Три картины, которые называют «мрачной» или «драматической» трилогией Левитана, были созданы художником в первой половине 1890-х годов. Почему-то к рассказам о них я подошла с конца, начав с полотна «Над вечным покоем» (1894). Затем рассказала о «социальной» картине «Владимирка» (1892), а сегодня завершу тему самой ранней из трёх работ — картиной «У омута» (1892).
Но для начала расскажу немножко о самом подходе Исаака Левитана к созданию пейзажей.
Левитан — мастер пейзажа настроения
Исаак Ильич Левитан считается одним из крупнейших мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века. Однако, в его работах есть и символическая, чувственная сторона.
Пейзажи Левитана — не столько изображение реальных красот русской природы, сколько воплощение его чувств, в этих образах выраженных. Он пишет не место, которое видит, а то, что испытывает. Природа как бы окрашивается эмоциональными состояниями художника.
«В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьёзно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного», — говорил Левитан.
Раз уж я упомянула этюды, отмечу кое-что о методе работы Левитана. Техническая практика импрессионистов его не увлекла, он не признавал пленэра в чистом виде. Художник исполнял лишь небольшие зарисовки с натуры. Своим ученикам впоследствии он говорил:
«Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома. Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чём сказалась жизнь».
«Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве».
Желание же импрессионистов «остановить момент» в какой-то мере было близко Левитану. Но он не просто хочет передать мимолетное впечатление, он хочет спасти его, вырвать из лап неумолимо уходящего времени.
Его картины — это окна в мир, ускользающий и меняющийся на глазах. Художник видит, как исчезает объект его интереса, как время слизывает своим шершавым языком то, что ещё мгновение назад казалось прекрасным и вечным. Художник вынужден спешить, вырывать из пасти ненасытного времени чудесные мгновения, дать им чуть больше пространства, чем миг.
Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Этот трепет перед вечностью мы видим в некоторых работах художника, например в уже упомянутом полотне «Над вечным покоем».
«У омута»
Плотно «У омута» отражает минорные нотки в эмоциональном состоянии художника. Глядя на эту картину, появляется тревожное чувство. Впервые Левитан не просто любуется природой, а словно констатирует факт её могущества.
Левитан начал работу над полотном «У омута» в 1891 году в Тверской губернии, используя в качестве натуры пейзаж у реки Тьмы. Зимой 1891-1892 художник продолжил работу над картиной в Москве, а в феврале 1892 она была представлена на 20-й выставке «передвижников» в Санкт-Петербурге.
На полотне мы видим неширокую, темную реку, которая уже размыла плотину. Через реку перекинуты старые доски и скользкие бревна. На другом берегу зовет за собой светлая тропинка, но там же сгущается мрачный лес. Зловещая сумеречность, ощущение неуверенности — а стоит ли туда идти? Тусклое освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство дискомфорта.
К Левитану подкрадывается тоска, которая найдет более полное выражение в следующих его работах. Сама же картина «У Омута» произвела впечатление на московские художественные круги, полотно приобрел Павел Третьяков.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал произведение «одним из выдающихся полотен в передвижнической пейзажной живописи». А его коллега Григорий Стернин писал, что одной из целей автора было «создание эпического зрелища, не лишённого элементов сказочной театрализации». И действительно, настроение картины как будто навеяно сказками о леших и водяных.
Художник Михаил Нестеров описывал картину так: «Впечатление огромное. Тревожное чувство охватывает всецело и держит зрителя в напряжённом возбуждении всё время». А что вы чувствуете, глядя на эту картину?