Найти тему
ТЕАТРАЛОЧКА

Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета

Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место.

Добрый день, дорогие почитатели театрального искусства! Сегодня я хочу познакомить вас с классическим спектаклем, премьера которого совсем недавно прошла в Театре имени Моссовета - "Пиковая дама".

Я очень люблю творчество нового художественного руководителя этого театра - Евгения Марчелли - и не пропускаю ни одной его постановки. О своих впечатлениях о его спектаклях - "Жестокие игры", "БЕСприданница", "ШЕКСПИРГАМЛЕТ", "Грозагроза" - я уже делилась с вами в своем блоге.

"Пиковую даму" поставил режиссёр Игорь Яцко. Мне он был знаком по многочисленным ролям в кино. Актёр сильный, харизматичный, обаятельный. Но его режиссерскую работу я вижу впервые. По-видимому, он ещё набирает опыт. Есть к чему стремиться и куда расти.

Спектакль очень средненький, мне не зашёл. Наверно, не моя энергетика. Люблю задор, азарт, страсть в глазах актеров и неординарность постановок. Вот Евгений Марчелли меня притягивает своим талантом, у него классические произведения всегда играют новыми красками и удивляют зрителя. Ведь зрителя НУЖНО удивлять, чтобы он не уснул и не заскучал во время представления. А здесь отсидела два часа, послушала неплохие романсы, полюбовалась вживую на Валентину Талызину (приглашенную легенду отечественного кино с потрясающим голосом, знакомым до боли) и пошла домой.

"Все было чинно, благородно, по-старому"

Ну, не цепляют уже просто классические постановки современного зрителя. Спектакль может понравиться разве что школьникам старших классов, которым нужно приобщаться к литературе и театральному искусству. Такая качественная иллюстрация повести, текст Пушкина на месте. Я бы не сказала, что произведение упростили до неузнаваемости, как пишут некоторые критики. Тут была задача посложнее: как из малюсенькой повести сделать полноценный двухчасовой спектакль. И это Игорю Яцко удалось. Пришлось добавить много музыки, танцев и хореографических композиций.

О содержании произведения А. С. Пушкина говорить не буду, его знают культурные люди, как говорится, с пелёнок: к чему может привести неудержимая страсть к карточной игре, когда ради наживы человек может переступить через все и всех, пойти на преступление, предать своих близких, а главное, самого себя.

Расскажу о спектакле.

Очень понравились декорации и сценография спектакля. Все было уместно, красиво. Передана атмосфера Петербурга. Все действие сопровождается живой музыкой (прямо на сцене находится живой квартет). Понравилась имитация дома под окнами которого стоял Герман в ожидании Лизы. Понравилась настоящая карета на сцене. Как летали письма из окон, а девушки их подбирали и бросали назад.

Очень оживило и украсило спектакль пение романсов офицерами в начале представления под живой аккомпанемент на гитаре Андрея Анкудинова. Браво! Офицеры были "одеты с иголочки", все красавцы, любо-дорого посмотреть. Классические танцы на сцене выглядели достойно.

Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90456.jpg
Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90456.jpg

Оттолкнули костюмы двух светских дам в зелёных тонах, какие-то они показались безвкусные, бестолковые, неуместные (видимо, сказалось, что художник по костюмам - мужчина).

Теперь об актерском ансамбле:

  • Главный герой - Герман. Его воплощает на сцене молодой красавец, звезда Театра имени Моссовета Станислав Бондаренко. Я думаю, что половина зрительского зала ходит именно на него, судя по многочисленным букетам, подаренным ему после этого спектакля и после спектакля "БЕСприданница", который я смотрела с его же участием. Он, безусловно, талантлив и обаятелен.
Станислав Бондаренко в роли Германа. Анастасия Тагина в роли дамы черной масти. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90460.jpg
Станислав Бондаренко в роли Германа. Анастасия Тагина в роли дамы черной масти. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90460.jpg
  • Старая графиня - Валентина Талызина. Тут, безусловно, мастерство и опыт, жаль, роль уж больно маленькая.
Валентина Талызина в роли старой графини. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90459.jpg
Валентина Талызина в роли старой графини. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90459.jpg
  • Ксения Хаирова (приглашённая актриса, дочь Валентины Талызиной) сыграла графиню в молодости и прекрасно передала всю сущность этой азартной, распущенной, алчной женщины, которая к старости вдруг стала прям-таки святой. Сложилось такое ощущение, что это два абсолютно разных человека.
Ксения Хаирова в роли молодой графини. Виктор Гордеев в роли Графа Сен-Жермена. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90458.jpg
Ксения Хаирова в роли молодой графини. Виктор Гордеев в роли Графа Сен-Жермена. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90458.jpg
  • Лизавета Ивановна (воспитанница старой графини) - Дарья Балабанова / Ксения Комарова.
В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?

  • Офицеры: Томский - Дмитрий Попов; Нарумов - Александр Емельянов; Сурин - Андрей Анкудинов; Зорич - Павел Усачев.
  • Муж молодой графини - Дмитрий Журавлев.
  • Граф Сен-Жермен - Виктор Гордеев.
  • Чекалинский - Александр Бобровский.
  • А также светские дамы в исполнениями молодых актрис Театра имени Моссовета.

Станислав Бондаренко оправдывает своего героя, говоря, что он все-таки влюбился в Лизу. Я всегда считала, что она служила для него билетом для знакомства со старой графиней и ни о какой любви тут речи не было.

Поражает, как прижимистый расчетливый немец повелся на русскую байку о несметном богатстве! И пропал! Он был готов даже стать любовником старухи, лишь бы узнать секрет трех карт.

Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семерка, туз — скоро заслонили в воображении Германца образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз — не выходили из его головы и шевелились на его губах.

Какая любовь?

Герман смотрел на нее молча: сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения.

Несмотря на всю подлость его поступка, Герман вызывает сострадание, как всякий человек, потерявший разум. Вот такая страшная плата за страсть, за алчность, за предательство.

Заканчивается спектакль хореографической композицией - любовным танцем Лизы и Германа в доме скорби. Танец потрясающий. Жаль, что это только игра воображения.

Станислав Бондаренко в роли Германа. Ксения Комарова в роли Лизы. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90461.jpg
Станислав Бондаренко в роли Германа. Ксения Комарова в роли Лизы. Пиковая дама. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/90461.jpg

Слишком поздно!

А ведь все могло быть по-другому!

Спасибо за внимание!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Марчелли раздел Гамлета, а Клавдия и Гертруду завернул в одеяло: про "ШЕКСПИРГАМЛЕТ" в Театре Моссовета

С орбиты в бассейн: о спектакле "Грозагроза" на сцене Театра Наций

БЕСноватые мужики и несчастные девы - 150 лет актуальности: о спектакле "БЕСприданница" в Театре Моссовета

Предательство собственных детей - что может быть страшнее? О спектакле "Король Лир" в Театре им. Вахтангова

Робер Лепаж - однозначно Мастер! О постановке "Мастер и Маргарита" на сцене Театра Наций

Шабаш был, а Командор так и не пришел. О спектакле "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" в МХТ Чехова