17,9K подписчиков

Очерки о Тридцатилетней войне. Часть 25-я. Трудные поиски верной стратегии

419 прочитали
Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ Кардинал де Ришельё вошёл в мировую историю не только как блестящий политический деятель Франции и Европы.

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

Кардинал де Ришельё вошёл в мировую историю не только как блестящий политический деятель Франции и Европы. Арман Жан дю Плесси среди своих многогранных и многочисленных талантов имел задатки больших полководческих дарований, основанных на незаурядных подходах к стратегии непрямых действий. Недаром во время подавления Третьего восстания гугенотов и решающей осады Ла-Рошели первый министр Франции в ранге генералиссимуса возглавлял королевские войска, добившись трудной, но очень важной победы.

Вступая в войну против Испании, герцог де Ришельё не только организовал масштабную мобилизацию французских рекрутов и массовую вербовку иностранных наёмников, направленные на резкое увеличение французской армии. Он также развернул титаническую дипломатическую деятельность, заключив военно-политические союзы с десятком стран, выразивших желание и готовность воевать против Габсбургов.

Но и это было ещё не всё. С присущей ему ответственностью, скрупулёзностью, тщательностью, прагматизмом, даром предвидения и способностью просчитывать на множество ходов вперёд даже самые сложные многоэтапные комбинации, кардинал лично участвовал в разработке общей концепции предстоящих кампаний.

Первостепенная стратегическая задача, поставленная перед французской армией герцогом де Ришельё, заключалась в том, чтобы изолировать Испанские Нидерланды от Ломбардии. Главной целью являлась оккупация всех испанских владений на промежуточных территориях – во Франш-Конте (восточной части бывшего Бургундского герцогства), Лотарингии, Нижнем Эльзасе и Фландрии.

Арман Жан дю Плесси, 1-й герцог де Ришельё
Арман Жан дю Плесси, 1-й герцог де Ришельё

Как и было обещано союзникам по Антигабсбургской коалиции, Французское королевство к началу боевых действий значительно увеличило общую численность своих вооруженных сил, доведя её до 130 000 человек. Для выполнения поставленных задач были сформированы сразу пять армий. Три из них предназначались для активных наступательных действий с последующим захватом области Франш-Конте, Лотарингии и горной долины Вальтеллины.

Двум другим армиям надлежало действовать совместно с союзниками. В Северной Италии вместе с савойским герцогом Виктором Амадеем I французам предстояло вторгнуться в бывшее Миланское герцогство, находившееся под властью испанской короны. Другой французской армии предстояло совместно с Фридрихом Генрихом, принцем Оранским – штатгальтером Соединенных Голландских Провинций вторгнуться в Испанские Нидерланды.

Первые три из поставленных задач французской армии удалось полностью или частично выполнить. Французские отряды, которые возглавлял герцог Анри II де Роган, взяли под контроль Вальтеллину и проходящую через неё «Испанскую дорогу». Также французские войска вступили во Франш-Конте и Лотарингию. Савойские войска оказались неготовыми к началу летней кампании. Принц Оранский предпочитал действовать самостоятельно, выражая явное неудовольствие по поводу вторжения французов во Фландрию.

В конце концов, объединенные франко-голландские силы (около 40 000 человек) двинулись прямо на Брюссель. Однако население Фландрии не собиралось восставать против испанского владычества, как на то надеялись в Париже и Амстердаме. Фламандские города запирались в осаду, а крестьянские отряды и мародёрские банды постоянно нападали на обоз союзников. Вскоре из Германии на помощь испанцам подоспела 15-тысячная имперская армия во главе с фельдмаршалом Оттавио Пикколомини. После этого голландско-французские войска перешли к обороне.

Бернгард Саксен-Веймарский не выполнил своих обещаний. Он не сформировал 12 полков к началу летней кампании 1635 года. Имея в своём распоряжении не более 6000 активных бойцов, он постоянно маневрировал в верховьях Рейна, периодически отвлекая на себя имперские войска, но в целом надежды, возложенные на герцога французским правительством, не оправдались. Расчётливый и прагматичный кардинал де Ришельё отказался финансировать столь ненадёжного союзника в будущем году.

Бернгард Саксен-Веймарский
Бернгард Саксен-Веймарский

Однако в дальнейшем Арман Жан дю Плесси и Бернгард Саксен-Веймарский нашли общий язык. В октябре 1635 года кардинал и герцог подписали соглашение о том, что Бернгард брал на себя обязательства постоянно держать армию численностью 18 000 человек (6000 всадников и 12 000 пехотинцев). В свою очередь, французское правительство обещало ежегодно выплачивать на содержание этих сил четыре миллиона ливров.

Герцог Саксен-Веймарский назначался главнокомандующим над всеми войсками, действовавшими на Нижнем Рейне, включая французские контингенты. Ему назначалась ежегодная рента в размере в 150 000 ливров. В случае победного завершения войны герцогу были обещаны в качестве владений графство Хагенау и ландграфство Эльзас.

Первые месяцы боевых действий наглядно показали, что война, в которую вступила Франция, будет долгой, упорной, а также затратной в плане постоянного использования казенных средств на непредвиденные расходы. О многочисленных трудностях военного времени, с которыми пришлось столкнуться первому министру Франции на первых порах, подробно рассказывает Валентин Михайлович Алексеев – отечественный историк, переводчик, кандидат исторических наук:

«Предстояла большая работа. Налоговых поступлений не хватало даже для покрытия обычных государственных расходов; на случай же войны не имелось никаких денежных резервов и никаких запасов вооружения. Надо было поскорее подготовить большую армию, а Ришелье с полным основанием полагал, что такое скороспелое войско не сразу сможет одерживать победы над закаленными в боях немецкими и испанскими войсками.

Французы неохотно шли на военную службу, две трети навербованных разбегалось, и капитаны смотрели на это сквозь пальцы, так как оставляли себе жалованье дезертиров. Не испытанные в настоящей войне французские генералы, которым Ришелье к тому же не доверял, как аристократам, склонным к оппозиции, не шли ни в какое сравнение с полководцами, прошедшими школу Тилли и Валленштейна, мерявшимися силами с Густавом Адольфом, Бернгардом, Горном, Банером и другими лучшими полководцами того времени»[1].

Единственным полководцем в стане Антигабсбургской коалиции, которому сопутствовала удача на полях сражений в осеннюю кампанию 1635 года, был шведский фельдмаршал Юхан Банер. Действуя в низовьях Эльбы с пятитысячным мобильным отрядом, скандинавский военачальник вчистую переиграл числено превосходящие имперские и саксонские отряды, действовавшие против него.

Юхан Банер
Юхан Банер

22 октября у городка Дёмиц шведы нанесли сокрушительное поражение семитысячному корпусу саксонского генерала Вольфа фон Баудиссена. Весь вражеский обоз и пушки стали шведскими трофеями, почти все старшие саксонские офицеры оказались в плену, а сам фон Баудиссен, спасаясь бегством, совершил рискованный заплыв в холодных водах Эльбы.

7 декабря у селения Гольдберг шведский фельдмаршал нанёс ещё более тяжёлое поражение имперско-саксонским войскам. На этот раз только убитыми союзники потеряли более 5000 человек. Таким образом, в Северной Германии католики потерпели полную неудачу, но у Швеции было слишком мало свободных наличных сил, чтобы развить успех.

Кампания 1636 года началась позже обычного, и ознаменовалась она попыткой Габсбургов перехватить стратегическую инициативу, перенеся боевые действия на территорию Франции. Лучшие испанские и имперские полководцы разработали довольно эффективный и действенный план совместных действий. Между союзниками была достигнута договоренность об одновременном проведении двух крупных наступательных операций на разных театрах боевых действий.

Первый удар предполагалось нанести из Франш-Конте в западные области Бургундии, а уже оттуда католические войска намеревались вторгнуться в Шампань. Плацдармом для второго наступления стал Южный Брабант, откуда главные лучшие испанские силы при поддержке имперской конницы собирались вторгнуться в Пикардию, а затем идти прямо на Париж.

В начале июня 32-тысячное испано-итальянское войско, до этого действовавшее в южных районах Фландрии, ведомое инфантом Фердинандо Австрийским и савойским принцем Томазо Франческо ди Кариньяно, вступило в пределы Пикардии. Французская сторона явно не ожидала подобного развития событий, а потому оказать эффективное организованное сопротивление не получилось.

При поддержке летучего баварского кавалерийского корпуса фельдмаршала Иоганна фон Верта испанский и савойский принцы, захватив в долине Соммы десяток крепостей и замков, победоносной поступью вывели свои войска к берегам реки Марна. В августе испанцы осадили крепость Корби, а передовые разъезды баварской кавалерии в своих дерзких и смелых рейдах достигали дальних северо-восточных предместий Парижа.

Фердинанд (Фернандо) Австрийский
Фердинанд (Фернандо) Австрийский

Наличных сил Фернандо Австрийского и Томазо Франческо было явно недостаточно для полноценной осады или блокады французской столицы. Однако близость вражеских частей вызвала всеобщую панику у парижан. В эти тревожные дни тандем кардинал – король проявил себя с наилучшей стороны. Людовик ХIII заявил, что при любом раскладе он останется в столице, а герцог де Ришельё лично возглавил оборону Парижа.

Решительный кардинал мобилизовал практически всех боеспособных мужчин, годных к обороне, а всех остальных определил на фортификационные работы. Первый министр и высокопоставленное духовное лицо – Его преосвященство лично участвовал в возведении земляных укреплений на дальних подступах к столице. Как отмечали позже очевидцы событий, кипучая энергия, хладнокровие и деловитая распорядительность герцога де Ришельё вселяли уверенность и мужество в слабого монарха.

14 августа испанцы с большим трудом, но всё же взяли крепость Корби, за которой открывался путь на Амьен, а от него на Парижскую дорогу. Однако к тому моменту несколько французских отдельных отрядов и корпусов общей численностью почти в 50 000 человек заняли надёжно оборудованные оборонительные позиции вдоль левобережья Марны. Не имея резервов и подкреплений для дальнейшего продвижения, а также не рискуя оставаться на осенний период в Пикардии, испано-савойские войска отступили обратно в Южный Брабант.

Наступление на Шампань с территории Франш-Конте осуществляла 40-тысячная армия, которую возглавлял фельдмаршал Маттиас Галлас. Ему удалось достичь верховьев реки Сона, а также добраться до Шалона. Однако осада этой стратегически важной крепости так и не состоялась. Многочисленные проблемы со снабжением войск и массовые вспышки эпидемий сделали невозможной длительную блокаду и ведение правильной осады. С приходом затяжных осенних дождей Галлас счёл за благо отвести свои изрядно поредевшие войска обратно в восточные районы Бургундии.

Маттиас Галлас
Маттиас Галлас

И вновь единственным военачальником Антигабсбургской коалиции, добившимся существенных успехов, имея в своём распоряжении минимальное количество сил и средств, оказался шведский фельдмаршал Юхан Банер. Он длительное время успешно маневрировал в западной части Бранденбургского курфюршества, сорвав все попытки противника отрезать его от баз снабжения в Померании и низовьях Одера.

4 октября 1636 года близ городка Витшток, расположенного в 95 км к северо-западу от Берлина, 15-тысячное войско фельдмаршала Банера (5000 шведских солдат, остальные – немецкие, шотландские и английские наёмники) одержало уверенную победу над саксонской армией, которую лично возглавлял Иоганн Георг и фельдмаршал Мельхиор фон Гацфельдт.

В их распоряжении имелось 23 000 солдат и офицеров (из них до 10 000 всадников). Несмотря на весомое численное преимущество и сильные оборонительные позиции, занятые перед сражением, саксонское воинство не выдержало концентрических и массированных атак шведской и шотландской пехоты, превратив организованное отступление в беспорядочное бегство.

Безвозвратный урон Иоганна Георга I превысил 5000 человек погибшими и ещё 2000 пленными, подавляющее большинство которых в скором времени вступили в шведскую армию. Потери фельдмаршала Банера составили 3313 человек убитыми и ранеными. В качестве трофеев шведам достался весь вражеский обоз с серебряной посудой и утварью курфюрста, а также почти вся артиллерия.

Иоганн Георг I
Иоганн Георг I

Кампания 1636 года завершилась практически с тем же результатом, что и предыдущая – ни одной из сторон не удалось добиться сколько-нибудь заметного стратегического преимущества или локального стратегического успеха ни на одном из театров боевых действий. Саксонцы в очередной раз продемонстрировали свою полную неспособность вести войну самостоятельно, а шведы одержали крупную и очень важную победу, избавившись от траурного шлейфа Нёрдлингена. Главные участники конфликта всё больше и больше убеждались, что начиналась новая стадия конфликта – война на истощение, и в противостоянии этом шансы на победу у Франции выглядели намного предпочтительнее.

[1] - Алексеев В. М. Тридцатилетняя война. – Л.: Учпедгиз, 1961. С. 122.

Полностью цикл публикаций «Очерки о Тридцатилетней войне» можно прочесть ЗДЕСЬ:

Часть 1-я. У порога первого общеевропейского конфликта

Часть 2-я. Мятежная Прага

Часть 3-я. Кризис Габсбургской монархии

Часть 4-я. Католическая лига перехватывает инициативу

Часть 5-я. Сражение при Белой горе: крах независимой Чехии

Часть 6-я. Битва за Пфальц

Часть 7-я. Перезагрузка конфликта: новые участники, повышенные ставки и обновлённая стратегия

Часть 8-я. Альбрехт фон Валленштейн: потрет без ретуши и чёрных красок

Часть 9-я. ЧВК генерала фон Валленштейна

Часть 10-я. Большое фиаско Антигабсбургской коалиции

Часть 11-я. Звёздный час генералиссимуса фон Валленштейна

Часть 12-я. Схватка продолжается или скандинавский план «Б»

Часть 13-я. Густав II Адольф и его армия

Часть 14-я. Грозный прыжок «Северного Льва»

Часть 15-я. Кампания 1631 года: взаимное ожесточение нарастает

Часть 16-я. Саксонские манёвры: «снежный король» против «старого капрала»

Часть 17-я. Битва при Брейтенфельде: долгожданный триумф протестантов

Часть 18-я. «Северный Лев» продолжает большую охоту

Часть 19-я. Незаменимый фон Валленштейн снова в строю

Часть 20-я. Поединок исполинов: шведский король против имперского главнокомандующего

Часть 21-я. Сражение при Лютцене: «Что за бойня и без всякой пользы!»

Часть 22-я. Главные герои сходят со сцены

Часть 23-я. Первая битва при Нёрдлингене: разящий удар братьев-Габсбургов

Часть 24-я. Французская шпага извлечена из ножен

Часть 25-я. Трудные поиски верной стратегии

Часть 26-я. Год 1637-й

Часть 27-я. Хроника борьбы на истощение

Часть 28-я. Германия истерзанная и опустошённая

Часть 29-я. Битва при Рокруа: крушение испанского колосса

Часть 30-я. Империя вновь под ударом

Часть 31-я. Последние битвы, последние залпы

Часть 32-я. Вестфальский мир и подведение итогов

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)