Найти в Дзене

«Владимирка» — социальная картина Исаака Левитана

Исаак Левитан — один из крупнейших мастеров реалистического и лирического пейзажа второй половины XIX века. Его также называют мастером «пейзажа настроения». Для своих картин он не придумывал сцен, которые донесли бы его идеи до зрителя, а находил отражение своих мыслей и чувств в реальной окружающей природе.

Помимо картин, через которые мы можем почувствовать эмоции Левитана, есть в его творчестве и «социальный пейзаж». Так некоторые исследователи трактуют картину «Владимирка» (1892).

Исаак Левитан. «Владимирка». 1892
Исаак Левитан. «Владимирка». 1892

На картине художник изображает старую Владимирскую дорогу, печально известный тракт, по которому в Сибирь отправляли каторжников. Он произвел на художника гнетущее впечатление, которым пропитано полотно.

Для художника картина имела особый гражданский смысл. Левитану было за что не любить власть и сочувствовать ссыльным: он не раз подвергался антисемитским гонениям, несмотря на то, что его имя было известно среди столичной знати. Левитан сам подарил «Владимирку» Третьякову, живописец хотел, чтобы полотно было выставлено в галерее. В письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал:

«„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её».
Владимирский тракт
Владимирский тракт

На картине мы видим уходящую вдаль пустынную грунтовую дорогу, в середине которой изъезженная экипажами колея, а по краям — истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки. Также, через картину проходит ещё одна тропинка, пересекающая тракт. Она замедляет движение взгляда зрителя и обращает внимание на придорожный столбик, рядом с которым стоит одинокая молящаяся странница.

Одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце
Одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце

Полотно оставляет ощущение безысходности. По сути, в его основу лег не столько увиденный Левитаном пейзаж, сколько чувство, пережитое художником, когда он там находился. И только крошечный солнечный просвет у горизонта и белеющая вдали церковь могут олицетворять собой луч надежды.

Белая церковь у горизонта
Белая церковь у горизонта

Интересно, что средствами пейзажа Левитан смог добиться социального звучания. Конечно, немалую роль сыграло название, вызывающее у людей того времени прямые ассоциации. Сама же картина по сути не содержит в себе никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж. Но уходящая в даль бесконечная дорога, тяжелое серое небо, занимающее значительную часть холста, и приглушенные краски сумрачного дня производят должное впечатление.

Подпись Левитана
Подпись Левитана

Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного», а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — «всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно».

Кстати, «Владимирка» (79 × 123 см) — это одна из трёх больших картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами того периода — «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894), о котором я уже рассказывала — называют «мрачной трилогией» Левитана.