Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) — немецкий живописец-пейзажист, один из ключевых европейских художников XIX века в целом и романтической живописи в частности. Его также можно назвать мастером символического и «философского пейзажа».
Фридрих всю жизнь изучал природу в различных ее проявлениях и передавал ее с необычайной достоверностью и тщательностью. При этом пейзажи Каспара Давида, несмотря на свою детальность и реалистичность, часто не связаны с конкретными ландшафтами. Они скорее создают собирательный образ мира.
Фридрих полагал, что высшая цель художника «не верная передача воды, скал, деревьев, а отражение в них его души… Познать дух природы, всем сердцем и душой проникнуть в него, принять и передать — подлинная задача художественного произведения».
Особое место в картинах Фридриха занимает человек. Чаще всего фигуры людей появляются на переднем плане, они не включены в жизнь природы, которая как бы отторгает их. Ощущается драматическая несоизмеримость маленького человека (иногда на столько маленького, что его сложно увидеть на картине) и бескрайних просторов, великих гор, мощного моря. Пример таких картин — «Утро в Исполиновых горах» (1810-1811), «Утро в горах» (1822-1823), а также на одном из самых великий произведений Фридриха — на полотне «Монах у моря» (1809-1810), о котором я подробно уже рассказывала ранее.
Но есть в творчестве Фридриха ещё один тип картин с людьми — так называемые «созерцательные пейзажи». Именно в созерцании по мнению ранних романтиков постигается божественная сущность мира.
К картинам такого типа можно отнести полотна «Двое, созерцающие восход луны» (1819), «Женщина, созерцающая заходящее солнце» (Ок. 1819), «Восход луны над морем» (1821), «Ночь в гавани (Сестры)» (Ок. 1819). Героями этих картин выступают отдельные или парные фигуры, всегда изображенные на переднем плане и со спины. Такой ракурс как бы ставит зрителя на место персонажей, позволяет «из-за плеча» созерцать вместе с ним открывающийся ландшафт, испытывая то же чувство преклонения перед божественной красотой мира.
Интересный пример «созерцательного» пейзажа — картина «Женщина у окна» (1822). Это в целом нетипичная работа для Фридриха. На ней мы видим не бесконечный простор природы, а часть мастерской художника и его супругу, погруженную в созерцание берега Эльбы, видимого из окна. Но как и другие работы Каспара Давида, она наполнена символическими смыслами.
На картине совмещаются три пространства: внутренний мир женщины; замкнутое пространство земного существования — тёмного, сурового интерьера; противостоящий ему светлый мир иной жизни, которая открывается в ярком пейзаже за окном. На этой картине взгляд в даль не пугает (мы не чувствуем преклонения перед великим и непостежимым), а скорее дарит надежду.
Напоследок отмечу, что Фридрих не использует людей для передачи идей или эмоций. Духовное состояние в его работах выражается именно посредством природы, вся суть в самом пейзаже.
«Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой» — Каспар Давид Фридрих