Народное искусство (продолжение).
Музыкальные инструменты.
Скажем отдельное слово и о музыкальных инструментах. Большой популярностью у крестьян пользовались самые простые, и одновременно самые древние духовые инструменты: различные жалейки, рожки, пыжатки, свистульки, кугикли, дудки и т.д. Диапазон звучания духовых инструментов был очень широк, крестьянская культура достигла в этом отношении поражающих успехов. При этом они еще и использовались в хозяйстве. Так для выпаса скота брали рожки. Имитируя мычание, коровы и другие животные слушались пастухов без применения хлыстов. Животные знали определенные команды (выходи из дворов, в прогон, опасно – беги, домой и другие) По словам руководителя «ансамбля традиционной инструментальной музыки России» Бориса Ефремова во Владимирской губернии удои коров, которые паслись таким образом, без применения насилия, были заметно выше, а молоко обладало полезными свойствами, иногда в рожок играли кормящие женщины, чтобы лучше приходило молоко [134].
В начале 1870-х годов в деревне Мишнево крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из 12 пастухов различных сел Владимирской губернии. Эти простые крестьяне имели отличный слух, играли по памяти множество произведений и свободно импровизировали. Игре на рожке учились с детства в течении нескольких лет. У профессиональных рожечников образовывалась мозоль на губе и на руках, помогающая извлекать звук из инструмента. Сначала оркестр выступал на праздниках и гуляниях в соседних губерниях. Но летом 1883 года их пригласили в Петербург. Слава дошла и до императора. Царская семья во главе с Александром III приняла музыкантов в Петергофе. В 1889 г. владимирские рожечники выступали на Всемирной промышленной выставке в Париже. Весной 1892 г. хор Кондратьева был приглашён на двухмесячные гастроли в Париж. Рожечникам приходилось демонстрировать мозоли на руках, доказывая восторженным зрителям, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Но закончились парижские гастроли печально: брошенным на чужбине сбежавшим антрепренёром, без гроша в кармане, без знания иностранных языков, крестьянам-музыкантам пришлось прошагать всю Европу пешком, чтобы добираться до родного дома. Позже они выступали на всемирных выставках, проходивших в Нижнем Новгороде и Петербурге. [135]
В 1896 году с ними беседовал молодой корреспондент «Нижегородского листка» Максим Горький. По его словам, музыканты знали и играли около 200 песен. При этом сами музыканты не переставали заниматься привычным крестьянским трудом. Игру в хоре они воспринимали как особый вид отходничества, соответственно, и гастролировали только зимой или в короткие сроки летом. Главное предназначение они видели, как и другие крестьяне, в обработке земли. «Нам это так, сполагоря, игра-то, а по рождению нашему должны мы пахать» - говорили рожечники. [136]
Также весьма распространены были ударные инструменты: дрова (аналог ксилофона), барабанка (как и рожок был сигнальным пастушьим инструментом, по сути доска с колотушкой, в Костромской губернии использовался на праздничных окликаниях), гусачок (вид фрикционного барабана), коробочки, ложки, погремушки, трещотки и другое. Многие из этих предметов также использовались в хозяйстве, например, рубель, барабанка и ложки.
Из струнных встречались аналоги скрипки – гудок. Самый известный национальный струнный инструмент – балалайка – появился довольно поздно – где-то в 17 веке. Произошел он от домры – распространенного в 16-17 веках инструмента скоморохов, который был запрещен церковной и светской властью во «исправление нравов и уничтожении суеверий». Сначала дека имела округлую форму. Современную остроугольную форму она приобрела только в 1883, когда ее усовершенствованием занялись известные мастера по изготовлению русских музыкальных инструментов В. В. Иванов, Ф. С. Пасербский, С.И. Налимов, а также благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву, который, кстати, организовал первый в России оркестр народных инструментов (в 1888 году). При этом было создано целое семейство балалаек: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас, а также возрождено использование различных модификаций домр.
Наиболее древним и широко распространенным струнным щипковым инструментом были гусли, упоминающиеся еще в летописях с 11 века. Считается, что гусли использовались крестьянами былинщиками во время сказаний. Однако, согласно исследованиям Александра Маточкина, данная гипотеза, не обоснована. Гусляры и сказители (былинщики) являлись разными людьми. Хотя некоторые былинные герои русского эпоса сами являлись гуслярами: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В зависимости от формы корпуса различались крыловидные, шлемовидные, лировидные и другие виды гуслей. В том же Великорусском оркестре В.В. Андреева был свой гусляр Осип Смоленский, который основал собственный хор гдовских гусляров. Происходил он из беднейших крестьян, работал пастухом, позже мостовщиком в столице, научился игре у старого бродячего музыканта, сам смастерил свои первые гусли, а получив место в штате преподавателей народной музыки в войсках гвардии, стал иметь множество последователей-учеников.
Отдельного внимания заслуживает другой неоправданно забытый струнный инструмент – колесная лира. Он был придуман в средневековой Европе не ранее 13 века и имел широкое распространение у славян. В России он появился в 17 веке и приобрел большую популярность у простого народа. Колесную лиру использовали бродячие музыканты, калики перехожие, слепцы, исполняющие под музыку гимны и духовные стихи. Интересно, что появление лиры ознаменовало закат скоморошества и исчезновение домры. [137]. После революции начали активно бороться с бродяжничеством, что способствовало практически полному исчезновению этого инструмента. В русские народные музыкальные ансамбли лира почему-то не попала. Ее постепенное возрождение началось только в конце 20 века благодаря отдельным энтузиастам, но в народном фольклоре лира используется до сих пор редко.
Еще одним популярным инструментом была русская гармонь, хотя появилась она поздно, изобрел ее берлинский мастер Христиан Бушман в 1822 году (по другим сведениям, ее изобрел чешский мастер в Санкт-Петербурге в конце 18 века). В России она приобрела популярность только во второй половине 19 века, когда были созданы различные виды этого инструмента. В деревне использовали, как правило, наиболее простые однорядные (тальянка) и двурядные (хромка) модификации. В различных местах России появлялись своеобразные виды гармони, которые назывались по месту создания: Саратовская (с колокольчиками), Ливенская (широко растягивающаяся, т.к. мех имеет большое количество борин (складок), до 45), Тульская, Шуйская и др.
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.