Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) — один из крупнейших мастеров реалистического и лирического пейзажа второй половины XIX века. В этой статье я расскажу о его жизни до момента признания его как состоявшегося зрелого мастера.
Детство
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) — один из крупнейших мастеров реалистического и лирического пейзажа второй половины XIX века. Он родился на западной окраине России в интеллигентной еврейской семье. Однако, жили Левитаны бедно, и в поисках лучшей доли в конце 1860-х перебрались в Москву.
О детстве художника сохранилось очень мало информации. Сам Исаак Ильич не любил вспоминать и рассказывать о прошлом, незадолго до смерти он уничтожил свой архив, письма родных и другую информацию. Также многое было уничтожено по его воле уже после смерти живописца. Однако, исследователи всё же восстанавливают некоторые факты его биографии, в том числе по рассказам и письмам его современников.
В 1870 году старший брат Исаака — Авель — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это повлияло и на Исаака Ильича. Спустя три года он тоже поступает в это учебное заведение.
Жизнь Левитана, судя по всему, простой не была: бедность, болезни, смерть обоих родителей, проблемы с оплатой обучения, притеснения из-за еврейских корней. Вероятно, все это сказалось на становлении характера живописца, который отличался меланхоличностью.
Студенчество
Левитану повезло с учителями. С самого начала обучения он оказался в натурном классе, который вёл знаменитый «передвижник» Василий Григорьевич Перов. Он и другие преподаватели отмечали наблюдательность, трудолюбие и поэтичность натуры молодого художника. Этими качествами он заинтересовал руководителя пейзажной мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова, который переманил Исаака к себе.
Казалось бы, кошмары непростой жизни направляли будущего живописца пойти по стопам Перова и выместить свою злобу на богатых в сатирических формах. Но Левитан избрал другой путь. Оказавшись в классе Саврасова, он искренне воспринял самое главное наставление учителя: «…пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!».
Умение чувствовать принесло свои плоды. Картина «Осенний день. Сокольники» (1879), выставленная на ученической выставке, заинтересовала самого Павла Михайловича Третьякова. Полотно было создано в 1879 году, когда Левитан был вынужден покинуть Москву: после покушения на государя Александра II евреев начали выселять из столицы. Картина навевает печальное чувство осеннего увядания и одиночества. А композицию, с уходящей вдаль аллеей и резким перспективным сокращением, художник позже повторил в своей работе «Осень. Охотник» (1880). За счет этого приема обе картины имеют глубину и пространство.
Саврасов, о котором с признательностью вспоминали все его воспитанники, учил смотреть на природу ясными глазами, помогая начинающим живописцам не подпасть под существовавшие тогда стереотипы академической и романтической школ. Лучше всего об этом написал сам Левитан:
«Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Выселением из Москвы плохие новости не ограничились: совет профессоров училища уволил Саврасова, пейзажисты остались без мастера.
Левитан старался сохранить теплые отношения с преподавателем и после его ухода. Впоследствии Исаак Ильич, в своем единственном печатном выступлении в память Саврасова, назвал учителя «одним из самых глубоких русских живописцев».
К моменту ухода Саврасова Левитан уже закончил одно из лучших своих произведений — «Весна в лесу» (1882). На картине художник изобразил тихий уголок леса, заросли ольхи и ивы, среди которых бежит ручей. Картина с удивительной легкостью передает состояние робкого пробуждения природы от зимнего сна. Но хочу обратить внимание на техническую сторону работы Левитана: здесь особенно ясно видна способность художника к тембровой разработке зеленого цвета, который считается одним из самых сложных для живописцев.
Исаак Ильич в целом показывает удивительное владение краской и многообразие цветовых решений. Его пейзажи живописны и обладают особыми колористическими достоинствами. Также, специалисты отмечают, что его работы максимально выразительны при минимуме средств. Некоторые его картины почти лаконичны по форме, но наполнены эмоциональным содержанием.
Следующим преподавателем Левитана стал талантливый живописец Василий Дмитриевич Поленов. Он познакомил Левитана и его однокашников, с новейшими художественными течениями в живописи: в частности с импрессионизмом. И именно благодаря новому наставнику Исаак Левитан вошел в культурные круги столицы: однажды Поленов взял своего талантливого ученика в усадьбу Абрамцево, куда стремилась попасть вся художественная элита Москвы. Кроме того, супруга Поленова была родственницей знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Знакомство с ним впоследствии спасет Левитана в непростые времена.
Знакомство со знаменитыми художниками и меценатами упрочило положение Левитана в художественной среде. Однако, в 1884 году, несмотря на успешную сдачу всех экзаменов, Исаак был отчислен с курса за систематическое непосещение занятий. Ему предложили взять диплом «неклассного» художника, который по сути оставлял Левитану единственную возможность — стать учителем рисования.
После отчисления
В отчаянии художник покинул Москву и уехал в Саввинскую слободу, где создал несколько прекрасных полотен — «Последний снег. Саввинская слобода» (1884), «Мостик. Саввинская слобода» (1884), «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884) и др.
Большинство этих работ были посвящены весне, Чайковский даже как-то сказал, что Левитан имел «весеннюю душу». А вот как отозвался о картине «Мостик. Саввинская слобода» художник Коровин: «Лежат во дворе дрова — а как их можно написать, какая в них гамма красок! На них горит солнце! Двор уже не кажется пустым и безмолвным — он живет». И действительно, несмотря на отсутствие на большинстве картин Левитана человека, в них чувствуется жизнь.
Левитан поселился неподалеку от дачи Чеховых, где подружился с Антоном Чеховым и его сестрой Марией, которую полюбил. Увы, чувства не были взаимными, да и брат был не рад зятю со столь нестабильным будущим. Левитан пребывал в состоянии депрессии, и лишь периодическое общение с семьей Чеховых уберегло художника от попыток суицида.
Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего:
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
Левитан как бы изображает мир параллельный чеховским героям, но без них самих. Это мир природы, существующий отдельно от человека. Он имеет следы человеческого существования: лодки на воде, избы, храмы, но художник и мы, зрители, только наблюдаем за этим миром со стороны.
При этом живописец, который казалось бы создал этот мир, не является Богом. Левитан просто изображает то, что видит, любуется этим, проживая этот мир. В одном из писем Чехову Левитан писал:
«Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего и не уметь, сознавать своё бессилие выразить эти большие ощущения…».
Весной 1886 года, оправившись от болезней и получив деньги за исполнение декораций для частной оперы Мамонтова, Левитан уехал в Крым. Пейзажи, привезенные оттуда, практически сразу были раскуплены на московских выставках. Несколько полотен снова приобрел Павел Третьяков. Уже в этих картинах Левитана проявляется главное качество его живописи: он обладал редкой эмоциональной чувствительностью к движению света и цвета, и даже самый непритязательный пейзаж он умел изобразить с особым настроением и неким скрытым нервом.
После поездки в Крым жизнь Левитана изменилась. Теперь он мог снимать жилье в Москве и позволить себе бывать в гостях у разных интересных людей, начал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Он знакомиться с писателем Гиляровским, артистами Малого театра Ленским и Кромоловой, а также с Софьей Кувшинниковой, которая сыграет немалую роль в его жизни. С этого момента наступает светлая полоса в жизни живописца, его можно назвать зрелым мастером.
Спасибо всем, кто дочитал эту статью. Она получилась довольно объемной. Тем ценнее ваш интерес!
Вот ещё несколько статей о работах Исаака Ильича Левитана:
🔹 «Над вечным покоем» Левитана — больше, чем просто пейзаж: https://dzen.ru/a/ZQHGywjyuW5hgo7x
🔹 «Владимирка» — социальная картина кисти Исаака Левитана: https://dzen.ru/a/ZTZkFaweryGSgP0Q
🔹 «У омута» — первая работа «мрачной трилогии» Исаака Левитана: https://dzen.ru/a/ZTucpA6yFiSiBpq5