17,9K подписчиков

Очерки о Тридцатилетней войне. Часть 13-я. Густав II Адольф и его армия

430 прочитали
Продолжение.

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

«Тридцатилетняя война в истории развития военного искусства имеет огромное значение, ибо к этому времени в теории и практике военного дела новые народы накопили богатые материалы, так что нужна была только сводка, упорядочение, систематизация их, что требовало, конечно, работы крупной личности, работы гения, который был бы состоянии поразить умы современников. Таким гением, родоначальником великих полководцев новых народов и явился шведский король Густав Адольф»[1], – эти слова, принадлежащие перу видного российского военного историка-теоретика Николая Петровича Михневича, в качестве эпиграфа как нельзя кстати подходят для сегодняшней публикации.

В прошлый раз мы говорили о Густаве II Адольфе, рассматривая его с позиций монарха-управленца, дипломата, истинного протестанта, государя-реформатора и простого человека, которому присущи и многогранные таланты, и целый «набор» самых разных недостатков. Сегодня поговорим о знаменитом короле, который создал шведскую армию нового образца, превратив её в монолитную, грозную, прогрессивную, эффективную, отлаженную, постоянно самосовершенствующуюся боевую силу и военную организацию – самую сильную, стабильную и действенную для своей эпохи.

Швеция к началу царствования Густава II Адольфа не имела постоянного войска, если не считать малочисленные гвардейские части, охранявшие резиденцию монарха, а отряд личных королевских телохранителей. Затяжная война против Речи Посполитой, длительное вооруженное противостояние с Русским государством и постоянная угроза военного конфликта с Данией вынудили молодого шведского государя существенно изменить принципы формирования, комплектования и содержания армии, а также заново создать эффективную систему призыва.

К началу второй четверти XVII века Швеция получила обновленную армию, полноценно функционировавшую на постоянной основе. На смену феодальному народному ополчению пришло войско, комплектуемое профессиональным офицерским корпусом (как собственно шведскими, так и иностранными специалистами), рекрутами и наёмными контингентами.

Густав II Адольф
Густав II Адольф

Шведским военным, состоявшим на постоянной королевской службе, предоставлялись во владения участки земли, а сами военнослужащие и члены их семей освобождались от уплаты налогов и податей. При Густаве Адольфе окончательно сформировался принцип комплектования шведской армии, в основу которого была заложена подворная воинская повинность свободного шведского крестьянства в сочетании с вербовкой наёмников.

Относительно национального состава шведской армии «нового образца» очень подробное и весьма колоритное описание содержится в фундаментальном труде английского историка Сесили Вероники Веджвуд, посвященном истории Тридцатилетней войны:

«В отличие от многоязыкой орды наемников его армия отличалась сплоченностью и единством цели. Кавалеристами и канонирами были в основном подданные короля: высокие и мускулистые уроженцы юга Швеции, бледнолицые, светловолосые и голубоглазые; коренастые, приземистые и смуглые лопари на косматых пони, этих всадников немцы считали людьми лишь наполовину; сухопарые и бесцветные финны, дети севера. Все они любили своего короля, он был для них сюзереном, генералом, почти Богом. С пехотой все обстояло иначе. Ее ядро составляли шведы, а основная масса состояла из шотландцев, немцев и других наемников, набранных в разных войнах. Густав Адольф не пренебрегал принятой и в других войсках практикой набора в армию заключенных…»[2]

Шведские людские ресурсы были весьма ограничены, а полный курс обучения рекрута длился около года. В связи с этими обстоятельствами, непосредственно для участия в боевых действиях на территории Северной Германии скандинавский правитель предпочтение отдавал иностранным наёмникам, прежде всего, шотландцам, голландцам, англичанам, датчанам и немцам-протестантам. В кампанию 1630 года коренных шведов в армии Густава II Адольфа было 25-30 %, все остальные должности занимали наёмники.

И хотя обновленное шведское войско изначально на ¾ состояло из иноземных солдат и офицеров, скандинавский король-полководец предъявлял к своим воинам высокие морально-волевые, этические и религиозные требования, что разительно отличало наёмный контингент Густава II Адольфа от наймитов, служивших в армии генералиссимуса фон Валленштейна.

Шведская пехота на поле боя (эпоха Тридцатилетней войны)
Шведская пехота на поле боя (эпоха Тридцатилетней войны)

От всех своих подчиненных без исключения, будь то генерал или простой солдат, «Лев Севера» требовал верности не только шведскому знамени, но и тем идеалам, за которые он сражался лично и был готов пожертвовать собственной жизнью. Густав II Адольф с особым удовлетворением подчёркивал, что лютеранство в войсках его является единственной и официальной религией. Молитвы в обязательном совершались личным составом дважды в день, а каждый солдат в обязательном порядке обеспечивался карманным сборником церковных гимнов и молитв.

Густав II Адольф негативно относился к грабежам, мародёрству и любому насилию в отношении мирного населения. Только в самых исключительных случаях, когда иного выхода не имелось, правитель Швеции позволял своим войскам проводить реквизиции на захваченных территориях, а также разрешал сбор продовольствия и фуража с применением силы в отношении гражданских лиц, не желавших добровольно расставаться со своим добром. Никогда и ни при каких условиях скандинавский суверен не позволял своим войскам грабить церкви, больницы, богоугодные заведения, монастыри, дома священников вне зависимости от их вероисповедания.

Густав II Адольф неустанно заботился о благополучии и полном обеспечении своих воинов. Сколь бы ни было тяжёлым финансовое положение монарха, шведская армия практически не знала перебоев с питанием и обеспечением личного состава необходимой одеждой и обувью. Король прилагал максимум усилий, чтобы выплата жалования происходила регулярно и без задержек.

При всём при этом, в шведской армии неукоснительно поддерживался высочайший уровень самой строгой дисциплины. Четверть всех дисциплинарных нарушений, проступков и преступлений, перечисленных в шведском уставе, неизменно карались суровыми телесными наказаниями или смертной казнью. Примечательный комментарий относительно методов подержания безупречной дисциплины шведским королём в своих войсках находим у современного историка Владислава Леонидовича Карнацевича:

«С именем этого великого полководца связано изобретение и введение в армии наказания шпицрутенами. Виновного протаскивали или прогоняли сквозь строй между двумя шеренгами солдат, из коих каждый обязан был нанести удар палкой по спине преступника. Введение этой, по сути смертной казни, было замаскировано Густавом Адольфом громкими словами: «Рука палача бесчестит солдата: солдат, наказанный палачом, не может продолжать службу в рядах армии. Товарищеская рука солдата не бесчестит, а потому для провинившегося воина, которому предстоит служить и далее, и вводятся шпицрутены»[3].

Шведские мушкетёры и спешенный драгун с пикой. Вторая четверть XVII века
Шведские мушкетёры и спешенный драгун с пикой. Вторая четверть XVII века

Существенные преобразования затронули и тактическую доктрину шведской военной организации. Густав II Адольф внимательно изучал, обобщал и совершенствовал полководческий опыт знаменитого нидерландского полководца Морица Оранского. Боевой порядок, который применяла шведская армия во время сражений, по сути был глубокой модернизацией нидерландского строя, с успехом опробованного в сражениях против испанских терций, длительное время доминировавших на полях сражений предыдущих войн.

Главной тактической единицей шведской армии стал батальон («фирфенлейн»), списочный состав которого насчитывал 408 человек (216 копейщиков и 192 мушкетёра). Батальоны в свою очередь делились на три роты. На полях сражений шведская пехота сводились в полки (3 батальона) или бригады (4 батальона), которым придавалась артиллерия. Бригада выстраивалась в две линии: один батальон занимал позиции впереди, а два позади него. Штатный состав шведского пехотного полка насчитывал 1224 нижних чина (без учёта офицеров и музыкантов) – 576 пикинёров и 648 мушкетёров.

На поле боя копейщики строились в центре в шесть рядов, а на флангах располагались мушкетёры тоже в шесть рядов. Во время атаки шведские батальоны применяли тактику «встречного марша», разработанную Густавом II. Мушкетёры первых двух-трёх рядов производили убойные залпы, быстро отходя в тыл батальонного каре для перезарядки оружия. Копейщики защищали своих стрелков на марше и в обороне, а в наступлении наносили решающий удар. Шведские копейщики носили лёгкие доспехи. Длина их пик не превышала трёх метров, а верхняя треть специально оковывалась железом для защиты древка от вражеских рубящих ударов.

До сих пор между военными историками и теоретиками военного искусства ведутся споры о том, можно ли окончательно считать Густава II Адольфа основоположником классической линейной тактики, завоевавшей господство на полях сражений после завершения эпохи Тридцатилетней войны. Вот какого мнения по данному вопросу придерживается современный российский историк Юрий Николаевич Лубченков:

«Густав Адольф является родоначальником линейной тактики. Малое построение его армии в две линии, из которых каждая состояла из правого и левого крыла и центра. Главную часть центра составляли пехотные бригады, из которых бригады второй линии располагались за интервалами первой. Главной составной частью крыльев была конница. При походных движениях армия Густава Адольфа делилась на авангард, главные силы и арьергард, причём главные силы двигались несколькими колоннами, из которых каждая составляла отряд из будущих боевых линий»[4].

Мушкетёры Густава II Адольфа крупным планом
Мушкетёры Густава II Адольфа крупным планом

Густав II Адольф придавал огромное значение повсеместному внедрению огнестрельного оружия. Король принимал личное участие в усовершенствовании мушкета. В результате пристального курирования данного вопроса самим монархом шведский мушкет оказался значительно легче прочих европейских аналогов, а калибр оружия – несколько меньше. Два этих фактора способствовали повышению точности и дальности стрельбы.

Густав II Адольф принял активное участие в разработке и последующем внедрении в обиход бумажных патронов, которые стрелки носили в специальных кожаных сумках. Скандинавский государь-реформатор первым из главнокомандующих европейскими армиями отказался от использования сошек и вилок-подставок, на которые устанавливались мушкеты.

Облегченные шведские мушкеты стрелки могли без ущерба процессу прицеливания длительное время удерживать на весу. Правитель Швеции лично занимался вопросами сокращения времени на перезарядку оружия. В результате его активной и продуктивной деятельности манипуляции регламента заряжания и производства выстрела из мушкета, ранее насчитывавшие 99 приёмов, сократились вдвое.

Густав II Адольф изменил традиционное соотношение пикинёров и стрелков. Отныне 2/3 пехотинцев имели на вооружении мушкеты или аркебузы. Пикинёры в шведской армии составляли 1/3 от общего числа всей наличной пехоты. Для повышения эффективности действий пикинёров в наступлении – главного вида боя, который предпочитал король, Густав II Адольф приказал укоротить длину пик на 80 см.

При Густаве II Адольфе особенно стремительно развивалась артиллерия, как самостоятельный род войск, а также пушкарское дело, как прикладная военная отрасль. Скандинавский государь-преобразователь первым чётко унифицировал калибры полевой и осадной артиллерии. В армии «Северного Льва» использовались орудия калибром в 3, 6, 12, 16 и 30 фунтов. Тяжёлые – 24-фунтовые пушки стреляли зарядом, вес которого составлял 10-11 кг. Для стрельбы из средних – 12-фунтовых орудий использовали заряды весом в 4-5 кг. Лёгкие – 3-фунтовые орудия били зарядами, масса которых не превышала 1,5 кг.

Шведские пехотинцы отражают вражескую атаку, сплотившись вокруг знамени
Шведские пехотинцы отражают вражескую атаку, сплотившись вокруг знамени

При активном личном участии шведского короля в его армии появился новый вид орудий – «кожаные» 4-фунтовые пушки. Стволы этих орудий были бронзовыми, обмотанными просмоленными верёвками и засыпанными гипсом, а затем обшиты кожей. Малый вес пушки и её высокая маневренность позволяли обращаться с ней только двум артиллеристам. Правда, такие орудия быстро выходили из строя и могли стрелять только картечью и на небольшую дистанцию.

Поняв уязвимость «кожаных» пушек, Густав II Адольф быстро заменил их 4-фунтовыми бронзовыми аналогами. Также при непосредственном участии монарха был усовершенствован механизм артиллерийского лафета и дышловой упряжи. Это позволяло более эффективно маневрировать пушкой на поле боя и облегчило процесс её транспортировки. Шведские «четырёхдюймовки» стреляли картечью, что значительно повышало поражающую силу отдельного заряда и совместного залпа.

Густав Адольф первым стал повсеместно применять тактику массированной артиллерийской подготовки перед битвой. Для этого он сосредотачивал разящую мощь орудийного огня на узком участке фронта противника. Ещё одним новшеством короля-полководца стало выделение перед сражением артиллерийского резерва. Для усиления огневой мощи пехоты правитель Швеции ввёл в обиход облегченные батальонные пушки, которые пехотинцы могли перемещать с места на место на поле боя при помощи широких лямок без использования лошадей.

Значительные преобразования во времена правления Густава Адольфа затронули и кавалерию. Шведская конница быстро завоевала на полях сражений Тридцатилетней войны репутацию лучшей ударной силы – подвижной, мобильной, имевшей единообразное вооружение и экипировку. «Снежный король» отказался от использования конницы в сражении большими массами – неповоротливыми и плохо управляемыми.

Шведский пикинёр и офицер-знаменосец крупным планом
Шведский пикинёр и офицер-знаменосец крупным планом

Наименьшей тактической единицей становился взвод (корнет) из 25 всадников. Пять взводов составляли эскадрон (роту), штатный состав которой насчитывал 125 человек. На практике численность эскадрона составляла 65-70 кавалеристов. Списочный состав полка насчитывал четыре эскадрона – 525 всадников. На поле боя шведская конница выстраивалась в 3-4 шеренги. Шведские кавалеристы вооружались мушкетами и палашами, громоздкие пики и тяжеловесные сабли вышли из употребления.

Густав Адольф одним из первых отказался от мало эффективной тактики конного «караколирования» – интенсивной и часто хаотичной стрельбы конных мушкетёров и аркебузиров с дальних и средних дистанций. Шведский монарх сделал ставку на ближний бой, состоявший из нескольких главных моментов. Сначала следовала стремительная совместная атака всего подразделения. После максимального сближения с противником, производился синхронный залп из мушкетов. Стрелять дозволялось только кавалеристам, находившимся в первых двух шеренгах. И только после этого шведские всадники решительно и напористо врубались во вражеский строй, орудуя палашами.

Подвести итог краткого обзора военно-административной и полководческой реформаторской деятельности одного из самых прославленных известных шведских правителей эпохи Нового времени можно цитатой известного военного американского историка Майкла Ли Лэннинга:

«Густав Адольф создал в начале XVII века сильнейшую армию, сам был храбрым военачальником и заслужил звание «отца современной стратегии», так как заложил основы тактики взаимодействия пехоты, кавалерии, артиллерии и службы тыла. Его успехи в военной науке сделали Швецию на целый век державой, господствующей в Северной Европе. Среди полководцев, которые восхищались делами и трудами Густава, были Наполеон и Фридрих Великий»[5].

Шведская кавалерия эпохи Тридцатилетней войны
Шведская кавалерия эпохи Тридцатилетней войны

[1] - Михневич Н. П. История военного искусства. – М.: Эксмо, 2008. С. 177.

[2] - Веджвуд С. В. Тридцатилетняя война / Пер. с англ. И. В. Лобанова. – М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2012. С. 300.

[3] - Карнацевич В. Л. Сто знаменитых сражений. – Харьков: Фолио, 2004. С. 219.

[4] - Лубченков Ю. Н. Все полководцы мира. Древний мир. Средние века. – М.: Вече, 2001. С. 136.

[5] - Лэннинг М. Л. 100 великих полководцев. – М.: Вече, 1998. С. 43.

Полностью цикл публикаций «Очерки о Тридцатилетней войне» можно прочесть ЗДЕСЬ:

Часть 1-я. У порога первого общеевропейского конфликта

Часть 2-я. Мятежная Прага

Часть 3-я. Кризис Габсбургской монархии

Часть 4-я. Католическая лига перехватывает инициативу

Часть 5-я. Сражение при Белой горе: крах независимой Чехии

Часть 6-я. Битва за Пфальц

Часть 7-я. Перезагрузка конфликта: новые участники, повышенные ставки и обновлённая стратегия

Часть 8-я. Альбрехт фон Валленштейн: потрет без ретуши и чёрных красок

Часть 9-я. ЧВК генерала фон Валленштейна

Часть 10-я. Большое фиаско Антигабсбургской коалиции

Часть 11-я. Звёздный час генералиссимуса фон Валленштейна

Часть 12-я. Схватка продолжается или скандинавский план «Б»

Часть 13-я. Густав II Адольф и его армия

Часть 14-я. Грозный прыжок «Северного Льва»

Часть 15-я. Кампания 1631 года: взаимное ожесточение нарастает

Часть 16-я. Саксонские манёвры: «снежный король» против «старого капрала»

Часть 17-я. Битва при Брейтенфельде: долгожданный триумф протестантов

Часть 18-я. «Северный Лев» продолжает большую охоту

Часть 19-я. Незаменимый фон Валленштейн снова в строю

Часть 20-я. Поединок исполинов: шведский король против имперского главнокомандующего

Часть 21-я. Сражение при Лютцене: «Что за бойня и без всякой пользы!»

Часть 22-я. Главные герои сходят со сцены

Часть 23-я. Первая битва при Нёрдлингене: разящий удар братьев-Габсбургов

Часть 24-я. Французская шпага извлечена из ножен

Часть 25-я. Трудные поиски верной стратегии

Часть 26-я. Год 1637-й

Часть 27-я. Хроника борьбы на истощение

Часть 28-я. Германия истерзанная и опустошённая

Часть 29-я. Битва при Рокруа: крушение испанского колосса

Часть 30-я. Империя вновь под ударом

Часть 31-я. Последние битвы, последние залпы

Часть 32-я. Вестфальский мир и подведение итогов

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)