Найти в Дзене

«Созерцательные пейзажи» Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) — немецкий живописец-пейзажист, один из ключевых европейских художников XIX века в целом и романтической живописи в частности. Его также можно назвать мастером символического и «философского пейзажа».

Г. фон Кюгельген. «Портрет Каспара Давида Фридриха». Около 1808
Г. фон Кюгельген. «Портрет Каспара Давида Фридриха». Около 1808

Фридрих всю жизнь изучал природу в различных ее проявлениях и передавал ее с необычайной достоверностью и тщательностью. При этом пейзажи Каспара Давида, несмотря на свою детальность и реалистичность, часто не связаны с конкретными ландшафтами. Они скорее создают собирательный образ мира.

Каспар Давид Фридрих. «Утро в Исполиновых горах» (1810-1811)
Каспар Давид Фридрих. «Утро в Исполиновых горах» (1810-1811)
Фридрих полагал, что высшая цель художника «не верная передача воды, скал, деревьев, а отражение в них его души… Познать дух природы, всем сердцем и душой проникнуть в него, принять и передать — подлинная задача художественного произведения».
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах» (1822-1823)
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах» (1822-1823)

Особое место в картинах Фридриха занимает человек. Чаще всего фигуры людей появляются на переднем плане, они не включены в жизнь природы, которая как бы отторгает их. Ощущается драматическая несоизмеримость маленького человека (иногда на столько маленького, что его сложно увидеть на картине) и бескрайних просторов, великих гор, мощного моря. Пример таких картин — «Утро в Исполиновых горах» (1810-1811), «Утро в горах» (1822-1823), а также на одном из самых великий произведений Фридриха — на полотне «Монах у моря» (1809-1810), о котором я подробно уже рассказывала ранее.

Каспар Давид Фридрих. «Монах у моря» (1809-1810)
Каспар Давид Фридрих. «Монах у моря» (1809-1810)

Но есть в творчестве Фридриха ещё один тип картин с людьми — так называемые «созерцательные пейзажи». Именно в созерцании по мнению ранних романтиков постигается божественная сущность мира.

Каспер Давид Фридрих. «Двое, созерцающие восход луны» (1819)
Каспер Давид Фридрих. «Двое, созерцающие восход луны» (1819)

К картинам такого типа можно отнести полотна «Двое, созерцающие восход луны» (1819), «Женщина, созерцающая заходящее солнце» (Ок. 1819), «Восход луны над морем» (1821), «Ночь в гавани (Сестры)» (Ок. 1819). Героями этих картин выступают отдельные или парные фигуры, всегда изображенные на переднем плане и со спины. Такой ракурс как бы ставит зрителя на место персонажей, позволяет «из-за плеча» созерцать вместе с ним открывающийся ландшафт, испытывая то же чувство преклонения перед божественной красотой мира.

Каспар Давид Фридрих. «Женщина, созерцающая заходящее солнце» (Ок. 1819)
Каспар Давид Фридрих. «Женщина, созерцающая заходящее солнце» (Ок. 1819)

Интересный пример «созерцательного» пейзажа — картина «Женщина у окна» (1822). Это в целом нетипичная работа для Фридриха. На ней мы видим не бесконечный простор природы, а часть мастерской художника и его супругу, погруженную в созерцание берега Эльбы, видимого из окна. Но как и другие работы Каспара Давида, она наполнена символическими смыслами.

Каспар Давид Фридрих. «Женщина у окна» (1822)
Каспар Давид Фридрих. «Женщина у окна» (1822)

На картине совмещаются три пространства: внутренний мир женщины; замкнутое пространство земного существования — тёмного, сурового интерьера; противостоящий ему светлый мир иной жизни, которая открывается в ярком пейзаже за окном. На этой картине взгляд в даль не пугает (мы не чувствуем преклонения перед великим и непостежимым), а скорее дарит надежду.

Каспар Давид Фридрих. «Восход луны над морем» (1821)
Каспар Давид Фридрих. «Восход луны над морем» (1821)

Напоследок отмечу, что Фридрих не использует людей для передачи идей или эмоций. Духовное состояние в его работах выражается именно посредством природы, вся суть в самом пейзаже.

Каспар Давид Фридрих. «Вечерний пейзаж с двумя фигурами» (1830 – 1835)
Каспар Давид Фридрих. «Вечерний пейзаж с двумя фигурами» (1830 – 1835)
«Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой» — Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих. «Ночь в гавани (Сестры)» (Ок. 1819)
Каспар Давид Фридрих. «Ночь в гавани (Сестры)» (Ок. 1819)