Найти в Дзене
Отдел угнетения Lesta

Почему игроки Мира танков ненавидят САУ?

Оглавление

Всем привет, Отдел угнетения Лесты вновь решил задаться очень важным вопросом, вынесенным в заголовок. Забавно, что первой проблемой на этом поприще стала формулировка самого вопроса. Уже на этом этапе мне не совсем нравится слово ненавидят, уж слишком оно грубое даже для такого вопроса, но чего-то лучше я подобрать не смог, а значит уже тут придётся лезть в философские дебри имени меня, которые вы так сильно любите.

Итак, как же относятся игроки Мира танков к артиллерии? С одной стороны, снисходительно: игроки понимают, что эта техника - класс поддержки, а значит самостоятельно противостоять большинству вражеских танков (за редким исключением) она не может. Проведём мысленный эксперимент! Вот представьте себе ситуацию: ИС-7 с 1000 очков прочности остался один против двух средних танков, каждый из которых ему на выстрел. Кто выйдет победителем? Лично мне непонятно, всё зависит от грамотных действий ИС-7 и игроков на СТ. А теперь меняем его на артиллериста на условном Объекте 261. Чаша весов мгновенно склоняется в сторону средних танков, причём склоняется она в эту сторону в головах большинства игроков. А теперь пусть наш ИС-7 противостоит двум САУ, что тогда? А тогда чаша весов снова склоняется не в пользу квадратов. Выходит, что все игроки невольно осознают, что САУ в нашей игре откровенно говоря слабы. Было ли так всегда? Нет, не было, когда-то давно, когда у артиллерии ещё не отобрали разовый урон в пользу "оглушения", коричневый класс в дуэлях мог спокойно за себя постоять, и это были не выстрелы на 500 урона на короткой дистанции, отнюдь, тот же Объект 261 спокойно сносил около 1000 единиц урона бронебойным снарядом, а Т92 могла столько ввалить и фугасом, так что нашему выдуманному ИС-7 пришлось бы проявить некоторую осторожность и смекалку при борьбе с вражескими САУ в конце боя. Запомним этот момент.

С другой стороны, игроки относятся к САУ с пренебрежением: выполнение ЛБЗ на артиллерии с целью получения танка считается чем-то неэтичным; условно говоря, в нашем игровом сообществе так делать не принято. Отсюда вытекает вполне себе ожидаемая реакция некоторых игроков в отношении своих коллег, предпочитающих САУ. Знаете, есть такое новое модное слово - "буллинг" (а применительно к сети интернет, частью которой является Наша игра - "кибер-буллинг"), так вот оно здесь применимо, однако я позволю себе заменить его на старомодное гораздо более яркое слово "травля" (фактически являющееся дословным переводом англицизма). Поднимите руки те, кого игроки Мира танков хоть раз травили из-за игры на артиллерии. А теперь поднимите руки те, кто сам занимается такой травлей. Подняли? А теперь, группа номер два, подойдите к зеркалу и посмотрите в него на себя с отвращением.

Итак, мы с вами сейчас случайно увидели интересный парадокс: игровое сообщество в большинстве своём относится к артиллерии как к откровенно слабому классу (ожидания его эффективности заметно ниже, чем у любого другого класса в игре); но в то же время артиллеристов зачем-то травят (и не стоит тут говорить, что таким людям лишь бы кого травить, артиллерия ловит на себе такого фокуса больше, чем все остальные классы вместе взятые). А почему, собственно, так случилось? Давайте разбираться.

Картинка с просторов интернета
Картинка с просторов интернета

Артиллерия и её влияние на бой в Мире танков

Для начала давайте убедимся, что в текущем своём состоянии артиллерия действительно самый слабый игровой класс из существующих. У нас для этой цели есть неплохой агрегированный показатель - урон для трёх отметок, который учитывает как содействие в бою, так и наносимый урон. Данные у меня не особо актуальные (на октябрь 2023 года), но глобальных изменений по классам с того момента в игре не было, так что подойдут и такие.

Итак, что там у тяжёлых танков?

Мы видим, что весь топ рейтинга забит акционной техникой, которая по большей части недоступна рядовому игроку, так что её трогать не будем. А вот среди прокачиваемых танков лидерами стали Т110Е5 и АМХ М4 54, имея 4 600 - 4 700 очков суммарного урона. С отстающими всё проще, тут у нас ожидаемый гость - ИС-7 и его советские коллеги, вроде СТ-II (3 900 - 4 000 очков суммарного урона). Итого: на ТТ-10 на три отметки нужно набивать от 3 900 до 4 700 единиц суммарного урона.

Переходим к средним танкам.

Ситуация тут аналогичная тяжёлым танкам, правда акционной техники тут мало. Топ формируют поляк и АМХ 30В, наносящие 4 500 - 4 600 единиц суммарного урона. Чуть меньше, чем тяжёлые танки, но пока на уровне. В числе замыкающих у нас итальянец Проджетто и Объект 140 - 3 900 единиц суммарного урона; тут чёткое совпадение. Итого на СТ-10 на три отметки нужно набивать от 3 900 до 4 600 единиц суммарного урона.

Идём дальше, на арену выходят ПТ-САУ!

Здесь акционной техники почти нет (во всяком случае "киберспортивной"), интересно выходит. Топ формируют две машины (у нас в целом ПТ-10 не так много): японская, которую в недавнем времени переделали, и китайская с результатом 4 600 - 4 700 единиц урона. А вот отстающими стали народные любимцы: бабахи и Объект 268, которым достаточно иметь 3 600 - 3 700 единиц суммарного урона. Интересная тенденция прослеживается, не находите? На ПТ-10, как и на рассмотренных выше классах техники, нужно держать планку в 3 600 - 4 700 единиц суммарного урона, чтобы взять три отметки.

Переходим к классам поддержки, ожидаю, что они будут иметь более скромные показатели. Сейчас и узнаем... Лёгкие танки!

Скриншот автора
Скриншот автора

Этих машин настолько много, что они влезли на один скриншот. В топе у нас вполне ожидаемо находится Мантикора, а следом за ней идёт немец, эти ребята на три отметки просят 4 500 - 5 200 единиц суммарного урона. Замыкающими стали Шеридан и китаец, требующие 3 900 - 4 100 единиц суммарного урона. Забавно вышло, однако; класс поддержки в лице разведчика единолично влияет на бой сильнее других. Лично я могу объяснить это только тем, что лёгкие танки в боях встречаются максимум в количестве трёх штук, а значит такой конкуренции, как у тяжёлых танков (которых набрасывает по половине команды) у них нет. Основа их суммарного урона - очки засвета, а раз светить больше некому, то все они достанутся им. А вот другим классам приходится таскать циферки нанесённого урона друг у друга. Вывод: монополия на засвет заставляет игроков на ЛТ набивать 3 900 - 5 200 единиц суммарного урона на три отметки.

Ну САУ в какой-то мере тоже монополисты на очки ассиста от "оглушения" и сбитых гусениц, их тоже не больше трёх на команду, так что по идее там тоже должны быть высокие цифры суммарного урона, после чего Отдел угнетения Лесты со своими доводами про "не влияющую на бой" артиллерию сядет в лужу, верно? Давайте посмотрим...

Скриншот автора
Скриншот автора

Артиллерии в игре ещё меньше, всего 5 штук (Объект 261 Вариант 5 - тестовая машина), так что не будем тянуть кота за всякие подробности и просто напишем, что на САУ на три отметки нужно от 3 000 до 3 500 единиц суммарного урона. Прежде, чем делать выводы, давайте соберём данные в табличку...

Табличка автора
Табличка автора

Итак, что мы видим в итоге? Нижняя граница у полевых классов примерно одинаковая: 3 700 - 3 900 единиц (3 600 у ПТ-10 случилось исключительно благодаря бабахе и Фошу 155). Верхняя - аналогично: 4 600 - 4 700 единиц (5 200 от Мантикоры - тоже скорее статистический выброс, следующий после неё немец вывозит только 4 500). Из этого можно сделать вывод, что эффективность лёгких, тяжёлых, средних танков и ПТ-САУ в нашей игре примерно одинаковая, для этих классов меняются лишь пропорции компонентов суммарного урона, но общая сумма остаётся неизменной, причём как для аутсайдеров, так и для лидеров списка (за исключением трёх выбивающихся машин из примерно 80 штук и орды акционных ТТ). На их фоне САУ однозначно выделяются в худшую сторону: там верхняя граница не дотягивает до нижней всех остальных классов, то есть лучшие артоводы на бой влияют так же, как игроки с двумя отметками на остальной технике. Причём здесь не работает сказка о том, что САУ - класс поддержки, а значит должны быть менее эффективными; ведь у нас есть такой же класс поддержки в виде лёгких танков, имеющих сопоставимую игровую эффективность. Ладно, возможно такая ситуация только на 10 уровне... Давайте посмотрим, что там ниже.

Табличка автора
Табличка автора

А получилась весьма интересная картинка, между прочим. Для начала стоит обратить внимание на числа, указанные в скобках. Это значение суммарного урона на 3 отметки на танках, значительно выделяющихся в своём классе и на своём уровне. Названия танков я указал в графе "Выброс". Первое, что бросается в глаза - только САУ 10 уровня значительно отстают по эффективности от одноуровневой техники. Уже на 9 уровне видна тенденция, что нижняя граница суммарного урона на всех классах примерно совпадает, хотя есть колебания в ту или иную сторону. Так, например, на 7-8 уровне артиллерия даже имеет более высокую нижнюю границу, чем другие классы. В то же время верхняя граница (то есть требование для сильнейших машин класса на уровне) у САУ всегда значительно ниже остальных, причём разница в 20-25% выглядит существенной. Выходит, что САУ-10 - слабейшие машины на уровне (и слабейшие САУ в игре!), аналогов у которых просто нет. САУ-9 и САУ-8 обладают эффективностью, сопоставимой со слабыми машинами других классов. САУ-7 и САУ-6 по эффективности совпадают с машинами из разряда "чуть ниже среднего" из других классов, и фактически стали самой эффективной артиллерией игры. А вот САУ-5 оказались в числе отстающих, но есть одно жирное НО по имени 105 leFH18B2.

И вот тут обнаруживается интересное, что 105 leFH18B2, сохранившая характеристики старой артиллерии, вполне себе соответствует по эффективности сильным машинам своего уровня. В этой связи рискну предположить, что до ввода оглушения САУ по эффективности были сопоставимы с техникой других классов, а такого резкого отличия просто не было. С другой стороны, можно предположить, что раз 105 leFH18B2 находится почти в топе по эффективности на уровне, то вся остальная артиллерия старого образца тоже была там, а значит действительно требовала корректировки характеристик (лично я никогда от артиллерии не страдал, поскольку всегда предпочитал незаметные ПТ-САУ). Правда тот ребаланс, которые САУ получили, буквально угробил весь класс, скатив его до уровня плинтуса (что и подтверждают циферки).

Кстати, по ходу анализа эффективности техники я заметил ещё одну закономерность - тяжёлые танки однозначно являются метовыми (на 8-10 уровне наибольшее количество премиумной и акционной техники - тяжёлые танки) и самыми эффективными в игре на всех уровнях за исключением седьмого. Выходит, что наша игра действительно вращается вокруг тяжёлой техники: награда за сложнейшие ЛБЗ - тяжёлые танки Объект 279 и Объект 260; награда за ГК - в основном тяжёлые танки (ну кто не хотел себе Чифтейн?); награда в разных ивентах - обычно тяжёлые танки (Концепт 1, Шарлемань). Следом за ними идут средние танки, им как будто отведена роль "второго номера": за ГК у нас есть старички Объект 907 и Т95Е6 (и единственная "новинка" из Италии, которую днём с огнём не сыщешь); за ЛБЗ средние танки встречаются только на предпоследнем этапе (Т-55А и Химера); а в ивентах встречаются довольно редко (я припоминаю только Т23Е3 и KPz 50t). ПТ-САУ и вовсе почти невозможно получить: только 114SP2 (которая геймплейно гораздо ближе к тяжёлым танкам), да всякая мелочь за ЛБЗ: Т28НТС, Штуг и Экскалибур. Лёгкие танки и САУ и вовсе таким образом получить нельзя. Выходит, что самой желанной наградой в большинстве ситуаций для игроков становится именно очередной тяж. И этот момент наталкивает меня на определённые мысли...

О причинах ненависти

Но для начала давайте разберёмся, что именно заставляет игроков ругать артиллеристов. Лично я могу выделить (благодаря вашим же комментариям под моими обзорами САУ) несколько раздражающих вас моментов.

1) Артиллерия стреляет на всю карту.

2) Артиллерия не будет светиться после выстрела.

3) Артиллерии нельзя дать сдачи.

4) У САУ лёгкий геймплей.

Фактически, первые три претензии являются причинами и следствием друг друга: артиллерия может стрелять с закрытых позиций, поэтому может быть неуязвима во время стрельбы. Но давайте будем честны, САУ не простреливает абсолютно всю карту, у неё, как и у любой другой техники, есть прострелы, зависящие от занятой позиции. Даже на открытой карте очень часто элементы рельефа расположены так, что за ними вполне можно укрыться от артиллерийского огня. И как и любая другая техника, сменив позицию, САУ может начать закидывать снаряды в ваше некогда надёжное укрытие. Абсолютно так же играются, например, ПТ-САУ. Большинство игроков точно знают, где находятся их прострелы и стараются лишний раз туда не соваться. Возьмите, например, карту Ласвилль.

Карта Ласвилль, картинка с просторов интернета
Карта Ласвилль, картинка с просторов интернета

Почти все любители поиграть в городе знают, какие улицы простреливаются через озеро, и как нужно занять позицию, чтобы лишний раз не получить по шее от невидимого стрелка. Аналогичные истории применимы к большинству карт в игре. Мы точно знаем, что на карте Степи, например, в кусту в низине на левом фланге со стороны верхней команды стоит ПТ-САУ, и что она не будет светиться после выстрела, а значит там нужно играть осторожнее.

ПТ-Позиция на карте Степи. Картинка автора
ПТ-Позиция на карте Степи. Картинка автора

И вот в этой связи у меня возникает закономерный вопрос: а что, только САУ могут стрелять и не светиться? Не поверю никогда в жизни, ведь сам частенько предпочитаю именно кустовую технику, геймплей которой и строится на незаметном нанесении урона. И да, условной Strv 103В вы тоже не сможете дать сдачи, потому что не увидите её до тех пор, пока её команда не начнёт проигрывать бой (ну или если сам игрок на этой машине не будет играть агрессивно). Так в чём глобальная разница между ПТ-САУ в кустах и САУ на базе? Обе стреляют без засвета, обеим нельзя здесь и сейчас отомстить (ну максимум по маркеру снаряд кинуть). Окей, можно втащить ПТ-САУ слепым выстрелом, но это однозначно компенсируется бОльшим количеством очков прочности у последней и гораздо более высоким уроном (как часто вы наносите 750 единиц урона на артиллерии? А вот Объект 268 - каждым выстрелом). В итоге, могу высказать своё авторское мнение по поводу первых трёх аргументов: артиллерия такой же класс в игре, который имеет свои позиции и прострелы. Зная эти прострелы, можно вполне спокойно избегать урона от САУ. Более того, САУ не будет вас трогать, если вы быстро двигаетесь или светитесь эпизодически; лучшая мишень для САУ - тяжёлый танк в позиционке: он большой, он стоит почти неподвижно, он всё время светится. И ему, кстати, тоже частенько невозможно дать сдачи...

Что же касается "лёгкого" геймплея, то тут могу посоветовать самостоятельно поиграть на САУ и попробовать на ней взять парочку отметок, чтобы понять, что без смены позиции просто с респа (однокнопочный геймплей же) даже одну отметку взять будет проблематично; а значит максимально эффективная игра требует: знания позиций и прострелов, перемещения по карте, грамотного выбора снаряда и момента для выстрела, грамотного выбора целей; иными словам "лёгкий" геймплей становится "сложным", но всё ещё отличающимся от привычного другой технике. С другой стороны, лёгкие танки тоже играют "иначе", но их почему-то никто не трогает и не ругает, даже когда условная ёлка просто встаёт в известный куст и стоит там весь бой (и да, ЛТ тоже не светятся и сделать им ничего нельзя, а вот вы из-за них будете аки новогодняя ёлка сиять и привлекать всеобщее внимание, попутно огребая по шапке).

Кстати, по своему опыту обучения игре новичка; могу сказать, что эффективно играть взводом с новичком на кустовом ЛТ очень просто (и это интереснее, чем играть с артиллеристом): достаточно ткнуть на миникарте хороший куст для пассивного света и подсказывать моменты и места для перемещения по карте; так что эффективность игрока без опыта будет вполне достойная; да и в целом та же ёлка помогает новичкам довольно быстро понять, куда можно ездить на другой технике, а куда нет (на каких точках враги светятся и откуда их убивают союзники). Геймплей тут исключает стрельбу в принципе (ну только в крайнем случае) и позволяет хорошо освоить карты. Аналогом недоступной ныне ёлки могу назвать прокачиваемый LHMTV. Пользуйтесь, как говорится...

Подведём итог: от САУ можно спрятаться, как и от любой другой техники; САУ может стрелять без засвета, как и любая другая профильная техника (снайперские СТ и кустовые ПТ-САУ); САУ нельзя дать сдачи при грамотной игре (как и незаметному ЛТ или ПТ-САУ или стоящему в позиционке тяжёлому танку). САУ обладают непохожим на другие классы техники геймплеем, как и лёгкие танки; что не делает его простым. Более того, по эффективности этот класс однозначно отстаёт от всех остальных. Так почему же игроки считают эти машины токсичными?

Всё дело в моде!

Недавно я написал статью на тему "голдострельства" в Мире танков и его причинах. Среди причин я выделил две главные: доминирующую роль тяжёлых танков в игре (что мы сегодня косвенно подтвердили) и моду. В случае САУ основной причиной травли по мнению страдающих от артиллерии игроков является их токсичность и нанесение урона без возможности пнуть их в ответ. Объективно, сегодня мы на статистике убедились, что это скорее заблуждение, вызванное повышенным вниманием именно к этому классу, ведь эффективность САУ в боях ниже, чем у любой другой техники (как минимум на 10 уровне; а в остальных случаях она находится на уровне худших одноклассников). Также мы разобрали, что ключевые раздражающие элементы, присущие геймплею САУ, присутствуют в геймплее других классов. Выходит, что дело не в характеристиках этих машин, не в их влиянии на ход боя и не в их геймплее. А раз так, то остаётся только одно - мода!

Как я уже говорил, модные тренды задают лидеры общественного мнения; а в случае Мира танков - танковые блогеры. Как стать успешным блогером? Нужно производить контент, который будет привлекать внимание сообщества; определить целевую аудиторию. Что любят смотреть игроки в Мир танков? Красивые мощные бои, где блогер демонстрирует солидные результаты и высокую игровую эффективность. Что считается показателем высокой игровой эффективности в танковом сообществе? Высокие числа среднего урона, либо отметки. Отметки собираются из очков урона и ассиста. Под очки помощи заточен только один класс - лёгкие танки; и стоит признаться, что есть блогеры, профиль которых заточен именно под такой геймплей (тот же Вспышка). Много ли фанатов подобного контента? Относительно немного, а значит стоит присмотреться к нанесению прямого урона. Каким образом можно набить большое количество урона? Нужно выдавать урона намного больше, чем получать в ответ (спасибо, кэп). Как этого достигнуть? Вариант первый - не светиться: то, чем занимались "статисты" в 2012-2014 годах; занял хорошую позицию, настреливаешь из кустов. Такой геймплей трудно назвать зрелищным. Вариант второй - занять позицию, в которой ваш танк будет неуязвим. Тут для начала стоит выбрать защищённую машину, которая скорее всего окажется тяжёлым танком (привет, мета по раздаче тяжёлой техники за игровые активности). Далее нужно занять хорошую позицию и выживать, красиво отбивая вражеские снаряды и расстреливая врагов. Это зрелищно, это ярко, это любят. В итоге именно такой геймплей и стал самым модным.

У нас даже на постерах почти всегда тяжёлые танки. Картинка с просторов интернета
У нас даже на постерах почти всегда тяжёлые танки. Картинка с просторов интернета

А теперь назовите классы, которые могут эффективно противостоять окопавшейся технике. Лёгкие танки? Точно нет, тяжёлый танк в позиционном бою будет светиться от любой другой техники. Средние танки? Им нужно пространство для манёвра, а позиционный бой подразумевает ограниченные возможности к маневрированию. Тут скорее нет, чем да, поскольку для уничтожения засевших в позиционном сражении тяжёлых танков силами средних их придётся окружить, а для этого нужно прорвать оборону на соседнем направлении и заехать врагу в тыл. ПТ-САУ? Уже теплее, тут есть мощные орудия, побивающие даже самую толстую броню, но в последнее время (к такому выводу мы пришли в статье про "голду") даже их могущества недостаточно, что вынуждает игроков даже на ПТ-10 стрелять особыми снарядами. Остаются у нас другие тяжёлые танки (тут, как говорится, кто кого продавит) и САУ. И вот на этом моменте стоит вспомнить, что изначально САУ предполагались как класс, который не будет позволять игрокам стоять на одном месте, а значит их нужно заточить под стрельбу по заметным неподвижным целям и наделить возможностью разгонять "бодрое стоялово" по всей карте. Что мы получили? Огромный разброс, плохую стабилизацию и время сведения, низкую скорость полёта снаряда. Всё это должно мешать артиллеристам стрелять по подвижной технике (и это работает), а вот стоящему неубиваемому тяжёлому танку должно время от времени прилетать напоминание, что стоять вредно для здоровья. Отсюда фугасные снаряды (чтобы игнорировать броню и гарантированно наносить урон) и низкая скорострельность (в 2-4 раза ниже, чем у другой техники). Ожидаемо складывается тенденция, что блогеры, как лидеры общественного мнения, в определённый момент (ещё до ввода "оглушения") достаточно сильно страдали от артиллерии как единственного класса, который мешал им делать контент. В итоге в танковом сообществе становится модным во всех грехах винить САУ, после чего доходит до буквальной травли артоводов (вспомните, как Джов уничтожал союзную артиллерию на респе; и ситуацию с главным артоводом КОРМ2 - 19 Сантиметров, который в итоге покинул команду). В ответ на это ВГ решили глобально переделать класс артиллерии, приведя его в текущее состояние. Это несколько снизило градус ненависти, но не убрало его в принципе. Леста, начав оперирование игрой, тоже занялась этой проблемой, пытаясь решить её альтернативным методом - путём ввода огнемётных и штурмовых САУ, которые на данный момент тестируются. Как эти изменения повлияют на игру - увидим рано или поздно; а вот позволит ли это решить проблему ненависти к САУ - мне кажется, что нет, поскольку подобные решения снова лишь глушат симптомы, а не решают изначальную проблему.

Корень зла в этой ситуации - доминирующее положение тяжёлых танков в игре. У нас вроде как "камень-ножницы-бумага", но "камень" почему-то самый сильный. Что "голдострельство", что ненависть к САУ - две крупнейшие проблемы Мира танков, вызывающие бурю обсуждений, растут из этой ситуации.

Было ли так всегда? Да, было, как ни странно. Старые разработчики изначально активно содействовали доминированию тяжёлых танков в игре. Вспомните 2011 год, когда на десятом уровне были только тяжёлые танки. Позднее эта ситуация выровнялась (все остальные классы тоже получили свои десятки), что пошатнуло их позиции, но тем не менее они остались сильнейшей техникой игры. Переделанные в коридорные карты позволили им чувствовать себя более вольготно, в результате чего игра постепенно перешла к современному позиционному геймплею. Противостоять тяжёлым танкам в таких условиях могли только два фактора - САУ (которые серьёзно понерфили, что однозначно облегчило жизнь ТТ) и фугасные снаряды, которым было плевать на броню. В итоге, после ребаланса САУ разработчики прошлись ещё и по фугасам, чем в очередной раз "апнули" штурмовую технику и укрепили существующую мету. А масла в огонь подливает отсутствие здравой альтернативы: за большую часть игровых активностей в награду вы получите именно тяжёлый танк. За сложнейшие ЛБЗ - тяжёлые танки; за киберспортивные активности - тяжёлые танки; даже среди премиумной техники до выравнивания цен самыми дорогими и желанными были тяжёлые танки. Так как же решить эту проблему?

Ожидаемые неожиданные выводы

А ларчик просто открывается, как видите. Для решения проблем с "голдострельством" и травлей артиллеристов нужно менять устоявшуюся моду на тяжёлые танки. Нам нужны карты большего размера, чтобы технике на ней не было тесно: чтобы средние танки получили возможность маневрировать, а кустовые ПТ-САУ - вести огонь на предельной дистанции. Нам нужны альтернативные награды для игровых событий (за ЛБЗ, ГК и разные внутриигровые события), особенно лёгкие танки, классические ПТ-САУ и САУ. Невозможно тут обойтись и без переделки техники. У меня нет готового рецепта по ребалансу, хотя некоторые идеи я высказывал тут. Уточню так же, что вероятно я бы снизил артиллерийский потенциал некоторых лёгких танков, заточив их скорее в разведку. Идеальный Мир танков для меня выглядит следующим образом: тяжёлая техника эффективно действует на короткой дистанции и в городских условиях; средние танки годятся для маневренного боя и фланговых обходов, а значит для них должна быть хорошая открытая местность с пространством для творческой игры (а не узкий коридор, где можно перебегать от кочки к кочке); ПТ-САУ в классическом исполнении отстреливают тяжёлые танки, которые вылезли на открытую местность из городской застройки, но сами могут уничтожаться средними танками; лёгкие танки - помогают средним, подсвечивая незаметную технику, обозначают разъезды команды врага; артиллерия - борется с любителями постоять. Реализовать подобную концепцию можно только на больших картах, где можно будет уместить всё и сразу, а до начала перестрелки нужно будет доехать, предварительно продумав тактику боя. Взгляните на ту же Нормандию в Линии фронта, где сражения происходят совсем по другим правилам, и где нет проблемы с артиллерией и "голдой". Совпадение? Не думаю. А ещё я покусился бы на святое - зеркальный баланс по ролям техники, как фактор, значительно ограничивающий игровое разнообразие и сводящий всё к шаблонному поведению.

Иными словами, у такой сложной проблемы, как доминация одного единственного класса техники над всеми остальными, не может быть простого решения. Более того, тут стоит спросить, а хотят ли игроки таких больших изменений? 13 лет они играют в Мир тяжёлых танков, где всё остальное - красивые декорации. Готовы ли они отказаться от текущей парадигмы и пойти по пути изменений в сторону более сложной системы? Лично я для себя на этот вопрос ответил давным давно - да, в такую игру я бы хотел поиграть (и по этой причине бегу кайфовать в Линию фронта при каждом запуске).

А что скажете вы? Делитесь своим мнением в комментариях! А на этом очередная статья, которая обозначила проблему и предложила решение в духе "мы за всё хорошее и против всего плохого" подошла к концу. С вами философствовал автор канала Отдел угнетения Лесты. Увидимся на полях сражений!