Евгений Марчелли! Новый художественный руководитель Театра имени Моссовета. И сегодня у нас Алексей Арбузов и его "Жестокие игры".
Алексей Николаевич - русский советский драматург. Постановки по его пьесам буквально не сходили со сцены в советское время и до сих пор шествуют по нашей стране с большим успехом. У всех на слуху "Таня", "Иркутская история", "Старомодная комедия".
Пьеса "Жестокие игры" была написана в 1978 году. Ее действие разворачивается в Москве и на нефтяных месторождениях в Тюмени.
Люди, увлекающиеся театром давно, конечно, помнят знаменитую постановку "Жестоких игр" в Ленкоме Марка Захарова. Это была бомба! На спектакль невозможно было достать билетов. Он много лет с успехом шёл на сцене самого на то время популярного театра Москвы.
Когда-то давно я, конечно, читала многие пьесы Арбузова. Но перед посещением спектакля всегда стараюсь подготовиться и проштудировать материал, который мне надлежит смотреть на сцене. Прочитала "Жестокие игры" взахлеб за один день. Очень люблю, когда автор играет на тонких струнах человеческой души и забирается в самые потаенные закоулки человеческого сознания. А сколько у Арбузова юмора, в каждой строчке. Была очень впечатлена, воодушевлена и скорее побежала в Театр им. Моссовета за эмоциями. На данный момент эта пьеса идет только в этом театре.
Евгений Жозефович не подвёл, очень оригинальная, современная трактовка, но основная идея пьесы, ее дух, изюминка - все на месте.
Декораций практически нет. Обстановка на сцене очень аскетичная, современная, из мебели на сцене один диван. Но это не пугает. Наверно, так и должно быть, ведь речь в пьесе идет о молодых людях. Конечно, это уже не те юноши и девушки 70-80-х годов прошлого столетия, они наши с вами современники. И одеты по-другому и думают жёстче, они более раскрепощенные, открытые, у них на все есть свое мнение.
Но все-таки что-то у них осталось от тех наивных, чистых, светлых, верящих в идеалы девочек и мальчиков прошлого столетия - это их ранимая душа. Они также страдают от недостатка родительской любви, от недопонимания, неуверенности в себе.
Главные герои пьесы: молодой художник Кай (Митя Леонидов), забросивший юриспруденцию, у него и в искусстве пока все сложно; его друзья Никита (Нил Кропалов) и Терентий (Иван Расторгуев): "У нас братство!"
Каждый вечер они совместно проводят время у Кая в трехкомнатной квартире на Тверском бульваре. Благо, тот живет один (его мать с новым мужем живет уже два года в Исландии и общается с сыном в основном с помощью писем): "Приходим просто и все!"
В материальном плане у них всё ровно. Им не нужно бороться за свое место под солнцем. Да, и взгляды на жизнь и окружающую их действительность у них схожи. Правда, почувствовать свое место в этом мире они никак не могут.
Кай очень страдает от отсутствия родительской любви, это проскальзывает в каждой его фразе, в каждом действии. Как он ждёт писем от матери, написанных ее рукой, а не напечатанных на компьютере. Его отец ушёл в другую семью, бросил его.
Вот тогда все кончилось: я перестал любить всех. Я перестал любить всех
Он считает себя ущербным, от него исходят флюиды отчаяния и тоски. Как будто в его сердце действительно попала льдинка!
Никита - гуляка, ловелас, не верящий в сильные и светлые чувства, тоже практически не общается с родными, они у него все занятые. А Терентий такой простоватый рубаха-парень, добродушный и мудрый не по годам: "И не спорь с женщинами - они навек правы", - у которого свои проблемы с пьющим отцом.
Но однажды на их горизонте появляется девушка Неля (Екатерина Девкина). Она приезжает в Москву из Рыбинска и вынуждена просить пристанища у Кая. Жизнь парней естественно сразу переворачивается с ног на голову (как это бывает, когда в сугубо мужскую компанию врывается женский дух) и незаметно начинает меняться.
Неля каким-то образом сумела разбудить этих "спящих красавцев", взбудоражить их и заставила начать проявлять свои чувства не только к себе, но и к окружающим их близким людям. Екатерина настолько экспрессивна, эмоциональна. Она очень хочет жить и делает живым все вокруг! Гениально сыграла!
Были и эротические моменты в спектакле (например, поедание шоколада Никитой прям с тела Нели). Но ничего пошлого, все очень деликатно! Не слушайте циников и моралистов.
Мне очень понравилась сцена в конце первого акта, когда Кай начинает рисовать красками прямо по телу живой девушки, стоящей на стремянке, - body art. Оно пришло! Вдохновение! Как же это было сказочно красиво!
И ещё в этот момент звучала песня группы Nemiga:
По венам словно веном белым, белым
Белым, белым, белым, белым, белым
И я рисую свои письма твоим телом
Телом, телом, телом, телом
В спектакле есть ещё вторая параллельная история взаимоотношений молодой семейной пары Мишки и Машки Земцовых (актёры Антон Аносов и Ирина Климова), которые живут в Тюмени. Мишка является двоюродным братом Кая и работает врачом, а Маша - геолог. Она вся в работе и очень скупа на чувства, ей некогда уделять время не только мужу, но и только что родившейся дочурке. Так они и живут: один любит и страдает, а вторая … бездушная какая-то.
Время бытия человека очень ограничено, нельзя жить, как будто пишешь черновик, нельзя жонглировать жизнью. Такая игра может быть очень жестокой и опасной, и может бумерангом дать тебе по голове.
Как жизнь-то пробегает, Миша … Пробегает и не ждёт
Для чего была нужна эта параллельная история? Да просто Неля сбежала от ребят из Москвы в Тюмень и приехала к Мишке Земцову: "Сами же сообщали, что я на вес золота" (когда-то Миша навещал Кая в Москве и там познакомился с Нелей).
Конец у спектакля непростой. Как говориться, картина третья - печальная. Чем же все закончится, с кем останется Неля?
Приходите в Театр им. Моссовета и узнаете. И душа отогреется, и мозг поработает, и может начнет задумываться!
До новых встреч!
Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S.: "Господи, Боже мой, как невнимательно мы живем … И Мишка на прощанье сказал, как неосторожно. Сколько бед сеем … без оглядки"
P.P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
От Боба Фосса до Евгения Писарева: о спектакле "Кабаре" Театра Наций
С орбиты в бассейн: о спектакле "Грозагроза" на сцене Театра Наций
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной