Всем привет, на связи замученный тяжёлой неволей Отдел угнетения Лесты, который никак не мог пройти мимо одной интересной новости двухнедельной давности.
Итак, лично я об этой истории узнал из одной из новостных групп ВК, "сливающей" информацию по Миру танков. 11 февраля в группе появилась вот такая новость...
Со ссылкой на интервью Evil Granny с Иваном Комаровым, креативным директором Мира танков, разгоняется (причём как-то вяло) идея о том, что уже в 2024 году нас ждёт долгожданное ограничение количества особых снарядов в боекомплекте, а сейчас Леста тестирует варианты реализации данной механики. Некоторые мои коллеги высказались по этому поводу, причём есть как позитивное восприятие новости так и не особо радостное.
Я не буду тут рассуждать на тему первоначального источника подобных новостей, не исключаю, что это и вовсе был вброс для привлечения внимания аудитории и раскрутки очередного новостного ресурса; но тем не менее, своё субъективное мнение по данному вопросу выскажу, а как видно из названия статьи мнение моё трудно назвать позитивным. И уж точно в обсуждении такого тонкого вопроса как "голда" в Мире танков невозможно не начать издалека...
Ищем корни проблемы
Итак, с чего бы начать... Вот, допустим, у вас болит зуб. Боль сама по себе уже является проблемой для вас, причём воспринимается она как основная, однако на самом деле боль это лишь реакция, сигнал организма, а проблема, породившая её, скрыта глубже. В данном случае у вас есть как минимум два способа решения проблемы боли: вариант первый - считать боль первичной проблемой и принимать мощные обезболивающие; вариант второй - найти причину боли и устранить её путём визита к стоматологу. В обоих случаях вы избавитесь от боли, вопрос только в том, как надолго и какой ценой (систематический приём обезболивающих точно не ведёт ни к чему хорошему, поэтому бегом к стоматологу!).
К чему это отступление? А к тому, что воспринимать проблему чересчур частого использования "особых" снарядов как самостоятельную проблему по моему мнению не совсем корректно. Лично я в своих рассуждениях по теме пришёл к тому, что подобное поведение это реакция игрового сообщества на другую, более глобальную проблему нашей игры, а значит "нерф" или ограничение "голды" в Мире танков - плохое решение, ведь копать нужно глубже, чем мы и займёмся.
Для начала давайте попробуем локализовать проблему "голдострельства". Сделать это несложно, нужно лишь немного порассуждать. Начнём с того; что до определённого момента, а именно обновления 0.8.1, вышедшего 25 октября 2012 года; особые снаряды продавались только за золото. Многие считают, что корень проблемы кроется в этом решении разработчиков и стоит вернуть старые методы распространения данных снарядов. Я не поддерживаю эту точку зрения, поскольку это PayToWin в чистом виде: хочешь быть сильнее своих соперников - плати и будешь. Да и будем честны, проблема повального использования особых снарядов в качестве основных появилась не в 2012 и даже не в 2014. Да, особые снаряды за серебро в игре уже почти 12 лет, но действовать на нервы начали лет 6 назад, так что дело отнюдь не в способах распространения. Вот мы и нашли первую зацепку: что-то должно было произойти в Мире танков в 2017-2018 годах, что привело к тому, что игроки начали массово исповедовать "голдострельство"; причём со временем проблема усугублялась, что и привело к текущему положению дел.
Вторую зацепку стоит искать не в прошлом, а в настоящем. Ответьте на мой вопрос, вы встречали проблему повального "голдострельства" на 5 уровне? Лично я такое поведение замечаю за льготными премиумными машинами с низким пробитием базовым снарядом, ярчайшим примером которых является "Эх, Черчилль третий, да..."; либо за танками с "фугасницами". Часто ли вы встречаете Т67 в топе списка на особых снарядах? А М10? А Т-34? Вот и я редко. Хорошо, а что на 6-7 уровнях? А там ситуация аналогичная, даже Е 25, в основном играют на базовых бронебойных снарядах, заряжая "голду" в особых случаях, а уж встретить какого-нибудь ИС-а на "фулл-голде" - большая редкость. Идём выше - 8 уровень. А вот тут система медленно начинает сбоить! Восьмой уровень один из самых популярных в игре благодаря изобилию премиумной техники. Эта особенность и будет причиной занижения естественного уровня "голдострельства", ведь основная масса игроков использует премиумную технику для заработка серебра, а особые снаряды этому мешают, однако уже здесь начинают встречаться машины "на полном фарше". Эпицентром обсуждаемой проблемы однозначно становятся десятки - сильнейшие машины нашей игры (на девятом уровне танков с полным БК "голды" несколько меньше). Что ж, вот вам и ещё одно ограничение: 8-10 уровень, причём корень зла расположился как раз в среде десяток, но затрагивает и восьмёрки.
В этой связи напрашивается вопрос: а почему так произошло? Давайте разбираться.
Корни найдены, ковыряем проблему!
Мы уже выяснили, что обсуждаемая проблема возникла примерно шесть лет назад, обострившись в последние года четыре, на 8-10 уровнях с центром в среде десяток. Но зачем игрокам использовать особые снаряды в качестве основных на самых сильных танках игры? Лично я вижу две независимых причины, приведших в итоге к тому, что мы имеем.
Гипотеза №1: "Повальное использование особых снарядов в качестве основных на 8-10 уровнях это реакция игроков на изменение условий игры". То есть разработчики что-то такое сотворили с техникой 8-10 уровнями за последние 6 лет, что у игроков просто нет иного выхода, кроме как стрелять особыми снарядами постоянно. А что вообще даёт особый снаряд относительно базового? Он даёт только одно - повышение пробития. Зачем игрокам повышенное бронепробитие? Чтобы эффективнее противостоять бронированной технике! Погоди, Отдел, только не говори, что ты сейчас клонишь к тому, что роль брони в игре на 8-10 уровнях настолько велика, что игрокам приходится бороться с ней особыми снарядами... Да, господа, именно к этому и клоню! Но придержите свои возражения на тему страданий Мауса и японских тяжёлых танков, до них мы ещё дойдём. Когда проблема начала проявляться? В 2017-2018 годах. Что нового появилось тогда в Мире танков? Super Conqueror! И вот тут, господа, давайте немного окунёмся в прошлое. До его появления у машин 10 уровня наблюдалась интересная тенденция: те, у кого была непробиваемая базовыми снарядами (да и особыми тоже) башня были лишены возможности с комфортом её реализовывать. Судите сами, какие машины обладали непробиваемым лбом башни? Среди тяжёлых танков, пожалуй, только ИС-7. Немцы и японцы пробивались либо в уязвимые щёки (Е 100 и Маус), либо в командирскую башенку (Японцы). У Т110Е5 была приличного размера шишка, которую на тот момент никто не заваривал; а барабанных французов даже обсуждать бессмысленно. Из спорных ребят - китайцы и британец FV 215b, но они особой бронёй не выделялись. А что там по средним танкам? А тут опять в лидерах Т-62А, Объект 140 и 121. Все остальные машины были максимально похожи на Леопард 1 (ветки АМХ 30В и STB-1). Башня Паттона была практически такой же, как сейчас у М60, то есть удар держала разве что маской орудия; да и Центурион неохотно что-то отбивал. Остаются барабанный француз и Е 50М, но из них хоть как-то держал удар только немец и то больше корпусом. Мир ПТ-САУ тоже не был наделён бронёй: Барсука и Объекта 268 вариант 4 ещё не было, были только Т110Е3 и Объект 263 (с дырявыми НЛД и маской).
Какой вывод тут напрашивается? До появления Super Conqueror в конце 2017 года все танки, обладавшие действительно прочной башней, были советскими (либо подобными им), а это значит, что такая броня компенсировалась сложностью её реализации; ведь все мы знаем слабую сторону этих машин - углы вертикальной наводки орудия. На тот момент они редко были больше 5 градусов вниз, что не позволяло комфортно реализовывать эту особенность в рельефе. Выходит, что у нас были либо хорошие УВН и дырявая башня (в том числе за счёт наличия уязвимого ведра на крыше), либо мощная броня и дискомфорт от наездов на кочки. А что сделал Super Conqueror? Он дал игрокам всё и сразу, тем самым положив конец эпохе стеклянных пушек и проложив дорогу новой мете - стоялову в рельефе от башни за счёт больших УВН. Кстати, тогда же появились карты в своём современном виде, явно заточенные именно под новый геймплей. Что происходит после выхода обновления 1.0? Разработчики анонсируют глобальный ребаланс техники, причём делают упор на том, что сначала в порядок приведут 8-10 уровни как самые популярные, а потом постепенно будут спускаться ниже. Основная идея - дать преемственность геймплея веток на этих уровнях, чтобы уже на восьмёрке ощущалась фишка десятки. Стоит ли говорить, в каком направлении шла эта работа? Разработчики планомерно плодили новые аналоги Super Conqueror со своими особенностями. Хотите Super Conqueror с барабаном? Вот вам шведский Кранвагн (получился недостаточно хорош - апнем)! Хотите Super Conqueror с высоким разовым уроном? Получите, распишитесь - польские тяжёлые танки прибыли! Хотите более динамичный Super Conqueror? Мы проведём ребаланс средних танков: Паттону, АМХ 30В, STB-1 и Центуриону заварим башни, чтобы сделать их непохожими на Леопард 1 и сделать похожими друг на друга и Super Conqueror. А ещё дадим вам шведа, чтобы можно было играть от разового урона! Ваши Маус и Е 100 перестали танковать - мы заварим им лоб башни. Китайцы и советы стали чувствовать себя грустно - дадим им пару градусов УВН и будет почти Super Conqueror лучше!
Чуете, куда я клоню? После появления Super Conqueror в рандоме довольно быстро распространился гайд, что его можно пробивать в маску пушки возле орудия, но только снарядами с пробитием 300+мм. Какие снаряды с пробитием 300+мм есть на 10 уровне? Особые! Вот ими игроки и начали постреливать. А когда вся игра на этих уровнях в результате глобального ребаланса техники превратилась в Мир Super Conqueror играть в принципе стали только на особых снарядах, в результате чего и начали страдать всякие немцы с японцами, не имеющие подобных фишек. В итоге развязалась гонка брони и снарядов: на рост уровня "голдострельства" разработчики отвечали наращиванием брони, ведь её роль в игре снижалась. Причём изначально в игре было два способа противостояния броне: особые снаряды и фугасы. Ребаланс последних сделал их максимально неэффективными против бронированной техники. К чему это привело? К отсутствию альтернативы и очередному всплеску использования "голды" как единственного оставшегося решения. Причём в этот раз ситуация настолько плохая, что в текущих условиях даже ПТ-10, имеющие мощнейшее пробитие базовыми снарядами в игре, не брезгуют играть на особых снарядах. И это вы считаете нормой? "Это не норма, это страшная, жуткая, ужасная болезнь!"
Причём заметьте, какова мета рандома на 10 уровнях сейчас - у нас есть две группы людей: первая решила "не можешь победить - возглавь" и массово села на сильнейших представителей Super Conqueror-образной техники; вторая решила "русские не сдаются!" и массово села на ПТ-10, зарядив их по "полному фаршу", мол вот тебе, броня проклятая, отведай-ка силушки кумулятивного снаряда моего Jagdpanzer E 100. А вот другие уровни разработчики особо не меняли, из-за чего там появился заповедник "тех самых танков из 2017", а проблема "голдострельства" отсутствует.
Но ведь это всего одна сторона медали, не так ли? И таки да... Чем пропитан воздух танковых видео последние 6 лет? Культом игровой эффективности: ты плохой игрок, если не смог взять 3 отметки на любимом танке, и всё в этом роде. Знакомая история? Любое сообщество людей так или иначе формирует лидеров мнений, к авторитету которых прислушиваются. Сообщество танкистов не стало исключением, нашими лидерами мнений стали крупные блогеры. А чем занимаются эти ребята последние несколько лет? Берут отметки на потеху публике и, естественно, дают свои рекомендации по этому поводу. Со временем это привело к устоявшемуся мнению, что играть на особых снарядах на десятках просто необходимо, если не хочешь получить клеймо "плохого игрока": стать красным, раком и т.д. Обзоры танков сейчас иллюстрируются демонстрацией их предельных возможностей: тут и боновое оборудование, и полный БК особых снарядов, причём суждение о качестве техники проводится исключительно из такой сборки: "тут плохое пробитие - всего 300мм голдовым кумулятивом". Боюсь даже представить, какое пробитие будет для таких людей хорошим... Вот вам и ответ, почему особо остро проблема "голдострельства" чувствуется именно на десятках: эти машины являются сильнейшими в игре, а все хотят быть сильнейшими игроками на сильнейших машинах (ну любим мы циферками мериться, чего греха таить). "Голда" позволяет значительно улучшить характеристики машины, повысив её эффективность в бою, что в погоне за циферками весьма полезно.
Так выходит, что сложившаяся ситуация это реакция игрового сообщества на две другие проблемы: проблему баланса техники и проблему "моды". А теперь скажите, как эти проблемы решит ограничение боекомплекта "голды"? Проблему моды не решит никак, дефицит этих снарядов будет чувствоваться только в затяжных боях, которых в данных условиях не так много; так что мне кажется, что вам просто предложат чуть лучше целиться и меньше кидать "блайнды" "голдой", оставив её для гарантированного нанесения урона. Проблему баланса же только обострит: в противостоянии брони и снаряда броня таки победит (хоть и формально). В итоге такое решение проблемы в лучшем случае не даст видимых изменений, а в худшем - обострит исходные проблемы. Но Отдел, критиковать все могут, а ты предложи своё решение! О, господа, разве стал бы я лить всю эту воду просто ради критики...
Хорошее решение проблемы (по мнению автора канала Отдел угнетения Лесты)
Сразу оговорюсь, что ранее я уже предлагал какие-то решения проблемы "голдострельства". Тогда я пришёл к выводу, что ограничение боекомплекта голдовых снарядов реализовать достаточно сложно, а любые экономические меры воздействия скорее всего будут неэффективны (и они будут неэффективны, поскольку либо не будут работать - люди за премиумную технику 8 уровня, имеющуюся в регулярной продаже за золото сливают на аукционах десятки миллионов серебра, а тут вопрос нескольких тысяч; либо это PayToWin, а мы такое осуждаем). В качестве решения я пришёл к выводу, что нужна здравая альтернатива (сделать зависимость между разовым уроном и пробитием снарядов одного орудия, расширить их номенклатуру), и отказываться от этой истории не буду: альтернатива нужна, но её будет мало. Проблема у нас однозначно комплексная, а значит решать её нужно комплексом мер, которые создадут новую мету. Итак, чем же ещё стоит дополнить "здравую альтернативу".
Начнём с проблемы баланса. Тут лично я вижу только одно решение: пора уничтожать универсальные танки, возвращая старую парадигму: крепкая башня = плохие УВН; хорошие УВН = башня с уязвимой зоной для нанесения урона базовыми снарядами. Как решить эту задачу - тема достойная отдельной статьи. В целом же, "здравая альтернатива" и "глобальный ребаланс" работают в одном направлении - это геймплейные изменения, которые позволят игрокам более комфортно играть на основных снарядах, но будут ли этим заниматься игроки? В конце концов, играю же я на базовых снарядах, заряжая особые только в особых случаях (такой вот каламбур) даже в условиях текущей меты, так что дело неужели дело скорее в моде? И по этой причине думается мне, что не будут игроки отказывать от "голды", ведь моду такое половинчатое решение не изменит (как и ограничение БК); а попытка соскочить с "фулл-голды" будет восприниматься как оппортунистическое поведение. Почему я так думаю? Взгляните на САУ, которым дали альтернативные типы снарядов, кроме универсального. Многие стали пользоваться этой альтернативой (сомнительной, должен признаться)? Нет, как кидались оглушающими снарядами, так и кидаются, даже несмотря на их небольшой нерф относительно исходного состояния. Что-то мне подсказывает, что с ребалансом техники и вводом "здравой альтернативы" произойдёт то же самое - общая просадка эффективности будет; но "голда" так и останется основным снарядом.
Ладно, а как изменить моду? А тут нужно вспомнить, для какой цели в первую очередь используется "полный фарш" - для искусственного завышения циферок эффективности на пути к трём отметкам и знакам классности. Значит принимаемые меры должны ударить именно в это место, и вот вам мой рецепт:
1) Перестать учитывать урон, нанесённый особыми снарядами, в статистику среднего урона на танке и отметок.
2) Не учитывать опыт за урон, нанесённый особыми снарядами, в статистику знаков классности.
3) Данное правило применять ко всем орудиям, кроме следующих:
а) у которых особый снаряд - осколочно-фугасный
б) у которых особый снаряд - бронебойный с пониженным пробитием (как у СУ-100Y или ИСУ-130)
в) у которых основной снаряд - осколочно-фугасный и других альтернатив нет.
В итоге те, кто пользуется особыми снарядами при прокачке техники, не пострадают: свой опыт они получат в полном объёме (а на цифры статистики им фиолетово); а вот те, кто использует "фулл-голду", чтобы помериться циферками (или потешить своё самолюбие), вынуждены будут использовать другие типы боеприпасов.
Тут стоит заметить, что все три предложенные меры будут эффективны только при комплексном их применении, а половинчатые решения либо не дадут эффекта, либо приведут к обострению связанных проблем.
А что вы думаете по этому поводу? Своим мнением делитесь в комментариях, ставьте ваши оценки. С вами размышлял о наболевшем автор канала Отдел угнетения Лесты, увидимся на полях сражений!