Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Медуза Горгона: жертва или убийца?

Оглавление

В этой статье я расскажу о самой неоднозначной фигуре в греческой мифологии - Медузе Горгоне (кстати, о том, почему модный дом VERSACE выбрал Медузу Горгону в качестве логотипа я рассказала тут).

Сперва давайте вспомним содержание мифа:

Горгоны в греческой мифологии - это дочери морских божеств Форкия и Кето, то есть внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза, и Медуза, в отличие от старших сестер, была смертной. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. И была настолько красивой, что бог морей Посейдон решил посягнуть на нее. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Афина, естественно, была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем.

Именно так нам преподносят эту историю, выставляя Медузу Горгону агрессором и чудовищем. Но давайте посмотрим на уже знакомую нам с детства историю под другим углом. Для этого разберем ее чуть подробнее.

Царь Полидект поручает Персею убить Медузу. Справиться с этим заданием ему помогают боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), и имели на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей все это богатство у них похитил, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес же подарил ему острый кривой нож. И вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам.

Сестры Грайи, который помогли Персею.
Сестры Грайи, который помогли Персею.

И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд его упал на блестящий щит — подарок Афины, который все отражал как зеркало. Персей обезглавил Медузу и из ее шеи хлынул поток алой крови, а из него появился крылатый белый конь Пегас, а вслед за ним — Хрисаор. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Кровь Горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

"Рождение Пегаса и Хрисаора", худ. Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Хрисаор - сын Медузы Горгоны и Посейдона. Брат Пегаса - крылатого коня.
"Рождение Пегаса и Хрисаора", худ. Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Хрисаор - сын Медузы Горгоны и Посейдона. Брат Пегаса - крылатого коня.

После всего этого Персей бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. В этот момент проснулись сестры Медузы, увидели тело младшей сестры и поняли, что это месть Афины.

Голова Медузы сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. Она была передана Афине, и та прикрепила ее к своему щиту, таким образом, голова Медузы выполняла функцию «горгонейона». Сама Афина стала называться Горгопой - богиней со страшным взглядом. Что такое горгонейон? Это такая маска-талисман для защиты от зла. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Щит Афины с с головой Медузы Горгоны.
Щит Афины с с головой Медузы Горгоны.

А теперь давайте подумаем, является ли Медуза тем самым чудовищем, каким было принято рисовать ее образ на страницах истории? По сути, она была наказана за свою красоту, а дальше мы сталкиваемся с феноменом защитной агрессии. Посейдон, воспользовавшись своим положением, обесчестил Горгону, а Афина обвинила ее во всех бедах и отняла самое ценное, чем она обладала, - внешность. И с этого момента ярлык "монстра" намертво сливается с ее личностью и она сама уже верит в то, что является истинным злом, и ведёт себя соответственно.

Именно в связи с этой неоднозначностью художники и скульпторы всегда по-разному изображают Горгону. Некоторые страшной и жестокой, другие несчастной и измученной. Медуза до сих пор воспринимается химерическим, амбивалентным существом. Возможность обращать человека в камень не просто изощренный способ убийства: фактически она превращала оппонентов в изваяние, что в мифологии называют петрификацией.

По мере того, как в обществе возрастала роль женщины, менялся и образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел более женственные черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. И на протяжении столетий фигура Медузы Горгоны, являющаяся воплощением красоты и ужаса, увлекала и вдохновляла художников. В мировом искусстве она стала прообразом роковой женщины, сочетающей в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть.

Самые первые изображения Медузы, которые датируются периодом VII — начала V веков до нашей эры, далеки от наших современных представлений. Ее изображали с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и с густой бородой. А Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал ее как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.
Антефикс (элемент античной архитектуры, расположенный вдоль кровли) с изображением Медузы Горгоны.
Антефикс (элемент античной архитектуры, расположенный вдоль кровли) с изображением Медузы Горгоны.

Вообще, художники, жившие и творившие до нашей эры, использовали мифологические сюжеты в своих работах. Но потом почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства вплоть до эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса древнегреческая мифология была одним из важнейших факторов развития художественной культуры, соотвественно,  появляется иное толкование мифа о Медузе. Его одобрили последующие поколения художников, которые увидели в отталкивающей мифологической героине человеческие черты.

Новый взгляд на историю Медузы заметен в творчестве такого художника, как Леонардо да Винчи. Он решает изобразить отрубленную Персеем голову не в качестве второстепенного персонажа античного мифа, а в качестве самостоятельного отдельно взятого героя. Во время работы Леонардо наловил ящериц, кузнечиков, гусениц, змей, жаб и летучих мышей. Он стремился к полнейшей натуральности при создании головы Медузы. Медуза Леонардо является не только своеобразным оберегом своего владельца, но и приобретает индивидуальные черты, тем самым, преодолевая путь от небольшой маски-оберега до самостоятельной героини. Горгона перестает выглядеть как монстр, а предстает перед нами в образе жертвы несправедливого мира. Леонардо суммирует главные достижения итальянской живописи XV века: фундаментальные науки, композицию, математическую центральную перспективу, анатомию, колорит и светотень.

"Медуза Горгона", Леонардо да Винчи.
"Медуза Горгона", Леонардо да Винчи.

Отметим, что в скульптуре главную роль тоже занимали античные сюжеты. Я думаю, что многим знакома скульптурная группа Челлини “Персей с головой Медузы”. Но здесь немного иное смысловое зерно. Эта скульптура символизировала победу Козимо Медичи над соперниками в борьбе за власть, то есть тут больше политический смысл. И Челлини изображает Медузу не как чудовище, тело которой покрывала блестящая и крепкая чешуя, а как прекрасную молодую женщину.

"Персей", Б. Челлини.
"Персей", Б. Челлини.

Но лучшим изображением Медузы Горгоны считается все-таки работа итальянского художника и реформатора европейской живописи - Микеланджело Меризи да Караваджо. Медуза изображена в тот момент, когда в отражении щита Персея полетела наземь её голова. Но если представить ее без этих эмоций, то можно предположить, что она была бы достаточно красива. Караваджо, как и Леонардо, присущ интерес к изучению мимики. Интересный факт -  Караваджо поставил свое имя на картине красной краской: подпись сделана как бы кровью из потоков, хлещущих из отрубленной головы. Это напоминает подпись художника на картине «Обезглавливание св. Иоанна Крестителя», хранящейся в соборе Валлетты на острове Мальта. Обезглавленные персонажи библейской или античной истории сопровождали Караваджо на протяжение всей его жизни.

"Медуза", Караваджо.
"Медуза", Караваджо.

Конечно, существует очень много картин на этот сюжет - и у Рубенса (аж 2, и отрубленная голова Медузы, и изображение Медузы на щите в картине “Персей и Андромеда”), и у Риччи Себастьяно, и у символистов (там вообще очень интересные работы, например у Бёклина и у Франц фон Штука).

А в Нью-Йорке в 2008 году напротив здания Уголовного суда установили статую Медузы Горгоны. Автор скульптуры — Лучано Гарбати ставит вопрос ребром: «Какой может быть триумф, если вы побеждаете жертву?». Такой своеобразный вызов Челлини и его скульптуре, о которой мы уже поговорили, которая была символом победы Медичи над соперниками. А современная скульптура стала символом движения «MeToo», и локация Медузы с головой Персея не случайна — в здании напротив рассматривались громкие дела по харрасменту, включая суд над Харви Ванштейном.

"Медуза с головой Персея", Л. Гарбати.
"Медуза с головой Персея", Л. Гарбати.

Горгона Медуза и по сей день является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace. Это все свидетельствует о том, что и сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности. А кем является Медуза - жертвой или убийцей, решать уже вам.

Медуза Ронданини, которая стала прототипом логотипа модного дома Versace.
Медуза Ронданини, которая стала прототипом логотипа модного дома Versace.

Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)