Найти тему
Александр Дедушка

Преподобный Иоанн Лествичник о двух видах отчаяния. Как их побороть?

Отчаяние
Отчаяние

Отчаяние есть одно из самых мучительных и самых труднопереносимых состояний, которые может испытать человек. С ним трудно что-либо сравнить.

По мнению многих святых отцов, отчаяние – есть некое преддверие гиены огненной, состояние, которое показывает нам на состояние, в котором будут находиться отверженные от лица Божьего грешники.

Если оно нам всем грозит, тем важнее с ним разобраться.

Отчаянию много внимания уделил тонкий знаток греховных и покаянных состояний человека – преподобный Иоанн Лествичник. Он четко разделяет два вида отчаяния, в которые способен впасть согрешающий человек.

Давайте прислушаемся:

«Отчаяние рождается или от сознания множества грехов, отчаяния совести и несносной печали, когда душа, множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния, или от гордости и надмения, когда кто почитает себя не заслуживающим того греха, в который впал».

Итак, два вида отчаяния можно так определить:

1) Отчаяние от самоуничижения.

2) Отчаяние от гордыни.

В некотором роде – это два противоположных вида отчаяния.

В первом человек признает все свои грехи, считает себя достойным все постигших его бедствий, но их количество и сила повергают его в ужас отчаяния. Ему кажется, что из этого состояния невозможно выбраться, что он безвозвратно потерян и его ждет полная и окончательная погибель.

Во втором состоянии отчаяния человек напротив – не признает за собой никаких грехов, он считает себя невиновным перед всеми обрушивающимися на него бедами и несчастьями. Источник его мучения в непереносимом сознании несправедливости и обиды. За что мне все это? Что я сделал?..

Эти и подобные вопросы, на которых он не находит ответа, повергают его во все большее состояние мучительного озлобления, переходящее в мрачное отчаяние.

Прежде чем идти дальше, каждому стоит разобраться, какой род отчаяние ему ближе. Какое состояние он чаще испытывает при отчаянии? Это важно, так как средства выхода из этих состояний, по св. Иоанну Лествичнику, разные.

Но сначала еще одна его ремарка:

«Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, и не совместно разуму».

Итак, отчаяние от самоуничижения вовлекает человека «во все пороки без разбора». Действительно, раз человек считает себя погибшим – и заслуженно погибшим – тогда что? Тогда – море по колено. Тогда буду грешить напропалую – мне уже ничего не поможет.

Это особенно четко видно на состоянии беспробудных пьяниц. Они на все махнули рукой – и просто дожигают свою жизнь в объятиях зеленого змия.

Интересно, что отчаяние от гордыни, по Иоанну Лествичнику, заставляет человека еще держаться «подвига». Именно гордыня как раз и не позволяет ему пуститься во все тяжкие.

Но – увы! – это подвиг «не совместно разуму». А такой подвиг неизбежно приведет к срыву.
Человек или «запостчивается» или «замаливается», или «зацерковляется» или «замонашествуется», или еще что-то с ним происходит, явно выходящее за рамки его духовных возможностей.

Но именно на это и толкают его бесы, пользуясь его гордыней и используя ее как таран против самого человека.

Пробить и раздавить человека его собственной гордыней – задача в принципе не так уж трудно решаемая в подобном состоянии души.

Но вот теперь мы подошли к главному. Что делать?

Что делать в подобных «отчаянных» положениях – первом и втором?

Итак – еще раз слово Иоанну Лествичнику:

«Первое врачуется воздержанием и благою надеждою, а второе – смирением и неосуждением ближнего».

Итак, против отчаяния от самоуничижения – два «лекарства». Первое – воздержание. Второе – благая надежда

Да – когда хочется пуститься во все тяжкие, вот тогда и нужно напрячь последние силы и устоять. Устоять, что называется, «на зубах». С пониманием, что если нет – то там уже пропасть и погибель.

А силы на это должна дать «благая надежда». Надежда на Бога, ибо Бог никогда не посылает состояний и мучений, превышающих возможности человека (этим занимаются бесы). И всегда готов прийти на помощь.

Против отчаяния от гордыни – тоже две «таблетки»: смирение и неосуждение.

Первая – непосредственно от гордыни. «Смири себя гордый человек», как говаривал Достоевский, и признай себя за ничто. Или за нечто, полностью достойное всех наказаний, на тебя обрушившихся.

Это трудно – но возможно. А помогает этому вторая «таблетка» - неосуждение ближних. Все люди вокруг – лишь инструменты в Божьих руках. Он пользуется ими, чтобы исправить тебя и прежде всего твою несносную гордыню.

Поэтому – никого не осуждать, а все принимать на себя. Я виновен, я всего достоин. И чем искреннее это будешь признавать, тем быстрее избавишься от отчаяния.

Что ж – спасибо преподобному Иоанну Лествичнику за ценное вразумление.