Найти тему
ТЕАТРАЛОЧКА

С орбиты в бассейн: о спектакле "Грозагроза" на сцене Театра Наций

Чехов и Островский - наше всё!

В каждом театре нашей страны идут спектакли по пьесам этих великих классиков русской литературы. На данный момент на сцене Театра Наций идет спектакль по пьесе Чехова "Дядя Ваня" Стефана Брауншвейга и две постановки по пьесам Островского "На всякого мудреца" К. Ю. Богомолова и "Грозагроза" Е. Марчелли.

Евгений Марчелли - неординарный и самобытный режиссёр. Когда я вижу в репертуаре театра его спектакль, сразу собираюсь и бегу на постановку, потому что точно знаю, что не буду разочарована и получу массу положительных эмоций и испытаю восторг. Евгений так искусно преподносит старое, скучное, надоевшее со школы классическое произведение, что хочется снова и снова открывать его для себя, наблюдать за героями и сопереживать им. Он не учит нас морали, но заставляет думать. Он находит совершенно новые акценты, линии в пьесах, начинает задавать новые вопросы и предлагает нам, зрителям самим ответить на них.

Театр Наций приглашает в свои стены режиссеров разных театров и даже разных стран.

И вот уже шесть лет с большим успехом на его сцене идет спектакль Евгения Марчелли "Грозагроза", поставленный по пьесе А. Н. Островского. Его премьера состоялась 28 марта 2017 года.

Кулигин: "Среди долины ровные, на гладкой высоте ... Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу."

Почему я начала с этой цитаты Островского?

Потому что так начинается пьеса и потому что на голой сцене Театра Наций ближе к дальней стене стоит большой настоящий бассейн с водой, символизирующий Волгу и играющий не последнюю роль в постановке Марчелли.

Грозагроза. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7060.jpg
Грозагроза. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7060.jpg

Над бассейном мы видим зеркало, которое помогает зрителям с дальних рядов разглядеть происходящее внутри.

Спектакль начинается с перекрикиваний Кулигина (Дмитрий Журавлев) и Кудряша (Александр Якин) с разных концов сцены и купания русалок в бассейне под песню Сергея Шнурова "И только ты - рыба моей мечты!" (правда, под балалаечный аккомпонимент).

Под потолком висит необычная установка в виде прозрачной светоинсталяции. С ее помощью, а также с помощью других технических средств ближе к концу спектакля удалось-таки создать эффект реальной грозы!

Переднее пространство сцены свободно. Для чего? Узнаем позже.

Все главные герои Островского на своих местах: Кабаниха; ее сын Тихон; Катерина, жена Тихона; купец Дикой; его племянник Борис; дочь Кабанихи, Варвара; молодой парень Кудряш (конторщик Дикого); Феклуша (странница); Кулигин (механик-самоучка).

Конечно, Анастасия Светлова (очень красивая женщина, жена Евгения Марчелли) здесь истинная Кабаниха, только современная, она как рыба в воде, это абсолютно ее роль, она в ней купается: своенравная, жесткая, я бы даже сказала жестокая, женщина-кремень, женщина-деспот. Она подчиняет себе всё и всех, сына держит в ежовых рукавицах и готова задушить его своей любовью, ни на минуту не теряет бдительности, только в редкие моменты забывается и, обращаясь к своим приживалам, начинает проявлять "заботу о ближних": "Золотце моё!" (это великовозрастному мальчику-приживале (Кирилл Быркин) в коротеньких шортах и глупой шляпе).

Купца Дикого в спектакле воплощает Виталий Кищенко. Вот уж поистине самодур! Прекрасно воплотил образ богатого, распущенного человека, которому дозволено все. Да, он одним взглядом может убить. Ну, точно криминальный авторитет.

Когда же два самодура собираются вместе (Дикой и Кабаниха) начинается поистине шоу родственных душ. Это два "темных царства". Как же они понимают друг друга:

Дикой: "Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить".

Они и упиваются своей властью над людьми и воркуют вдвоём как любовники.

Юлия Пересильд прекрасна в образе Катерины.

Только равнодушные и бездуховные люди могут обвинять Юлию в бездарной игре (такие отзывы я уже читала).

Юлия Пересильд в роли Катерины. Анастасия Светлова в роли Кабанихи. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_C9Q4687.jpg
Юлия Пересильд в роли Катерины. Анастасия Светлова в роли Кабанихи. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_C9Q4687.jpg

Я сидела в первом ряду и видела ее глаза, глаза забитой, безответной девочки, в которых только тоска, боль, одиночество, разочарование и отчаяние. Как ей хочется исчезнуть, раствориться, только бы не влачить то жалко существование, которое ей досталось. В начале спектакля она появляется в платке и наглухо застегнутом платье, но видно, что в ее душе бушуют огонь и страсть. Как же ей хочется вырваться из опостылевшей клетки.

Катерина: "Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем."

Катерина живет с нелюбимым мужем Тихоном и ненавистной свекровью, которая каждый божий день изводит ее своими упрёками. А для мужа она, кажется, пустое место. Он вроде и любит ее, но жизнь с деспотичной матерью убила и в нем все живое и светлое. Ему бы напиться и забыться побыстрее, а не разбирать терки матери с женой.

Катерина чувствует себя безумно одинокой и жалкой. Наверно поэтому ее сердце потянулось к другому мужчине, захотелось найти родственную душу, почувствовать свою нужность, тоска толкнула ее на грех.

Видно, что Катерина страшно мучается, и в эти моменты она бесконечно долго бегает по кругу по пустой сцене, как будто хочет разогнаться и взлететь, а иногда и в бассейн ныряет (для этого Юлии, естественно, приходится раздеться до майки и трусов), то есть в Волгу бросается (авось, повезет и не выплывет).

Периодически на сцену выходит Анна Галинова в образе Феклуши и поёт себе под нос русские народные песни. Она как будто живет отдельно от героев пьесы и не обращает никакого внимания на их кипящие страсти.

Анна Галинова в роли Феклуши. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7286.jpg
Анна Галинова в роли Феклуши. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7286.jpg

Полной противоположностью Катерины в спектакле выступает Варвара. Девушка-свобода. Девушка "что захочу, то и буду делать, и никто мне не указ!" Ее на сцене воплощает Юлия Хлынина. Она раскрепощенная, ветренная, крутит любовь с Кудряшом (в постановке очень откровенная любовная сцена между ними), вообще не боится матери и помогает Катерине наладить связь с Борисом.

Юлия Пересильд в роли Катерины. Юлия Хлынина в роли Варвары. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_C9Q4911.jpg
Юлия Пересильд в роли Катерины. Юлия Хлынина в роли Варвары. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_C9Q4911.jpg

Павел Чинарев (актёр МХТ им. Чехова) воплощает на сцене сразу двух героев: Тихона и Бориса (это придумка Евгения Жозефовича). Они не близнецы. Не в этом дело.

Вроде два абсолютно одинаковых мужчины. Ан нет. За одним ты готова и в огонь, и в Волгу, а за другим ...

Павел Чинарев в роли Бориса. Дмитрий Журавлев в роли Кулигина. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/1632541_IMG_5930_%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F_%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg
Павел Чинарев в роли Бориса. Дмитрий Журавлев в роли Кулигина. Фото С. Петров. С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/1632541_IMG_5930_%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F_%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg

Взаимная любовь возникла между молодыми людьми мгновенно как вспышка молнии, но продлиться ей было суждено лишь десять дней. Катерина не смогла носить в себе тяжкий грех прелюбодеяния, и об этой связи узнали все. Кабаниха готова уничтожить невестку, стереть с лица земли, да и Дикой взбешён связью племянника с замужней женщиной, поэтому решает отправить его с глаз долой в Китай по купеческим делам.

В спектакле очень мощная сцена прощания Катерины и Бориса. Катерина пробирается на сцену по парапету лож бенуара как бы тайком (благо, у Юлии Пересильд очень сильная физическая подготовка), только чтобы увидеть возлюбленного в последний раз. Они оба полуголые, все в крови (ее избила свекровь за прелюбодеяние, а его - дядька).

Борис: "Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!"
Катерина: "На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да ещё впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя увидела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя."

Во время мучительного разговора они едва касаются друг к другу телами, руками, ртами как будто танцуют. Это трудно описать словами. Видно, что они хотели бы сейчас обнять и зацеловать друг друга до смерти. Но понимание, что им не суждено быть вместе, их останавливает. Они целуются душами, и искры от их прикосновений летят прямо в первый ряд.

Как же это было чувственно и красиво!

У Евгения Марчелли открытый финал: Юлия разгоняется, опять долго бегает по кругу, читает монолог "Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?"

Юлия Пересильд в роли Катерины. Фото С. Петров, С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7957.jpg
Юлия Пересильд в роли Катерины. Фото С. Петров, С официального сайта Театра Наций: https://theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/_DSC7957.jpg

Но не бросается в Волгу, а просто убегает за кулисы.

И зрителю предлагается самому подумать, что же ждет героиню впереди?

Суждено ли ей увидеть свет на своем жизненном пути?

И есть ли он вообще, этот свет?

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной

Робер Лепаж - однозначно Мастер! О постановке "Мастер и Маргарита" на сцене Театра Наций

Поставил играючи: о спектакле "Жестокие игры" Евгения Марчелли на сцене Театра имени Моссовета

Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"

Богомолов без пошлости, но с Верником: о спектакле "Дядя Лёва" Московского драматического Театра на Бронной