Парад сильных женщин к 8 марта: художницы, которые изменили искусство

239 прочитали

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других. Но что насчет женщин, которые вносили немалый вклад в мировую художественную культуру?

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.

Многим из них приходилось преодолевать различные барьеры в личной и общественной жизни и ломать патриархальные стереотипы. В этой статье рассказываю о женщинах-художницах, совершивших революцию в живописи 👇🏻

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-2

Женщины начали заниматься искусством еще в древности, однако на протяжении долгого времени их игнорировали, а имена вычеркивали из истории искусства. 

Согласно древнегреческому мифу, живопись изобрела девушка: она обвела контур тени возлюбленного на стене, когда тот собирался уходить на войну. 

На протяжении долгого времени женщинам было запрещено поступать в художественные академии, а также участвовать в выставках. Таким образом, главной удачей было выйти замуж и воспитать детей (или стать монахиней:)

После удачного (или не очень) замужества женщина по традиции брала фамилию супруга и (в большинстве случаев) не работала. А если и занималась каким-либо делом, то ее заслуги, как правило, приписывались коллегам-мужчинам. 

Интересно, что почетным занятием для женщины на протяжении веков было вышивание - считалось, что таким образом глава семьи дает общественности понять, что супруга не нуждается в чем-либо и может посвятить себя такому милому занятию.
История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-3

У женщин было мало возможностей стать художницами. В эпоху Возрождения девушка, родившаяся в семье художника, заниматься живописью не могла физически - практически не было времени, ведь в ее обязанности входила работа по дому и уход за детьми. Но редкие примеры художниц доказывают, что их работы ничуть не хуже, чем у коллег-мужчин. В каком-то смысле первых художниц можно называть феминистками от живописи. Такой и была знаменитая Артемизия Джентилески, которая стала первой женщиной, которую приняли во флорентийскую академию художеств. 

Автопортрет в образе мученицы (ок.1615).
Автопортрет в образе мученицы (ок.1615).

Отец Артемизии, Орацио Джентилески, который сам был художником и собутыльником Караваджо, всячески поддерживал творческие начинания дочери. Несмотря на консервативный и вызывающий беспокойство академический климат женского художественного творчества, Орацио делал все, что в его силах, чтобы юная Артемизия могла практиковаться и получить доступ к учреждениям, которые до сих пор были предназначены для мужчин.

Орацио Джентилески.
Орацио Джентилески.

Но отцовское сердце совершило ошибку, когда подсказало Орацио нанять сомнительного пейзажиста Агостино Тасси в качестве наставника для юной художницы. Нарциссический извращенец эпохи Возрождения пообещал Артемизи брак (а в то время только замужняя женщина могла заявить о себе как артист), но перед предложением руки и сердца изнасиловал ее. Кстати, на тот момент Агостино уже состоял в браке. 

Пейзаж кисти Тасси.
Пейзаж кисти Тасси.

В 1612 году Артемизия отстояла свою честь в суде, но ее профессиональная репутация была запятнана: в течение нескольких столетий об Артемизии говорили как о женщине с «развращенными моральными принципами». Как позднее отметит Симона де Бовуар: «Нет никого более высокомерного по отношению к женщинам, более агрессивного и презрительного, чем мужчина, обеспокоенный своей мужественностью».

Тем не менее, Артемизия нашла возможность трансформировать свою боль в искусство.  В 1610-х годах она создала картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Эта библейская сцена уже была предметом скандальных представлений, в том числе и у Караваджо. Помимо технической реализации и мастерства светотени, можно найти иллюстрацию собственных переживаний художницы: в чертах лица Олоферна угадывается  Агостино Тасси. В то время ношение оружия было привилегией мужчин, а с картины Джентилески на нас смотрит могущественная женщина, которая вершит правосудие. Саму Артемизию стали сравнивать с ее героиней: вместе они разрушили гендерные стереотипы патриархального общества. Свое творчество она посвятила борьбе за права женщин, изображая их на своих полотнах полными гнева.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1612—1613).
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1612—1613).

В мастерской собственного отца начала свою художественную карьеру и наша следующая героиня, Мариетта Робусти — дочь знаменитого венецианца Тинторетто. Она помогала отцу в мастерской и настолько преуспела, что не каждый критик в состоянии отличить ее работы от работ отца. Увы, Мариетту выдали замуж и она умерла в родах в возрасте 30 лет. 

В эпоху Просвещения женщин стали принимать в некоторые учебные заведения, но с оговорками. Но представительницы прекрасного пола не могли появляться в натурном классе, так как им было запрещено рисовать обнаженную натуру. Но это является основополагающим моментом в становлении художественной карьеры, так как с конца XVI века формировалась строгая иерархия жанров.

Больше всего ценились религиозная, мифологическая и историческая живопись. Часто на подобных работах могли присутствовать и обнаженные персонажи. Женщинам негде было оттачивать навыки изображения человеческого тела, поэтому им оставались малые жанры, которые к концу XVIII века принято было называть низшими: портрет, пейзаж, натюрморт.

Например, на картине И. Цоффани «Портрет членов королевской академии в натурном классе» 1772 года женщины изображены только на стене в виде портретов.

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-9

Несмотря на почти непреодолимые трудности, Элизабет Виже-Лебрен считается одним из величайших портретистов своего времени. Ее отец, малоизвестный художник, поддерживал творческие способности дочери и предсказал, что она станет известным мастером. Увы, в 12 лет Элизабет осталась без поддержки отца, который умер от сепсиса, случайно проглотив рыбную кость (прелести медицины XVIII века). 

Автопортрет в соломенной шляпке, 1782.
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782.

Позднее юная художница присоединилась к студии Габриэля Бриара во Дворце Лувра. Легитимность женщин в академическом искусстве в то время не была единодушной, но Элизабет встретила множество вдохновляющих и мотивирующих мужчин в коридорах столичного института. А при поддержке Королевского двора, в том числе Марии Антуанетты, Элизабет стала официальным художником-портретистом. 

Художница позволила включить в свои работы обнаженную грудь и первую настоящую улыбку (с видимыми зубами), из-за чего вызвала гнев критиков, которые обвинили ее в возмутительном соблазнении.

А в XIX веке женщина уже смелее проявляется на художественной арене. Так, на картине французского художника Э. Делакруа женщина олицетворяет силу народной революции. Картина была написана после победы французского народа, свергшего монархию Бурбонов в июле 1830 года. Художник создал картину за пару месяцев и в мае 1831 года уже участвовал в выставке в парижском Салоне. Картина была встречена восторгом и правительство сразу выкупило работу.

Эжен Делакруа, "Свобода, ведущая народ", 1830.
Эжен Делакруа, "Свобода, ведущая народ", 1830.

Как я уже упомянула, центральное место занимает женщина, олицетворяющая свободу, она представлена сильной и независимой. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность революционеров, которые с "голой" грудью шли на противника. А еще художник намекает, что свобода не терпит рамок и не «носит» корсета. 

В XX веке проблема женщин в искусстве была поднята на новый уровень. Одной из ярчайших художниц нового столетия стала Наталья Гончарова — амазонка русского авангарда, успешная художница, писательница, иллюстратор, сценограф. Она первая женщина и (первая авангардистка), чья ретроспективная выставка прошла в московской галерее, — тогда художнице было всего 32 года.

Автопортрет с жёлтыми лилиями, 1907 год.
Автопортрет с жёлтыми лилиями, 1907 год.

Признание Гончарова получила за футуристские работы и вклад в создание лучизма — художественного стиля, основанного на деконструкции лучей света (основатель лучизма - М. Ларионов, гражданский супруг Гончаровой). 

На сегодняшний день работы Гончаровой стали самыми дорогостоящими среди всех женщин-художниц. В 2007 году её картина “Сбор яблок” (1909) была продана на аукционе Christie’s за 4,948 млн фунтов стерлингов. А в 2010 работа из цикла “Испанки” ушла с молотка вечерних торгов Christie’s за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов.

Одна из самых знаменитых художниц, Фрида Кало, во многом превзошла своего мужа, художника Диего Ривера. Известно, что Кало не могла иметь детей после катастрофы и была прикована к кровати несколько месяцев. Но эта трагедия способствовала ее увлечению живописью, и спустя время Фрида выработал собственную трагически-тяжелую художественную манеру.  

"Сломанная колонна".
"Сломанная колонна".

Душевная трагедия Фриды, как женщины, которой всю жизнь приносил страдания и сам Диего, известный ловелас, определила ее триумф как профессионала. Возможно, творчество Фриды не принесло бы подобного успеха, если бы не тяжелая женская доля - ведь Фрида стала иконой женской свободы и эмансипации. 

Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932 год
Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932 год

Почему же женщины-художницы почти не известны публике? Подведем итоги:

  1. Получить домашнее художественное образование могли лишь дочери или жены художников, а также те, кто воспитывался в богатых семьях, заинтересованных в образовании детей.
  2. Художницам приходилось писать в основном пейзажи и натюрморты, так как не было возможности получения художественное образование до середины XIX века, а так же не было доступа к обнаженной натуре. Успешные в «высоких» жанрах художницы (Джентилески) писали фигуры с себя.
  3. Очень часто работы художниц выдавались за мужские, так как считали, что у женщин не может быть таланта или умения, полученного путем домашнего образования, а общественное понимание женского искусства не выходило за рамки ремесла в качестве хобби.

А если вам интересны истории великих женщин-художниц, то я приглашаю вас на арт-дегустацию 12 марта в 19:00, где я буду рассказывать истории русских художниц - Н. Гончаровой, З. Серебряковой, Л. Поповой. В их работах есть все: отражение непростой и трагичной жизни, страсть и и нежность. Мы не просто проследим эволюцию их творчества, но и вглядимся их судьбы: каждой героине есть, что сказать зрителю. 

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-18

К истории каждой художницы сомелье Посольства Долины Лефкадия подберет вина-ассоциации:

▫️ Магнатум Шардоне 2022 г. (белое). Картина ассоциация - З. Серебрякова, «Автопортрет». 

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-19

🔸Золотой ключ 2021 г.(оранжевое). Картины ассоциации - эскизы Н. Гончаровой для «Русских сезонов» Дягилева. 

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-20

🔺Даренный конь 2022 (красное игристое). Картина ассоциация - Л. Попова «Человек + воздух + пространство».

История искусства помнит имена великих мужчин - Леонардо да Винчи, Караваджо, Винсента Ва Гога, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и других.-21

🎫 Стоимость билета —  3.000 ₽ (легкие закуски включены)🧀

Билеты (и подробности) 👉🏻 здесь 👈🏻

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о женщинах, которые могут вас заинтересовать: