Найти в Дзене
Маркетинг с Дашей

Как найти новые возможности в алом океане

Оглавление

Проблематика

1. Вы работаете на зрелом рынке с большим количеством игроков, которые продают +/- одно и тоже. Нужно не просто выделяться, но и сводить концы с концами, снижая издержки на привлечение новых клиентов путём повышения конверсий во всей воронке за счёт нового ценностного предложения.
2. Вы уперлись в потолок в привлечении новых пользователей по приемлемой стоимости привлечения и хотите с минимальными доработками в продукте расширить аудиторию.

Что вы узнаете

  1. Какой алгоритм действий в данной ситуации?
  2. Что такое целевые потребности?
  3. Какие есть инструменты исследования потребностей?

Алгоритм действий

Преимущество зрелых рынков в том, что уже сформирован спрос у большого количества людей на определенную категорию продуктов / услуг. Если есть лидеры рынка – ещё лучше. Наверняка, есть люди, чья потребность не удовлетворяется в полной мере. Это и есть возможность для вас. Найдите эти потребности и предложите лучший способ удовлетворить их.

Каждый шаг а алгоритме – это большая тема. В данной лекции мы разберём подробнее, как определить целевые потребности.

Инструменты исследования потребностей

Инструмент 1: Глубинные интервью

Ещё можно встретить другое название этого метода “кастдев” от английского customer development. В международной литературе это более широкий термин, включает весь путь запуска стартапа, где глубинные интервью лишь часть. О том, как проводить глубинные интервью, очень много всего написано. Однажды я записала свой опыт проведения глубинных интервью тут. Постаралась учесть всё важное и подробно рассказать, про свои “грабли”. В этой лекции поделюсь полезными ссылками и подсвечу нюансы, которые не очевидны для начинающих интервьюеров.

Полезные ссылки
Ссылка на лучшую книгу о том, как правильно проводить интервью с целью выявления потребностей
https://www.litres.ru/book/rob-fitcpatrik/sprosi-mamu-kak-obschatsya-s-klientami-i-podtverdit-pravotu-23963007/

Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? (Роб Фитцпатрик)

https://vc.ru/life/744841-nu-chto-kastdevim-ili-kak-provesti-glubinnoe-intervyu

  • Автор подробнее рассказывает про customer development
  • Какие виды глубинных интервью бывают
  • Как провести глубинные интервью

https://kontur.ru/compass/spravka-compass/47294-glubinnoe_intervyu_v_custdev

  • Преимущества и недостатки глубинного интервью
  • Этапы глубинного интервью
  • Примеры плохих и хороших вопросов

https://marketolog.mts.ru/blog/kak-provesti-glubinnoe-intervyu

  • Базовые принципы проведения глубинных интервью
  • Каких ошибок следует избегать

Глубинное интервью – это настолько популярный метод, что любая другая найденная статья по этой теме не введёт вас в заблуждение. Не бойтесь искать самостоятельно или спрашивать у СhatGPT.

Нюансы
В ссылках выше довольно хорошо переданы нюансы, связанные с тем как общаться с респондентом, чтобы вытащить действительно полезные сведения, а не мнения, оценки или некоторые гипотетические действия. Однако ещё больше нюансов в том, как интерпретировать полученные данные. Об этом редко кто пишет.

-2

Чтобы избежать этих рисков, и более экономно распорядится временем, можно сначала сделать опросник с открытыми вопросами, например, “Почему вы учите английский язык?”, “Какие ваши боли?”. И уже потом позвать на глубинное интервью тех, кто дал наиболее развёрнутые и интересные ответы. Распространить опросник можно по своей базе или запустить рекламу. Возможно, это ещё будет отличным способом лидогенерации для вашего дела.

Инструмент 2: Кабинетное исследование

Исследователь ищет максимум открытой информации по теме, систематизирует её и создает отчёт, который отвечает на поставленные вопросы. Метод можно применять практически ко всему. Как узнать о потребностях?

  1. Проанализировать наиболее популярный авторский контент (социальные сети, публикации в онлайн СМИ по вашей теме). Если этот контент популярен, то значит, он попадает в потребности людей.
  2. Отзывы о лидерах рынка. Смотите негативные и положительные отзывы – везде могут быть инсайты.
  3. Лендинги лидеров рынках. Крупные игроки тоже проводили исследования. Вероятно, используют фразы, попадающие в целевые потребности.
  4. Поищите открытые исследования рынка

Это наиболее популярные способы, но их может быть больше в зависимости от вашего типа бизнеса. О том, как этот метод работает на практике, почитайте кейс про онлайн-школу йоги.

Выводы по лекции

  • В “алом океане” много возможностей для нового игрока. Там уже есть люди, готовые платить, многим уже не подходят текущие продуктовые решения. Новые возможности прячутся в удовлетворении целевых потребностей людей.
  • Целевая потребность – это то, для чего нужен продукт. Например, человек идёт в студию йоги, чтобы заниматься йогой, чтобы что?
  • Раскопать целевые потребности помогут качественные методы исследования: глубинные интервью и кабинетные исследования. Но нужно помнить, что есть нюансы и риски в качественных исследованиях
  • Исследование потребностей – это только первый шаг к тому, чтобы сформулировать ценностное предложение вашего продукта.

Конец первой главы. Надеюсь было полезно)
Буду рада любой обратной связи в комментариях.

Продолжение читайте в подборке.

Задания для самостоятельной работы

  1. Сформулируйте несколько гипотез о том, почему люди приходят / придут в ваш продукт. Для этого продолжите фразу: “Продукт__(укажите свой)__ нужен, чтобы_______________________________”. Для вдохновения прочтите кейс про онлайн-школу йоги. Обязательно сохраните результаты.
  2. Подготовьте бриф для глубинного интервью потребностей. Хороший бриф – это 50% успеха. Для вдохновения прочитайте мою статью. Опишите как можно подробнее:
  • Какую аудиторию будете исследовать? Какие критерии выборки?
  • Сколько людей вам нужно опросить, чтобы получить достаточно данных для выводов?
  • Где вы будете рекрутировать респондентов?
  • Как будет выстроен процесс взаимодействия с респондентами?
  • Как вы будете подводить результаты исследования?
  • Опишите все этапы интервью: максимально подробно, что вы будете говорить и делать.
  • Какие вопросы вы зададите? Почему эти?

3. Проведите глубинное интервью, зафиксируйте выводы.

4. Дополните выводы глубинного интервью кабинетным исследованием. Проведите его и запишите ваши выводы.

_______
Даша Крамаренко,

Маркетолог с опытом более 12 лет. Последние 6 лет запускала маркетинг в стартапах от Skyeng и Яндекс Практикум. Пишу про маркетинг простыми словами. Работаю в найме, иногда консультирую. В Telegram делюсь личным опытом.