Проблематика
В поисках новых возможностей в алом океане вас может посетить идея сфокусироваться на какой-то одной рыночной нише. И это хорошая идея, так как вы сможете предложить лучшее ценностное предложение для этой аудитории. Возможно, вы даже сможете продавать ваш продукт дороже с лучшими конверсиями в воронке продаж. Да, такое бывает! Освоив одну нишу, можно потом доработать продукт для другой. И так шаг за шагом завоевывать долю на рынке. Однако есть риск выбрать случайно узкую нишу и быстро упереться в потолок. Как оценить правильно?
Что вы узнаете
- Принцип оценки объёма рынка и где взять данные
- Какие есть классические методы оценки аудиторного потенциала
- Как провести трафик-тест для оценки аудиторного потенциала даже, если вы новичок в онлайн рекламе
Объём рынка
Об этом много написано, можно найти хорошие статьи в поиске или спросить у ChatGPT. Поэтому тут не буду дублировать теорию. Посоветую вот эту статью из блога Яндекс Практикума. Ещё есть видео от Школы продактов Яндекса.
Самый заковыристый момент, о котором не пишут, это где взять данные. Нет универсального совета для всех. Вот несколько примеров из моей практики.
- Поискать маркетинговые исследования рынка в открытом доступе. Иногда их можно купить с ценой около 60-100 тыс. руб. Цена зависит от рынка. Какая-то информация, например общая оценка рынка, может быть в онлайн СМИ. В общем, ищите по запросу: “объём рынка (укажите свой)”
- Официальная статистика Росстата, Росреестра, нормы потребления продуктов питания и прочее. Наиболее часто в своей практике пользовалась информацией из переписи населения (город, пол, возраст).
- Если у вас онлайн бизнес, то соберите список наиболее крупных игроков. Дальше можно оценить количество трафика в SimilarWeb, metrica.guru, SpyMetrics, Popsters, Keys.so. Аналогичные сервисы аналитики можно найти для мобильных приложений и маркетплейсов. Дальше можно прикинуть примерное количество покупок в месяц, ориентируясь на свои конверсии или раздобыть инсайдерскую информацию. Средний чек тоже можно предположить исходя из цен в открытых источниках.
Важно! У этого подхода может быть большая погрешность, так как качество трафика разное. И наличие трафика не всегда означает продажи. - Оценка аудиторий в рекламных каналах VK Ads или Яндекс Директ. В рекламных кабинетах можно посмотреть прогноз по охвату. Если вы новичок в онлайн-рекламе, то доступнее всего VK Ads. Там кабинет устроен проще и нужно меньше полей заполнить, чтобы добраться до прогноза аудитории. Вот, например, для онлайн-школы йоги можно посмотреть объём аудитории в Москве женщин в возрасте 25-50 лет. Также будет прогноз по охвату с бюджетом 10 тыс рублей. Если вы знаете свою воронку, то можете предположить, сколько будет новых клиентов и по какой цене. Однако не забывайте, что только трафик-тест может показать реальные результаты канала.
6. Инсайдерская информация. Её могут добыть исследовательские агентства, спросив данные о продажах и выручке напрямую или через свой нетворк. Самостоятельно добыть сложно. Вот, кстати, классный кейс от агентсва Hints. Ещё у агентсва Hints есть кейс, как ребята анализировали рынок детского edtech в США.
В заключении хочу подсветить, что не стоит ожидать большой точности от этих прогнозов. Это нормально. Хороший результат этого упражнения – прикинуть объём как можно точнее, насколько большой рынок, какой его кусок самый большой и пойти туда.
Оценка аудиторного потенциала
Бывает и так, что сложно оценить рынок или нишу. Это может случиться, если вы будете исследовать рынок фитнеса и обнаружите, что он делится на клубы и студии, групповые и индивидуальные занятия, есть срез по видам спорта (плавание, хотьба, бег и т.п). В этой сегментации нет разбивки аудитории по их целевым потребностям. Например, в этой статье мы выяснили, что в йогу приходят по разным причинам. Одни хотят быть в хорошей физической форме и готовы потеть на тренировках, а другие ищут духовное развитие, медитации. Это разные аудитории и для них нужны разные продуктовые предложения. Как понять, какой сегмент больше?
Классический способ – провести опрос
Это старинный метод количественного исследования, о котором много всего написано, особенно хорошо в учебниках по социологии. Чтобы получить количественную оценку потребностей, обнаруженных в глубинных интервью (об этом читайте в Главе 1), достаточно сделать небольшую анкету в Яндекс форме или Гугл форме. Вот пример вопросов, когда в Английском от Яндекс Практикума мы пытались оценить спрос на деловой английский.
Проводить анкетирования правильно с точки зрения социологии – это проявить настоящее мастерство. В своей практике я ни разу не встречала безукоризненного исследования, даже когда его выполняли эксперты. Чаще всего у скептиков возникают вопросы:
- К формулировкам вопросов. Одну и ту же фразу можно понять по-разному и чем больше людей, тем больше вариативность того, как на самом деле человек понимает вопрос.
Рекомендация: проводите “коридорки”, то есть покажите анкету нескольким своим знакомым и узнайте, как они поняли вопрос. - К объёму выборки – насколько её достаточно, чтобы на каждый вариант получить достаточно ответов для статистической значимости результатов. Рекомендация: пользуйтесь калькулятором выборки https://socioline.ru/rv.php
Для генеральной совокупности 10 млн человек калькулятор рассчитывает выборку 475 человек. На практике часто брали выборку 600 - 1200 респондентов.
3. К репрезентативности выборки – насколько выборка отражает все сегменты генеральной совокупности в нужной пропорции. Вот это самый коварный момент. Идеальной репрезентативности можно достичь только в онлайн панелях, типа Тибурона или Яндекс Взгляда. Однако это может быть дорого. Поэтому исходите из ваших задач.
Практичный метод – трафик-тест
Прежде чем инвестировать ваши ресурсы в создание продукта, сделайте лендинг или несколько, запустите тестовые рекламные кампании с небольшим бюджетом и посмотрите на воронку и стоимость привлечения лида. Трафик-тест покажет, есть ли спрос на ваше предложение или нет. Выбирайте то, что сразу полетело выше ваших ожиданий. Если вы на самом старте получаете плохие результаты в верхней части воронки, то с масштабированием эти результаты будут ещё хуже, так как с увеличением рекламного бюджета вы будете охватывать больше “холодных” пользователей.
Подробнее о трафик тестах рекомендую почитать мои кейсы: тут и тут (здесь рассказываю как сделать тест без опыта запуска онлайн-рекламы)
Ещё есть отличный материал от моего коллеги из Яндекс Практикума: тут
Выводы
- Нет универсального рецепта того, как подсчитать объём рынка. Эта задача требует творческого подхода в поиске данных о рынке. В статье разобрали наиболее популярные методы
- Бывает так, что данные о рынке не показывают распределение целевых потребностей. В этом случае можно оценить аудиторный потенциал количественно через опросы и трафик-тесты.
- Не бывает идеально точных оценок рынка, всегда есть погрешность. Поэтому лучше проводить несколько типов исследований для калибровки.
Конец второй главы. Надеюсь было полезно) Буду рада любой обратной связи от вас в комментариях. Остальные главы читайте в подборке.
Теперь приземлим теорию в ваш бизнес. Приглашаю выполнить несколько заданий.
Задания для самостоятельной работы
Если вы исследуете целевые потребности аудитории в поисках новых возможностей, то в идеале сначала сделать задания из Главы 1, которые помогут сформулировать гипотезы для количественной проверки. Для вдохновения рекомендую почитать кейс с онлайн-школой йоги, если вы его пропустили выше.
- Выпишите гипотезы, из каких сегментов состоит ваш рынок. Если вы не делали задания из Главы 1, то обоснуйте ваши гипотезы.
- Составьте бриф на количественное исследование рынка:
- какие данные вам нужны, чтобы оценить TAM, SAM, SOM
- где вы эти данные возьмете
- будете ли проводить опрос? если да, то зачем? какие вопросы зададите? какая будет выборка? где вы будете распространять анкету?
3. Проведите исследование и сделайте выводы.
4. Если у вас появились новые идеи о продукте или упаковке, то сделайте бриф на трафик-тест:
- какие гипотезы будете проверять?
- как вы будете оценивать результаты?
- какой объём трафика нужен на проверку каждой гипотезы, чтобы получить статистически значимые результаты? какой бюджет?
- где вы будете проводить трафик-тест?
_______
Даша Крамаренко,
Маркетолог с опытом более 12 лет. Последние 6 лет запускала маркетинг в стартапах от Skyeng и Яндекс Практикум. Пишу про маркетинг простыми словами. Работаю в найме, иногда консультирую. В Telegram делюсь личным опытом.