Найти тему
Фёдор Борисов

Знакомьтесь - Ми-38

Новость о передаче двух вертолётов Ми-38 в магаданскую авиакомпанию "Авиация Колымы" стала хорошим поводом для небольшого фотоочерка об этой интересной машине. Событие это поистине долгожданное.

Тяжёлый пассажирский вертолёт, способный перевозить до 30 пассажиров и обеспечивать им и экипажу новый уровень комфорта, тем не менее прошёл очень долгий путь от разработки до коммерческой эксплуатации. В декабре прошлого года с первого полёта Ми-38 отметили 20 лет. Впрочем, это были не пустые годы ожидание - за это время машина дорабатывалась и совершенствовалась. "Стеклянная" кабина пилотов, мощная (и что сейчас особенно важно - отечественная) силовая установка, удобный и довольно тихий салон. Ну и "по дороге" лётчики-испытатели как водится установили несколько мировых рекордов. В 2019 году первые машины были поставлены в ВКС России, а с этого года они начнут возить пассажиров на местных линиях.

Проблемой вертолёта остаётся его стоимость - машине приходится конкурировать с вечным и великим Ми-8, чьи расходы на пассажиро-километр повторить очень трудно. При том, что не всегда увеличенный салон является преимуществом - у вахтовиков, например, вся работа, включая последующие наземные перевозки, заточена по стандартное количество пассажиров в Ми-8. И тем не менее повышенная дальность и скорость машины, наряду с уже описанными преимуществами, могут создать те условия, при которых её эксплуатация так же будет востребованной, в первую очередь в сфере пассажирских перевозок в труднодоступных и удалённых районах нашей очень большой страны. Так что работа Ми-38 в Магадане будет показательной и во многом определяющей дальнейший успех этого типа.

Ну а мы сегодня совершим традиционный полёт на этой весьма симпатичной машине. В путь.

Машина готовится к вылету:

1. Собираем вертолёт.
1. Собираем вертолёт.
2. Крепятся лопасти.
2. Крепятся лопасти.

Когда всё готово можно выдвигаться к месту старта.

3.
3.

Превратности погоды в немалой степени могут быть компенсированы техническими возможностями машины. В том числе современным оборудованием, которое внешне легко увидеть на примере кабины вертолёта.

4.
4.

Запускаются двигатели.

5.
5.
6.
6.

Машина выруливает на старт...

7.
7.

... и после короткого разбега "по-самолётному" - взлёт.

8. Правда в отличие от самолёта нос в данном случае оказывается внизу.
8. Правда в отличие от самолёта нос в данном случае оказывается внизу.

Полетели.

9.
9.
10. Групповой полёт с Ми-171А2
10. Групповой полёт с Ми-171А2
11. И с Ми-8МТВ-5
11. И с Ми-8МТВ-5

Немного индустриальных пейзажей:

12. Тут летим парой. К слову - ближняя к нам машина имеет герметичный салон и соответственно может летать на больших высотах.
12. Тут летим парой. К слову - ближняя к нам машина имеет герметичный салон и соответственно может летать на больших высотах.
13.
13.
14.
14.

В разные годы заводские Ми-38 летали разных ливреях. В процессе поиска был и такой вариант.

15.
15.

Внутри кабины военного варианта Ми-38Т. Тут размещается целый взвод. Работает с камерами мой друг и коллега - Алексей Михеев.

16.
16.

А вот Ми-38Т ВКС России со стороны.

17.
17.
18.
18.

Ну и немного всякой А2А красоты.

19. Над Москвой-рекой.
19. Над Москвой-рекой.
20. И просто над Москвой.
20. И просто над Москвой.
21.
21.
22. Над авиасалоном МАКС.
22. Над авиасалоном МАКС.
23. Сквозь каменные джунгли городов.
23. Сквозь каменные джунгли городов.
24.
24.
25. Этюд в вельветовом обрамлении.
25. Этюд в вельветовом обрамлении.

Пора заходить на посадку.

26. В кабине на вираже.
26. В кабине на вираже.
27. Курс - на вертолётную выставку.
27. Курс - на вертолётную выставку.
28.
28.
29.
29.

Садимся.

30. В солнечном Дубае.
30. В солнечном Дубае.
31. И в пасмурной Москве.
31. И в пасмурной Москве.

И в Петербурге, где машина в VIP-версии пришла уже с флагом Зимбабве, для последующей передачи руководству этой страны. География поставок постепенно расширяется.

32.
32.

Полёт окончен.

33.
33.

До новых полётов и новых сюжетов!

PS. Если ждать новых публикаций не хочется - много моих фотографий вертолётов-самолётов тут:

Aerofoto