«…Сильный, серьезный, неэмоциональный, сдержанный, такой, которого сложно сломить.
Я знаю этот образ не понаслышке. Взрослей скорее! - как бы говорит общество нашим мальчикам. - Иначе ты слабак!
Над тобой не должны смеяться. Тебя должны воспринимать серьезно. Говори с людьми так, чтобы спрятать свои чувства, а не раскрыться.
Чтобы никто не понял, что там у тебя внутри.
Будь настоящим? Это для девчонок. Ты - это не твои эмоции, а твой интеллект и способность решать вопросы.
Но ранимость и чувствительность выключаются в человеке только вместе со всеми остальными чувствами - одним рубильником.
Я не верила в то, что путь во взрослость лежит через ампутацию, и искала людей, повзрослевших по-другому.»
(Екатерина Оаро «Европа во мне. Как не потерять себя в новых странах, условиях и ролях»)
Пока читаю этот фрагмент рассказа, на ум приходит персонаж, подходящий под описание на все сто - Джеймс Бонд в чистом виде - загадочный и непобедимый 007 с неизменным poker face, за которым коварным врагам не отличить истинную угрозу от блефа.
Даа…, культура и воспитание сильно постарались, чтобы почти каждый мужчина мечтал быть похожим на него. Ну крут же!
В отечественном фольклоре воспевалась одиночная отвага, когда богатырь безо всякой подмоги провоцировал на бой страшное огнедышащее трехголовое чудище (я лично вижу в этом отсутствие у героя всякой рефлексии и критики к своему поведению, незнание собственных ограничений, безрассудство, поощряемое обществом, толкающее на неоправданный риск).
А эти манипулятивные послания, адресованные юным мужчинам от воспитывающих их женщин: «ну, отдай ей свой совочек/машину/конфету - она же девочка», «не жалуйся, ты же пацан!». И взрослеют они, вскормленные идеей, что настоящий мужчина лишних слов не произносит, не устаёт, боли не чувствует, желаний своих не демонстрирует (за исключением непреодолимой жажды во цвете лет сгинуть в неравном бою), ни в чьей помощи не нуждается, обожает аскетизм, нежности и заботу на дух не переносит.
В такой среде у всех участников социального взаимодействия формируется ключевая установка - «мужчина ДОЛЖЕН…!»
Перечень долженствований ограничивается лишь запросами конкретного «правотребователя».
Мужчине отводится задача единственная и простая - терпеть! ещё лучше, делать вид, будто вовсе не замечает ничего.
В случае чего, защитить не возмужавшего ещё сына от непомерного аппетита какой-нибудь «вертихвостки» может мама (кто ещё так «позаботиться» сам-то он не разберётся, чувства «в отключке» с самого детства - настройки производителя) Нет-нет, да и намекнёт дитятке на дамскую меркантильность, с коварным планом оттяпать жилплощадь (кстати, откуда у этих мам такие идеи? Не проекция ли? если спросить в лоб, непременно оскорбятся и ответят, что их love story исключительно бескорыстна)
Впрочем, я отвлеклась.
Все живое реагирует на стресс и вообще на любые ситуации, никто не исключение. Тревога, злость, боль, страх - здоровый ответ психики на «нездоровые» обстоятельства жизни. Радость, слёзы, смущение тоже позволительны всем. Чувства не дифференцируются по половому или гендерному признаку. Природа щедра и одарила всех людей одинаковыми правами на выражение любых эмоций. Однако, наше общество, кажется, наложило табу для мужчины на проявление всего, кроме злости.
Пример откровения: «На стрессе каком-то и с ощущением нереализованных в детстве амбиций, поэтому я как нормальный мужик принял решение сорваться на ребенке, придумав натянутый аргумент в виде недомытой тарелки в раковине»
Безмолвный посыл общества для сильной половины: в любой непонятной ситуации - злись.
Голоден - злись
Устал - злись
Ревнуешь - злись
Страшно тебе, скучно, волнительно, непонятно - смело выплёскивай гнев на тех, кто первым под руку попал (на близких - идеально! Всё равно никуда не денутся)
Злость - как признак всемогущества.
Да и как не злится, когда тебя из личности превратили в «функцию» (добытчика, защитника и т п)
Напрочь забыли, что у мужчины могут быть желания и интересы, не связанные с семьей или работой. Что он тоже имеет свои цели и амбиции. И внутреннего маленького мальчика со своими «хочу» и «боюсь».
На самом деле в злости зашифровано иное послание.
Я ЗЛЮСЬ = Я ХОЧУ!
Это всегда про дефицит чего-то. Это всегда обращение «дай мне это…»Просто не научили наших мужчин закрывать потребности через просьбу (мужик - существо самодостаточное, признаться, что чего-то недостаёт - значит проиграть, делай вид, что не очень-то и хотелось)
Для актёра в роли спецагента, способность имитировать каменное изваяние в любых перипетиях может сулить Оскар, а реальному живому мужчине - ничего, кроме проблем в отношениях. Поди догадайся, что у него на самом деле на уме и что с ним и в его жизни происходит?! Сам-то он нипочём не признается - кремень! Не угадаешь - тебе же хуже. Точнее, плохо всем.
Это лишь имитация контакта и близости, а на самом деле - пропасть между партнёрами. Сколько я слышу несчастливых историй об отсутствии понимания и доверия в парах - жуть. А откуда им взяться, когда к чувствам нет доступа?
Диалог и крепкие отношения возможны только там, где позволительно разместить любые свои переживания.
Поделиться болью или печалью не опасно, попросить участия и поддержки не стыдно.
В ответ на такие откровения можно неожиданно получить чуткую заботу, больше свободы во времени и пространстве (читай - всё, о чём мечталось) А раньше…откуда нам было знать? Можно перестать надрываться, потому что окружающие будут знать, сколько ты в состоянии вынести, научатся разделять ответственность. Эмоции важно проживать, а не пытаться от них избавиться.
Жизнь - не съёмочный павильон, в ней нет места безупречным образам 24/7. К чёрту маски!
Нам настоящим там много можно дать друг другу.
Автор: Горшкова Ольга Сергеевна
Психолог, Психолог-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru