Кто должен финансировать пилотные проекты? В чем их плюсы и минусы? Какой проект выбрать для пилотирования?
По статистике 25% ИТ-проектов терпят полную неудачу, до 50% требуют существенных доработок, а 80% выходят за рамки ранее запланированного бюджета или сроков. Ситуацию могли бы улучшить пробные варианты, если бы на них выделялись деньги. Но если бизнес хоть как-то может найти средства на эксперименты, то госорганам на «попробовать» денег не дают. На круглом столе, который прошел в первый день весны в музее связи им. А.С. Попова, члены экспертного клуба «ИТ-Диалог» - руководители ЦТ органов власти, ИТ-директора, представители вузов и институтов развития делились опытом и обсуждали, где искать выход из ситуации. Заседание было закрытым, поэтому всё называли своими именами.
Между риском и прогрессом
Яндекс определяет пилотный проект как эксперимент, нацеленный на испытание новшеств — идей, технологий, методик и стратегий — в условиях, максимально приближенных к реальным. Результаты такого проекта позволяют решить, стоит ли идею развивать дальше и в каком направлении корректировать. По сути, пилот предшествует полноценному запуску. Однако встаёт вопрос: является ли это единственным способом внедрения инноваций? Существуют ли альтернативные методы или стратегии для начала пилотных проектов? И как правильно выбрать, какой проект стоит пилотировать?
Часто случается, что нужно автоматизировать процессы, но денег в бюджете на это нет, а задачу все равно ставят. Особенно если речь идет о государственных деньгах, которые требуют тщательного учета и обоснования. В таких случаях функциональный заказчик, то есть исполнительный орган, может не до конца понимать, что именно ему нужно. Здесь на сцену выходят вендоры с предложением своих продуктов. Однако после покупки может оказаться, что они не соответствуют задаче. Проблему могло бы решить пилотирование, но затраты на него в бюджет не заложить. В Челябинской области нашли выход. Учитывая, что это госсектор, где все должно быть официально оформлено, была разработана форма трехстороннего типового соглашения о пилотировании. Участниками являются Минцифры, обеспечивающее координацию проекта, функциональный заказчик в лице исполнительного органа и вендор. Успех пилотного проекта подтверждается актом, подписанным всеми сторонами, который доказывает, что изначальная гипотеза была верной. В пилотном проекте ключевыми критериями являются сроки выполнения, подтверждение гипотезы и выполнение KPI. Представитель администрации региона сказал, что в 2023 году в области было заключено 16 таких соглашений.
В бизнесе существуют свои подходы к пилотным проектам. Так CIO одной питерской компании выбрал два метода. Первый — убедить руководство в перспективности идеи. Второй — «огнем и мечом» добиваться поддержки через совет директоров или непосредственно у гендиректора, а иногда и у владельца. Эффективность методов варьируется в зависимости от ситуации и людей.
Каждая коммерческая инициатива имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, включить в бюджет новый проект или решение обычно не составляет труда, благодаря прозрачной экономической выгоде. С другой стороны, всегда существует риск, что проект внезапно приостановят — ситуация не редкая для многих компаний, но это часть процесса.
Ключ к успешному взаимодействию с вендорами, по мнению CIO, — оплата как за сам проект, так и за этапы его подготовки. Интересно, что он видит справедливость в оплате двум вендорам за проведение альтернативных пилотных проектов, что позволяет сравнивать их результаты. Однако обоснование предпроектных расходов с точки зрения технико-экономического обоснования (ТЭО) может быть затруднительным, поэтому такие затраты обычно включаются в операционные расходы (OPEX). Это упрощает процесс привлечения вендоров для качественной предпроектной работы и избавляет от необходимости детального технического обоснования на стадии, когда итоговый результат ещё не определён.
Для ИТ-компаний первоочередная задача — окупаемость инвестиций. «Наша главная выгода и цель — заключение контракта после пилотного проекта, так как для нас это связано с затратами», — отмечает представитель одного из российских вендоров. Возникает вопрос, стоит ли обращаться к потенциальному заказчику, если предложенное решение может оказаться ему не настолько необходимым?
Реальность показывает, что обстоятельства бывают различными. К примеру, в Красноярском крае была попытка внедрить систему через пилот,...