Найти в Дзене

Как формировался немецкий романтизм в искусстве

Развитие немецкой художественной культуры во второй половине XVIII века происходило, в основном, в русле классических тенденций. Однако, к концу века, ярче начали проявляться черты предромантизма. Особое развитие в живописи Германии и Австрии приобретают портрет и пейзаж.

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана» (1818) — «визитная карточка» немецкого романтизма
Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана» (1818) — «визитная карточка» немецкого романтизма

Стоит отметить и политическую составляющую. Германия в течении долгого времени была раздроблена на мелкие административные единицы, а в середине 1790-х она стала ареной периодических военных действий. В течении нескольких десятилетий в немецких государствах господствовала атмосфера национальной замкнутости и общественного застоя. Вместе с тем, в передовых умах росла жажда либеральных преобразований, свободы и обновлений.

Йохан Кристиан Даль, «Лаброфосский водопад»
Йохан Кристиан Даль, «Лаброфосский водопад»

Ущемленность общественной жизни, невозможность проявить себя в ней, привела к чрезвычайной интенсивности жизни духовной. Конец XVIII — начало XIX века — время высочайшего расцвета немецкой культуры. В первую очередь этот расцвет связан с формированием и развитием романтизма.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.  Портрет кисти Якоба Шлезингера (1831)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет кисти Якоба Шлезингера (1831)

Немецкому романтизму, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, было несвойственно вторжение в современную жизнь и поднятие животрепещущих проблем. Он был больше сконцентрирован на идее свободы личности, свободы мыслить вне конкретных жизненных обстоятельств. Гегель писал, что единственный путь к свободе — это «уйти в себя». Немецкое искусство уходит в сферу основополагающих проблем бытия, стремится постигнуть мир в его бесконечности и сложности.

Филипп Отто Рунге, «Утро» (1808)
Филипп Отто Рунге, «Утро» (1808)

На рубеже XVIII — XIX столетий Германия переживает подлинное религиозное возрождение. Новалис — крупнейший мыслитель раннего романтизма — решительно связывает будущее Европы с христианством. Ещё один мыслитель — Шлейермахер — выпускает свои «Речи о религии». Оба деятеля культуры выступают против рационализма и неверия уходящего века, утверждая идею божественной сущности мира.

Слева: Новалис, портрет 1799 года
Справа: Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер
Слева: Новалис, портрет 1799 года Справа: Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер

Ещё одно религиозное понятие имело влияние на мироощущение многих немецких мыслителей. Пиетизм — это мистическое течение в протестантизме, ставящее религиозное чувство выше религиозной догмы. Божественное откровение становится единственным источником познания мира.

Каспар Давид Фридрих, «Крест над Балтикой» (1815)
Каспар Давид Фридрих, «Крест над Балтикой» (1815)

Особое влияние на формирование романтизма оказал Шеллинг и его натурфилософия. Он считал природу созданием мирового духа. Природа и жизнь в его понимании и есть непрерывное творчество. Живое поэтическое чувство природы несет в себе непосредственный религиозный смысл.

Фридр их Вильгельм Йозеф Шеллинг. Портрет кисти Йозефа Карла Штилера (1835)
Фридр их Вильгельм Йозеф Шеллинг. Портрет кисти Йозефа Карла Штилера (1835)

Предметом искусства мыслители того времени (в их числе Шеллинг и Вакенродер) считали универсальный образ мира — не столько материальный, сколько духовный. В произведениях они видели внешнее (форму) и внутреннее (смысл). И сокровенный смысл мог быть раскрыт лишь в символической форме.

Йозеф Антон Кох, «Героический пейзаж с радугой» (1805)
Йозеф Антон Кох, «Героический пейзаж с радугой» (1805)

Понятия символа и аллегории как носители вечного смысла постоянно встречаются в высказываниях мыслителей. Они не отрицали обращения к реальности, но считали его недостаточным. Искусство в их представлении должно покоиться на гармонии реального и идеального.

Фридрих Вильгельм фон Шадов, «Миньона» (1828)
Фридрих Вильгельм фон Шадов, «Миньона» (1828)

В раннем немецком романтизме произведения искусства несли в себе смыслы, выходящие за пределы непосредственно изображаемого. А мир осознавался и постигался как откровение, как проявление божественного разума.

«Художник непременно трансцендентален, а вся жизнь наша — богослужение», — писал Новалис.