Найти тему
Это Краснов

В феврале рухнули продажи «китайской Теслы». Пузырь лопнул?

Крупнейший в мире производитель электрических машин (включая гибриды) BYD непрерывно наращивал продажи с 2020 года и прекрасно завершил прошлый год, в четвёртом квартале обогнав Tesla даже по чистым «электричкам». Но в январе началась стагнация, а в феврале продажи внезапно рухнули на 36% несмотря на расширение модельного ряда и амбициозные планы BYD нарастить выпуск машин в 2024 году до 4 млн (в прошлом году было 3 млн).

-2

Сильнее всего в феврале снизились продажи чистых электрокаров BYD (-39%), но и гибриды потеряли сразу 34%. По итогам первых двух месяцев цифры не так драматичны: продажи электромобилей упали на 1%, гибридов на 10%.

-3

Тенденция кажется тем более странной, что в прошлом году у BYD появился дешёвый электрокар BYD Seagull, сразу взявший хороший старт, и в линейке остались другие потенциальные бестселлеры — седан Qin, хетчбэк Dolphin и городской кроссовер Atto 3 (Yuan). Однако лидером февраля остался многолетний бестселлер BYD Song, который покупают преимущественно в гибридном исполнении, за которым шли Qin и Dolphin. Самая дешёвая модель Seagull оказалась только четвёртой, а Atto 3 (Yuan) потерял три четверти продаж и опустился на пятое место (но тут ожидаемо — он обновляется).

-4

Впрочем, в отличие от 2023 года, на февраль 2024 года пришлось празднование китайского нового года, что наверняка подрезало статистику. Хотя недельный отдых вряд ли объяснит падение продаж сразу на треть. Вероятно, сказывается общее состояние китайской экономики и ужесточившаяся конкуренция в сегменте доступных электромобилей. Среди всех крупных китайских компаний BYD вела наиболее агрессивную политику в отношении электромобилей и в 2021 году отказалась от чистых машин с ДВС, поэтому три года непрерывно росла и стала абсолютным лидером китайского рынка. Но конкуренты тоже не спят, например, и в китайском лоукост сегменте становится всё теснее: Wuling Mini и Bingo, JAC Yiwei EX10 (с натрий-ионной батареей), Changan Lumin...

Changan Lumin смешно выглядит, но хорошо продаётся в Китае: его базовая цена — менее 50 тысяч юаней (650 тысяч рублей). У BYD столь доступных моделей пока нет
Changan Lumin смешно выглядит, но хорошо продаётся в Китае: его базовая цена — менее 50 тысяч юаней (650 тысяч рублей). У BYD столь доступных моделей пока нет

Наверняка мешает и общая стагнация на рынке электромобилей, которую ощутили почти все компании, а некоторые (например, Mercedes) даже скорректировали долгосрочные планы. В числе прочего продажам мешает «ожидание большого прорыва»: сразу несколько перспективных технологий могут радикально удешевить или улучшить электромобили, что сделает нынешнее поколение электричек устаревшим.

Первая отгрузка BYD в Европе
Первая отгрузка BYD в Европе

BYD не сдаётся: помимо весьма интенсивного обновления линейки компания серьёзно снизила цены практически на все модели, например, BYD Qin в базовой гибридной версии подешевел со 100 тысяч юаней до 78,9 тысяч (примерно 1 млн рублей). Не забудем, что BYD — второй в мире производитель литий-ионных аккумуляторов, так что автором упомянутого выше прорыва может стать и он. Я бы поставил на то, что в течение года продажи BYD всё же вырастут, но особенно интересно посмотреть, чего марка добьется в Европе, куда она зашла в конце прошлого года. Успех там не гарантирован, но шансы есть.