Найти тему

Символический пейзаж в Европе и в России

На протяжении большого периода истории искусств пейзаж считался низким жанром, хоть и присутствовал в живописи в качестве фонового элемента на фресках, гравюрах и полотнах со времен классической античности. Но статус полноценной самостоятельной темы изображение природы приобрело только в XVII веке, в голландский Золотой век. И почти сразу пейзаж стал не просто изображением окружающей действительности, а способом передать зрителю нечто большее.

Якоб ван Рёйсдал, «Замок Бентхайм» (1653)
Якоб ван Рёйсдал, «Замок Бентхайм» (1653)

Голландские пейзажисты, такие как Рёйсдал, изображая природу, воплощали гордость своей нации за недавнее получение независимости и процветание страны. Подобная связь пейзажа и национальной идентификации будет прослеживаться и на картинах художников из других стран и в другие эпохи. Например, русский живописец Нестеров в своих работах создавал духовно-религиозный образ России, как страны Святых чудес.

Михаил Нестеров. «Соловки» (1917)
Михаил Нестеров. «Соловки» (1917)

Возвращаясь к ранним голландским пейзажам можно сказать, что уже в них проявляется двойственная сущность символизма, соединение двух начал — эмпирического и интуитивного, постигаемого чувствами, разумом и непостижимого. Это отчетливо видно на пейзажах, в которых просматривается идея vanitas, характерная в основном для натюрмортов. Изображения разрушающихся кладбищ и высыхающих деревьев не только передают то, что видел художник, но и символически говорят о конечности жизни и мирских забот.

Якоб ван Рёйсдал, «Еврейское кладбище» (1654)
Якоб ван Рёйсдал, «Еврейское кладбище» (1654)

Во времена промышленной революции пейзажи наоборот приобретают идиллический образ. Живописцы стремились запечатлеть и сентиментализировать то прекрасное, что по их мнению было утрачено. Пейзажи в их исполнении превращались в рай на земле, в противовес мрачной и грязной индустриализации.

Джон Констебл, «Телега для Сена» (1821)
Джон Констебл, «Телега для Сена» (1821)

Но ярче всего европейский символический пейзаж развернулся на рубеже XVIII-XIX веков, в эпоху романтизма. Тогда художники вкладывали в мир природы всевозможные эмоциональные и трансцендентальные смыслы. Одним из ярких представителей романтического и символического пейзажа того времени был живописец Каспар Давид Фридрих. Он совместил в своих работах реализм и философские размышления.

Каспар Давид Фридрих, «Одинокое Дерево» (1822)
Каспар Давид Фридрих, «Одинокое Дерево» (1822)

В России мода на пейзажи как самостоятельные произведения искусства возникла позже, чем в Европе — лишь в конце 18 века, и первоначально она ограничивалась интересом к итальянским видам и древностям. Пейзажи выполнялись в академической традиции для небольшого круга европоориентированной аристократии. И только к 50-м годам 19 века в Академии Художеств стали появляться новые настроения, которые дали начало реалистическому направлению в русской пейзажной живописи.

Федор Матвеев. «Вид Римской Кампаньи» (1800-е)
Федор Матвеев. «Вид Римской Кампаньи» (1800-е)

Натуралистичные пейзажи были интересны в основном с точки зрения их новизны, но вскоре потребовалось их философское и смысловое наполнение. К тому же, аристократия переболела итальянскими видами и увидела красоту русской природы. И именно здесь на сцене художественной жизни появился Исаак Левитан, о котором у меня уже выходило несколько статей.

Исаак Левитан, «В парке» (1880)
Исаак Левитан, «В парке» (1880)

Отмечу, что Левитан в большей степени считается мастером реалистического пейзажа, но символические мотивы в его творчестве также присутствуют. Изображение природы в символизме тяготело к пейзажу настроения, мастером которого и стал Левитан. Чувства и переживания автора, раздумья о непреходящем, а также постижение таинственной души природы значили в его работах столько же, сколько конкретная реальность. Однако, в полной мере символизм на русской почве развернулся чуть позже — он стал одной из отличительных черт Серебряного века русской культуры.

Михаил Врубель, «Утро» (1897)
Михаил Врубель, «Утро» (1897)

Ещё несколько статей, который могут вас заинтересовать:

  • Каспар Давид Фридрих:
  • Исаак Левитан:
  • Символы в голландском искусстве:
  • И ещё кое-что о пейзажах и романтизме: