость в 125 миль/ч (201 км/ч). Дисковые тормоза на всех колесах были в стандарте, в опциях – коробка-автомат и гидроусилитель руля. В 1962-63 годах Jaguar Mk 2 становился победителем международных гонок класса «туринг». Люксовая отличительная версия Mark 2 производилась с 1962 по 1969 год под брендом Daimler Mark 2.
Удачи и чувства стиля всем дочитавшим!
Часть информации и фото почерпнуты тут, там и из прочих открытых источников.