Когда мы слышим словосочетание «героический пейзаж» — мы сразу представляем себе пейзаж, на фоне которого разворачиваются какие-то эпические действия: античные герои совершают подвиги, персонажи сходятся в битве, победители торжествуют — что-то примерно такое.
На самом же деле этот поджанр пейзажа не про геройство, а именно про природу. Ниже разбираемся подробнее.
Определение
Начнем с азов. Вот что пишет о героическом пейзаже редакция искусства и архитектуры Большой Российской энциклопедии:
Героический пейзаж — это разновидность пейзажного жанра; пейзаж, в котором показывается величественность природы.
Чаще всего героический пейзаж представляет собой идеализированный ландшафт с горами, морем, античными руинами, яркими природными явлениями (радуга, закатное или рассветное солнце, грозы и шторма), на фоне которого разворачивались мифологические и библейские сюжеты. При этом, персонажи таких картин обычно стаффажные, то есть второстепенные, обогащающие сюжет дополнительными сценами, подчеркивающие величие природы, но не выходящие на передний план.
Героический пейзаж — это пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека.
Откуда взялось название
Термин «героический пейзаж» был введён Роже де Пилем (французский живописец, гравер, теоретик искусства), который противопоставил героический пейзаж идиллическому. Идиллический пейзаж — это художественное изображение природы, которое создает ощущение спокойствия, гармонии и идеальной красоты.
Де Пиль сопоставил героический пейзаж с эстетической категорией возвышенного и определил его как пейзаж, соединяющий природные и рукотворные объекты, способные передавать ощущение величественного и сверхъестественного.
Основатель жанра
Создателем героического пейзажа считают живописца эпохи барокко Аннибале Карраччи. А первой работой в этом жанре — «Видение Христа святому Петру на Аппиевой дороге», 1601 года.
На этой картине пейзаж демонстрирует выдуманную, идеализированную природу, что и придает ей героики. Это не какое-то конкретное место, а фантазийный ландшафт. Также, мы видим некоторую театрализацию: природа открывается как бы «кулисами» с двух сторон полотна и перспективно уходить вглубь.
Яркие представители Жанра
Идеалом героического пейзажа считаются работы французского живописца Никола Пуссена.
Также из представителей классицизма можно отметить французов Гаспара Дюге и Клода Жозефа Верне, австрийца Йозефа Антона и итальянца Сальватора Роза.
Из представителей романтизма выделяют француза Теодора Жерико, а также немца Каспара Давида Фридриха, чьи работы тоже можно классифицировать как героический пейзаж.
А какие ещё бывают пейзажи?
Вопрос сложный, потому что типологизируют пейзажи тоже по-разному.
- Например, можно классифицировать их по тому, что, собственно, изображено на картине: сельский пейзаж, городской, парковый, морской, горный, архитектурный, индустриальный пейзаж, космический (почему бы и нет).
- Иногда даже по временам года делят: весенний пейзаж, летний, осенний, зимний.
- Ещё пейзажи классифицируют по характеру: героически, исторический, эпический, романтический, иделлический и пейзаж настроения. Эта классификация мне не совсем понятна, нужно разбираться глубже, вникать в нюансы. На первый взгляд, слишком многое в этих словах пересекается.
- А ещё, можно выделить пейзажи по способу их создания. Например, пленерный пейзаж или тональный пейзаж.
В общем, видов пейзажей существует огромное количество. Возможно, когда-нибудь я соберусь собрать воедино определения хотя бы самых распространенных из них. А пока, предлагаю вам поразглядывать ещё несколько героических пейзажей для насмотренности.
И почитать уже существующие публикации о пейзажах, которые вы могли пропустить: