Один из самых необыкновенных святых Индии - Шри Рамакришна Парамаханса - родился в 1836 года в маленькой бенгальской деревне Камарпукур, недалеко от Калькутты, в бедной семье брамина. Родители дали ему имя Гададхар, и он был всеобщим любимцем. Возможно, он был самым известным святым девятнадцатого века.
Он был величайшим мистиком и настоящим йогом. Он поклонялся богине Кали, а также считался современным воплощением Господа Вишну, но никогда не заявлял об этом. В возрождении индуизма в Бенгалии он стал главной фигурой, поскольку в то время Бенгалия переживала мощный духовный кризис. Его проповедь привлекла атеиста Свами Вивекананду, который стал его преданным учеником.
В этой статье мы расскажем о Рамакришне Парамахансе, его философии и необычной жизни.
8 интересных фактов о Рамакришне
1. Рамакришна Парамаханса: божесивенный экстаз и начало пути
С ранних лет Рамакришна отказывался от формального образования и мирских дел. Будучи весьма талантлив, он хорошо пел и рисовал. Часто он проводил время в служении святым людям и слушая разговоры и проникаясь мудростью.
Ему нравилось изучать санскрит и математику. Он любил народные сказки, рассказанные его матерью.
Когда ему было 6 лет, он пережил свой первый экстаз: во время прогулки по рисовым полям его взгляд привлекла стая белых журавлей, паривших в небе на фоне темных грозовых туч. Мальчик был настолько поглощен этой сценой, что на какое-то время потерял осознавание физического мира и испытал неописуемую радость в этом состоянии. И эта склонность впадать в экстаз со временем и возрастом только усиливалась.
У Рамакришны в детстве были подобные переживания еще несколько раз — во время поклонения богине Вишалакши или когда он изображал Господа Шиву в школьной сценке во время фестиваля Шиваратри.
К 16-17 годам трансы стали для Рамакришны обычным явлением, а к последним годам жизни периоды самадхи случались почти ежедневно. Иногда эти переживания интерпретировались как эпилептические припадки, но сам Рамакришна отверг такое объяснение.
2. Рамакришна Парамаханса: карьера и женитьба
После смерти отца - Рам Кумара, старший брат Рамакришны, занял должность священника в храме Кали в Дакшинешваре (Калькутта). Позже эту же должность занял сам Рамакришна, когда его брат ушел на пенсию.
Когда Рамакришне было двадцать три года, его семья организовала брак с 5-летней Сарадой Деви, но эта разница в возрасте брак была совершенно обычной для бенгальских деревень девятнадцатого века. Они провели рядом около трех месяцев в Камарпукуре, когда Сараде Деви было 14, а Рамакришне - 23.
Со временем Рамакришна стал очень влиятельной фигурой в жизни Сарады, и она стала преданной последовательницей его учения. После свадьбы Сарада осталась в Джайрамбати, и в восемнадцать лет присоединилась к Рамакришне в Дакшинешваре.
К тому времени, как к нему присоединилась невеста, Рамакришна уже принял монашескую жизнь санньяси (следовательно, брак так и не был заключен).
Рамакришна лично считал Сараду Деви Божественной Матерью, обращаясь к ней как к Святой Матери, и именно так ее знали ученики и последователи Рамакришны. Сарада Деви пережила Рамакришну на тридцать четыре года и сыграла важную роль в зарождающемся в Калькутте религиозном движении, став влиятельным духовным лидером.
3. Рамакришна Парамаханса: Гуру
Рамакришна в течение своей жизни испытал множество духовных путей и традиций, и у него было несколько гуру:
В 1861 году Бхайрави Брахмани посвятил Рамакришну в Тантру.
В 1864 году Рамакришна начал практику ватсалья-бхавы под руководством гуру-вайшнава Джатадхари.
В 1865 году Нага Санньяси (монах) Тотапури посвятил Рамакришну в саньясу и недвойственную (Адвайта Веданта) медитацию. Говорят, что после посвящения Тотапури Рамакришна оставался в состоянии медитации около шести месяцев.
В 1866 году Говинда Рой, индуистский гуру, практиковавший суфизм, посвятил Рамакришну в ислам.
В 1873 году Рамакришна практиковал христианство и читал Библию.
4. Рамакришна Парамаханса: революционер социальных норм
Одним из прогрессивных мыслей Рамакришны является то, что он верил, что каждый мужчина и женщина святы. И даже на богиню Кали он смотрел как на обычную женщину, почитая и уважая ее в каждой женщине.
Он всегда говорил, что достичь Бога можно не спасением, а трудом. Быть добрым к человеку — значит быть добрым к Богу, потому что Бог обитает в каждом человеке.
Как уже говорилось выше, Рамакришна провозгласил свою жену воплощением Божественной матери и совершил с ней Шодаши Пуджу на троне Богини Кали, что было чем-то совершенно невероятным для Калькутты тех лет.
5. Служанка бога
В один из периодов своей жизни, чтобы практиковать Мадхура Бхаву (любовные эмоции к Богу), Шри Рамакришна надел женскую одежду, которая напоминала наряды гопи Вриндавана - преданных пастушек Кришны.
Ему принесли различные женские платья, такие как сари, юбку, газовый шарф и лиф. Шри Рамакришна также украсил себя искусственными волосами и золотыми украшениями. Одетый как женщина, Шри Рамакришна погрузился в настроение гопи. Его движения, речь, улыбка, взгляд и жесты - все стало женственным. Его гуру Бхайрави Брахмани говорил о том периоде:
«Я очень часто принимал его за Радхарани, когда видел, как он срывает цветы, будучи в этом облике».
Шри Рамакришна рассказывал впоследствии, что он шесть месяцев носил женское платье, считая себя духовной супругой Бога.
"Как мужчине победить страсть? Он должен принять позицию женщины. Я провел много дней как служанка Божья. Я надел женское платье, надел украшения и покрыл верхнюю часть тела платком, совсем как женщина. В платке я совершал вечернее богослужение перед образом. Иначе как бы я мог продержать при себе жену восемь месяцев? Мы оба вели себя так, как если бы мы были служанками Божественной Матери."
6. Рамакришна и ислам
Согласно биографии Свами Сарадананды, в 1866 году Говинда Рой, индуистский гуру, практиковавший суфизм, посвятил Рамакришну в ислам, и он практиковал ислам в течение трех дней.
Во время этой практики Рамакришне было видение светящейся фигуры, и в биографии Свами Нихилананды предполагается, что эта фигура была «возможно, Пророком Мухаммедом». Как рассказывал потом сам Рамакришна:
"Я набожно повторял имя Аллаха, носил одежду, как арабские мусульмане, произносил молитву пять раз в день и чувствовал нежелание даже видеть изображения индуистских богов и богинь, не говоря уже о том, чтобы поклоняться им — ибо индуистский образ мышления полностью исчез из моего сознания".
После трех дней практики у него было видение сияющего человека с серьезным лицом и белой бородой, напоминающего Пророка и сливающегося с его телом. Для большинства мусульман того времени это «было бы еретическим опытом насквозь».
Кроме того, Рамакришна во время мусульманской практики почувствовал желание съесть говядину. Однако, по понятным причинам, это побуждение не могло быть удовлетворено открыто (в Индии корова - священное животное, особенно для касты браминов, из которой происходил Рамакришна). Однако, этот опыт святому удалось пережить по-другому. Когда он сидел на берегу Ганга, он заметил, как мимо проплыл труп коровы. Затем, как рассказывается в его биографии, он «астрально» вошел в тело собаки и попробовал мясо мертвой коровы. Таким образом, его мусульманская садхана была завершена.
После более чем десяти лет садханы на различных религиозных путях, кульминацией каждого из которых было постижение Бога на этом пути, его личные практики устоялись, и говорят, что он остался в бхавамукхе - уровне блаженного самадхи.
5. Рамакришна и христианство
В конце 1873 года Рамакришна начал практиковать христианство. Однажды, когда ему читали вслух Библию, с самого начала там были ссылки на учение о грехе. Послушав немного и обнаружив, что там говорится только о грехе, он отказался слушать дальше, сказав:
«Как и в случае со змеиным укусом, если пациента можно заставить поверить, что яда вообще нет, с ним все будет в порядке. Точно так же, если человек постоянно думает: «Я принял имя Господа, значит, я безгрешен», он становится чистым».
Он полагал, что чем больше мы откажемся от таких идей, как «я грешен», «я слаб», тем лучше будет для всех, поскольку все мы — дети Божии, а значит, не слабые и не грешные. Думать о себе как о слабом и грешном он считал величайшим грехом.
6. Рамакришна Парамаханса: Учение
Рамакришна учил, что:
- Все живые существа божественны. Бог присутствует во всех мужчинах, женщинах и т. д.
- Человеческие существа равны и существует единство существования.
- На пути к спасению главными препятствиями являются похоть и жадность.
- Есть только один Бог. У всех религий разные пути к спасению, но их цель одна – Бог.
- Главная цель каждого человека – стать единым с Богом.
7. Миссия Рамакришны
Самый знаменитый ученик Рамакришны Парамахансы - Свами Вивекананда - основал Миссию Рамакришны для распространения учения своего Гуру. Её штаб-квартира находится в ашраме Рамакришны в Белуре. Основная цель миссии – помочь людям в достижении спасения. По сути, это некоммерческая организация.
8. Знаменитые цитаты Рамакришны Парамахансы
- «Все женщины — настоящие образы Шакти».
- «Знание ведет к единству, а незнание – к многообразию».
- «Любящие Бога не принадлежат ни к какой касте».
- «Никогда не думайте, что только ваша вера истинна, а все остальные ложны. Знайте наверняка, что Бог без формы реален и что Бог с формой также реален. Тогда твердо держитесь той веры, которая вам нравится».
- «Дождевая вода никогда не стоит на возвышенности, а стекает до самого нижнего уровня. Так и милость Божия пребывает в сердцах смиренных, но истощается от сердец тщеславных и гордых».
- «Как вы молитесь Богу о преданности, так и молитесь, не осуждая других в их способах молитв».
- «Именно разум делает человека мудрым или невежественным, связанным или освобожденным».
- «Легко говорить о религии, но трудно практиковать ее».
Амалия Тимофеева
Читайте также: