1,1K подписчиков

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 13). Музыкальные инструменты.

106 прочитали

Народное искусство (продолжение).

Музыкальные инструменты.

Скажем отдельное слово и о музыкальных инструментах. Большой популярностью у крестьян пользовались самые простые, и одновременно самые древние духовые инструменты: различные жалейки, рожки, пыжатки, свистульки, кугикли, дудки и т.д. Диапазон звучания духовых инструментов был очень широк, крестьянская культура достигла в этом отношении поражающих успехов. При этом они еще и использовались в хозяйстве. Так для выпаса скота брали рожки. Имитируя мычание, коровы и другие животные слушались пастухов без применения хлыстов. Животные знали определенные команды (выходи из дворов, в прогон, опасно – беги, домой и другие) По словам руководителя «ансамбля традиционной инструментальной музыки России» Бориса Ефремова во Владимирской губернии удои коров, которые паслись таким образом, без применения насилия, были заметно выше, а молоко обладало полезными свойствами, иногда в рожок играли кормящие женщины, чтобы лучше приходило молоко [134].

Пастух с рожком. Фото из открытых источников.
Пастух с рожком. Фото из открытых источников.

В начале 1870-х годов в деревне Мишнево крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из 12 пастухов различных сел Владимирской губернии. Эти простые крестьяне имели отличный слух, играли по памяти множество произведений и свободно импровизировали. Игре на рожке учились с детства в течении нескольких лет. У профессиональных рожечников образовывалась мозоль на губе и на руках, помогающая извлекать звук из инструмента. Сначала оркестр выступал на праздниках и гуляниях в соседних губерниях. Но летом 1883 года их пригласили в Петербург. Слава дошла и до императора. Царская семья во главе с Александром III приняла музыкантов в Петергофе. В 1889 г. владимирские рожечники выступали на Всемирной промышленной выставке в Париже. Весной 1892 г. хор Кондратьева был приглашён на двухмесячные гастроли в Париж. Рожечникам приходилось демонстрировать мозоли на руках, доказывая восторженным зрителям, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Но закончились парижские гастроли печально: брошенным на чужбине сбежавшим антрепренёром, без гроша в кармане, без знания иностранных языков, крестьянам-музыкантам пришлось прошагать всю Европу пешком, чтобы добираться до родного дома. Позже они выступали на всемирных выставках, проходивших в Нижнем Новгороде и Петербурге. [135]

Хор владимирских рожечников Кондратьева.
Хор владимирских рожечников Кондратьева.

В 1896 году с ними беседовал молодой корреспондент «Нижегородского листка» Максим Горький. По его словам, музыканты знали и играли около 200 песен. При этом сами музыканты не переставали заниматься привычным крестьянским трудом. Игру в хоре они воспринимали как особый вид отходничества, соответственно, и гастролировали только зимой или в короткие сроки летом. Главное предназначение они видели, как и другие крестьяне, в обработке земли. «Нам это так, сполагоря, игра-то, а по рождению нашему должны мы пахать» - говорили рожечники. [136]

Также весьма распространены были ударные инструменты: дрова (аналог ксилофона), барабанка (как и рожок был сигнальным пастушьим инструментом, по сути доска с колотушкой, в Костромской губернии использовался на праздничных окликаниях), гусачок (вид фрикционного барабана), коробочки, ложки, погремушки, трещотки и другое. Многие из этих предметов также использовались в хозяйстве, например, рубель, барабанка и ложки.

Пастух с барабанкой. Фото из открытых источников.
Пастух с барабанкой. Фото из открытых источников.

Из струнных встречались аналоги скрипки – гудок. Самый известный национальный струнный инструмент – балалайка – появился довольно поздно – где-то в 17 веке. Произошел он от домры – распространенного в 16-17 веках инструмента скоморохов, который был запрещен церковной и светской властью во «исправление нравов и уничтожении суеверий». Сначала дека имела округлую форму. Современную остроугольную форму она приобрела только в 1883, когда ее усовершенствованием занялись известные мастера по изготовлению русских музыкальных инструментов В. В. Иванов, Ф. С. Пасербский, С.И. Налимов, а также благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву, который, кстати, организовал первый в России оркестр народных инструментов (в 1888 году). При этом было создано целое семейство балалаек: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас, а также возрождено использование различных модификаций домр.

Оркестр народных инструментов Андреева. 1901. Фото из открытых источников.
Оркестр народных инструментов Андреева. 1901. Фото из открытых источников.

Наиболее древним и широко распространенным струнным щипковым инструментом были гусли, упоминающиеся еще в летописях с 11 века. Считается, что гусли использовались крестьянами былинщиками во время сказаний. Однако, согласно исследованиям Александра Маточкина, данная гипотеза, не обоснована. Гусляры и сказители (былинщики) являлись разными людьми. Хотя некоторые былинные герои русского эпоса сами являлись гуслярами: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В зависимости от формы корпуса различались крыловидные, шлемовидные, лировидные и другие виды гуслей. В том же Великорусском оркестре В.В. Андреева был свой гусляр Осип Смоленский, который основал собственный хор гдовских гусляров. Происходил он из беднейших крестьян, работал пастухом, позже мостовщиком в столице, научился игре у старого бродячего музыканта, сам смастерил свои первые гусли, а получив место в штате преподавателей народной музыки в войсках гвардии, стал иметь множество последователей-учеников.

Отдельного внимания заслуживает другой неоправданно забытый струнный инструмент – колесная лира. Он был придуман в средневековой Европе не ранее 13 века и имел широкое распространение у славян. В России он появился в 17 веке и приобрел большую популярность у простого народа. Колесную лиру использовали бродячие музыканты, калики перехожие, слепцы, исполняющие под музыку гимны и духовные стихи. Интересно, что появление лиры ознаменовало закат скоморошества и исчезновение домры. [137]. После революции начали активно бороться с бродяжничеством, что способствовало практически полному исчезновению этого инструмента. В русские народные музыкальные ансамбли лира почему-то не попала. Ее постепенное возрождение началось только в конце 20 века благодаря отдельным энтузиастам, но в народном фольклоре лира используется до сих пор редко.

Бродячий лирник. Фото из открытых источников.
Бродячий лирник. Фото из открытых источников.

Еще одним популярным инструментом была русская гармонь, хотя появилась она поздно, изобрел ее берлинский мастер Христиан Бушман в 1822 году (по другим сведениям, ее изобрел чешский мастер в Санкт-Петербурге в конце 18 века). В России она приобрела популярность только во второй половине 19 века, когда были созданы различные виды этого инструмента. В деревне использовали, как правило, наиболее простые однорядные (тальянка) и двурядные (хромка) модификации. В различных местах России появлялись своеобразные виды гармони, которые назывались по месту создания: Саратовская (с колокольчиками), Ливенская (широко растягивающаяся, т.к. мех имеет большое количество борин (складок), до 45), Тульская, Шуйская и др.

Парни в праздничный день. Пермская губ., Охановский у., д. Осиновка. 1913. Фото из открытых источников.
Парни в праздничный день. Пермская губ., Охановский у., д. Осиновка. 1913. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.