Новость о передаче двух вертолётов Ми-38 в магаданскую авиакомпанию "Авиация Колымы" стала хорошим поводом для небольшого фотоочерка об этой интересной машине. Событие это поистине долгожданное.
Тяжёлый пассажирский вертолёт, способный перевозить до 30 пассажиров и обеспечивать им и экипажу новый уровень комфорта, тем не менее прошёл очень долгий путь от разработки до коммерческой эксплуатации. В декабре прошлого года с первого полёта Ми-38 отметили 20 лет. Впрочем, это были не пустые годы ожидание - за это время машина дорабатывалась и совершенствовалась. "Стеклянная" кабина пилотов, мощная (и что сейчас особенно важно - отечественная) силовая установка, удобный и довольно тихий салон. Ну и "по дороге" лётчики-испытатели как водится установили несколько мировых рекордов. В 2019 году первые машины были поставлены в ВКС России, а с этого года они начнут возить пассажиров на местных линиях.
Проблемой вертолёта остаётся его стоимость - машине приходится конкурировать с вечным и великим Ми-8, чьи расходы на пассажиро-километр повторить очень трудно. При том, что не всегда увеличенный салон является преимуществом - у вахтовиков, например, вся работа, включая последующие наземные перевозки, заточена по стандартное количество пассажиров в Ми-8. И тем не менее повышенная дальность и скорость машины, наряду с уже описанными преимуществами, могут создать те условия, при которых её эксплуатация так же будет востребованной, в первую очередь в сфере пассажирских перевозок в труднодоступных и удалённых районах нашей очень большой страны. Так что работа Ми-38 в Магадане будет показательной и во многом определяющей дальнейший успех этого типа.
Ну а мы сегодня совершим традиционный полёт на этой весьма симпатичной машине. В путь.
Машина готовится к вылету:
Когда всё готово можно выдвигаться к месту старта.
Превратности погоды в немалой степени могут быть компенсированы техническими возможностями машины. В том числе современным оборудованием, которое внешне легко увидеть на примере кабины вертолёта.
Запускаются двигатели.
Машина выруливает на старт...
... и после короткого разбега "по-самолётному" - взлёт.
Полетели.
Немного индустриальных пейзажей:
В разные годы заводские Ми-38 летали разных ливреях. В процессе поиска был и такой вариант.
Внутри кабины военного варианта Ми-38Т. Тут размещается целый взвод. Работает с камерами мой друг и коллега - Алексей Михеев.
А вот Ми-38Т ВКС России со стороны.
Ну и немного всякой А2А красоты.
Пора заходить на посадку.
Садимся.
И в Петербурге, где машина в VIP-версии пришла уже с флагом Зимбабве, для последующей передачи руководству этой страны. География поставок постепенно расширяется.
Полёт окончен.
До новых полётов и новых сюжетов!
PS. Если ждать новых публикаций не хочется - много моих фотографий вертолётов-самолётов тут: