На протяжении большого периода истории искусств пейзаж считался низким жанром, хоть и присутствовал в живописи в качестве фонового элемента на фресках, гравюрах и полотнах со времен классической античности. Но статус полноценной самостоятельной темы изображение природы приобрело только в XVII веке, в голландский Золотой век. И почти сразу пейзаж стал не просто изображением окружающей действительности, а способом передать зрителю нечто большее.
Голландские пейзажисты, такие как Рёйсдал, изображая природу, воплощали гордость своей нации за недавнее получение независимости и процветание страны. Подобная связь пейзажа и национальной идентификации будет прослеживаться и на картинах художников из других стран и в другие эпохи. Например, русский живописец Нестеров в своих работах создавал духовно-религиозный образ России, как страны Святых чудес.
Возвращаясь к ранним голландским пейзажам можно сказать, что уже в них проявляется двойственная сущность символизма, соединение двух начал — эмпирического и интуитивного, постигаемого чувствами, разумом и непостижимого. Это отчетливо видно на пейзажах, в которых просматривается идея vanitas, характерная в основном для натюрмортов. Изображения разрушающихся кладбищ и высыхающих деревьев не только передают то, что видел художник, но и символически говорят о конечности жизни и мирских забот.
Во времена промышленной революции пейзажи наоборот приобретают идиллический образ. Живописцы стремились запечатлеть и сентиментализировать то прекрасное, что по их мнению было утрачено. Пейзажи в их исполнении превращались в рай на земле, в противовес мрачной и грязной индустриализации.
Но ярче всего европейский символический пейзаж развернулся на рубеже XVIII-XIX веков, в эпоху романтизма. Тогда художники вкладывали в мир природы всевозможные эмоциональные и трансцендентальные смыслы. Одним из ярких представителей романтического и символического пейзажа того времени был живописец Каспар Давид Фридрих. Он совместил в своих работах реализм и философские размышления.
В России мода на пейзажи как самостоятельные произведения искусства возникла позже, чем в Европе — лишь в конце 18 века, и первоначально она ограничивалась интересом к итальянским видам и древностям. Пейзажи выполнялись в академической традиции для небольшого круга европоориентированной аристократии. И только к 50-м годам 19 века в Академии Художеств стали появляться новые настроения, которые дали начало реалистическому направлению в русской пейзажной живописи.
Натуралистичные пейзажи были интересны в основном с точки зрения их новизны, но вскоре потребовалось их философское и смысловое наполнение. К тому же, аристократия переболела итальянскими видами и увидела красоту русской природы. И именно здесь на сцене художественной жизни появился Исаак Левитан, о котором у меня уже выходило несколько статей.
Отмечу, что Левитан в большей степени считается мастером реалистического пейзажа, но символические мотивы в его творчестве также присутствуют. Изображение природы в символизме тяготело к пейзажу настроения, мастером которого и стал Левитан. Чувства и переживания автора, раздумья о непреходящем, а также постижение таинственной души природы значили в его работах столько же, сколько конкретная реальность. Однако, в полной мере символизм на русской почве развернулся чуть позже — он стал одной из отличительных черт Серебряного века русской культуры.
Ещё несколько статей, который могут вас заинтересовать:
- Каспар Давид Фридрих:
- Исаак Левитан:
- Символы в голландском искусстве:
- И ещё кое-что о пейзажах и романтизме: