Найти тему
WendyPsychologist

Борьба с конфликтами в коллективе: рекомендации от корпоративного психолога

Оглавление

Необходимость работать с конфликтами ‒ весьма распространенная причина обратиться к услугам корпоративного психолога или бизнес-коуча. Это сфера, где есть понятные и определенные методы для кардинального улучшения ситуации. Давайте познакомимся с некоторыми из них, поймем, как можно улучшить обстановку в склочном коллективе.

Зачем вообще бороться с конфликтами

Если вместе собралась группа людей, возникновение противоречий между ними неизбежно. Конфликты, в той или иной форме, возникают в любом коллективе. Это норма. Так зачем обращать на это такое внимание?

Действительно, до поры конфликты можно игнорировать. До тех пор, пока они не мешают рабочим процессам. А мешают они часто. Вам наверняка будет легко представить следующие ситуации:

● Любое совещание, даже по самым простым вопросам, растягивается на часы, потому что Вася воспринимает все предложения Олега в штыки. И наоборот.

● Если Маша и Даша выходят на работу в одну смену, то производительность всего отдела падает на 20-30%, потому что девушки постоянно отвлекаются на выяснение отношений и вовлекают в этот процесс окружающих.

● Рядовые сотрудники избегают обращаться к менеджеру, даже когда им не хватает для полноценной работы материалов или когда оборудование выходит из строя.

В перечисленных случаях необходимость что-то делать с конфликтами уже очевидно. Ведь они снижают производительность труда, ведут к потерям прибыли и снижению качества работы. А также могут стать причиной увольнения ценных кадров.

До того, как противоречия выходят в острую фазу, они некоторое время существуют в скрытой форме. И в это время с ними проще бороться.

Работать с конфликтами нужно. Даже если пока они носят скрытый характер и не приводят к громогласному выяснению отношений. Итак, как это делать?

Как предотвращать и разрешать конфликты: советы для руководителя

Есть несколько простых мер, которые может предпринять хороший начальник. Убедитесь, что вы о них знаете:

1.Четкое определение ролей и обязанностей сотрудников

Частой причиной конфликтов становится непонимание, кто конкретно отвечает за некоторые задачи. Люди или стремятся откосить от заданий, которые, по их мнению, не имеют к ним отношения. Или дублируют труд друг друга, мешая нормальному течению рабочего процесса.

2.Используйте четкие критерии для оценки работы

«Катя работала в 3 раза меньше, а по результатам месяца получила на 30% больше, чем я».

Знакомая претензия?

Если начать разбираться, то может оказаться, что эта пресловутая Катя закрыла за этот месяц в 1,5-2 раза больше задач, чем «несправедливо обиженный» жалобщик. Или что ее труд требует более высокой квалификации. Или ‒ что Катя злостно халтурила, а вы и не заметили.

Чтобы таких разборок не было, нужна прозрачная система мониторинга. Чтобы показатели труда каждого фиксировались в общей системе. Тогда каждый сможет увидеть, что вы цените и ждете от своих работников. И что нужно делать, чтобы получать больше.

3.Регулярная обратная связь

Нравятся ли человеку задачи, которые он выполняет? Может быть, ему чего-то не хватает для эффективной работы? Комфортно ли ему работать с коллегами? все это можно выяснить во время очередного планового общения с человеком. Это зачастую помогает выявлять противоречия на ранней стадии и вовремя применять меры.

4.Регулярные тимбилдинги и корпоративы

Посиделки у костра, сплав на байдарках, игра в пейнтбол способствуют укреплению связей внутри коллектива. В результате проще становится:

● Принять личностные особенности неприятного сослуживца из соседнего отдела;

● Прийти со своими сомнениями или идеями к менеджеру;

● Совместно обсуждать задачи и искать к ним решение.

Тимбилдинги являются хорошей профилактикой для 90% конфликтов.

5.Создание и поддержание корпоративной культуры

Речь идет о внедрении таких малозначительных, на первый взгляд, вещей, как:

● Принятая в компании манера общения;

● Определенные словесные конструкции для приветствия и прощания, обратной связи по рабочим задачам, похвалы, критики;

● Четко сформулированные ценности компании;

● Порядок проведения праздников и дней рождений;

● Элементы визуального стиля: фирменные цвета, шрифты, лого.

Все это заставляет людей чувствовать себя частью чего-то большего, сплачивает. Побуждает действовать сообща.

6.Соответствующее обучение сотрудников

Существуют тренинги по развитию эмпатии, навыкам ненасильственного общения, правилам деловой коммуникации. Для руководителей отделов и менеджеров также могут оказаться полезны курсы по управлению персоналом, конфликтологии, управлению проектами. Вкладывайтесь в обучение, в то числе, и soft skills.

7.Разговор со всеми сторонами конфликта

Если конфликт уже разгорелся, попробуйте поговорить с каждой из его сторон и выяснить, кого и что не устраивает. И попытайтесь найти компромисс. Иногда приходится брать на себя роль терпеливого родителя.

8.Обращение к помощи корпоративного психолога

Эта статья была написана при поддержке компании WENDY, которая специализируется на предоставлении услуг корпоративного психолога для бизнеса. Поэтому мы, конечно, рекомендуем обращаться к нам. Но не можем не отметить: любой психолог, имеющий квалификацию в конфликтологии и коучинге, способен помочь в данной ситуации. Главное, не ждать, пока проблема рассосется сама. Это чревато большими финансовыми потерями и пустой тратой времени и нервов.

Что может сделать сотрудник

Конфликты в коллективе, безусловно, являются зоной ответственности руководителя. Но и рядовой сотрудник не обязан просто сидеть и ждать, когда взрослые дяди и тети придут и разберутся с беспокоящими его проблемами. Он тоже может кое-что предпринять для улучшения своего положения.

1.Развивайте навыки эффективного общения

Теория эффективного общения включает в себя конкретные практические стратегии для выстраивания диалога с близкими людьми, коллегами, случайными знакомыми. Познакомившись с ними, вы узнаете, как правильно:

● Выражать свое несогласие;

● Ясно и четко формулировать свою позицию;

● Слушать собеседника;

● Умение задавать правильные вопросы;

● Корректировать стиль общения в зависимости от особенностей собеседника.

Говорят, если хочешь изменить окружающую реальность, начни с себя. Это справедливо не всегда. Однако иногда, и правда, помогает. Лишними этими навыки точно не будут.

2.Используйте эмоциональный интеллект

Иногда бывает полезно поставить себя на место собеседника, чтобы понять его позицию. Это помогает более спокойно и взвешенно оценить его слова, подбирать аргументы, находить компромиссы.

3.Защищайте и укрепляйте личные границы

Не стесняйтесь сказать, когда вам что-то не нравится в словах и поступках, обращенных к вам. «Пожалуйста, не повышайте на меня голос». «Я не готов выполнить эту просьбу». «Я займусь решением этой задачи позже, в свое рабочее время». Все это вполне нормальные сообщения. Главное, оставайтесь при их высказывании спокойны и вежливы.

4.Используйте юмор

Юмор помогает снимать напряжение. Вовремя сказанная шутка способна разрядить обстановку и упростить коммуникацию.

5.В любых ситуациях старайтесь сохранять профессионализм

На работе вы, в первую очередь, профессионал, выполняющий вполне конкретные функции. а уже во вторую ‒ эмоционирующий человек со своими желаниями, предпочтениями, чувствами. Понятное дело, что «выключить» человека невозможно. И попытки сделать это могут нанести серьезный ущерб психике. Но умение отделять эмоции от дела важно. Старайтесь отслеживать, какие аргументы и утверждения у вас рождаются под влиянием чувств, а какие ‒ являются отражением ваших профессиональных суждений.

6.При необходимости обращайтесь за помощью

Помните, что решать конфликты в коллективе ‒ это все-таки не ваша задача. И если у вас возникают критические трудности во взаимодействие с кем-либо из коллег, расскажите об этом HR-у, начальнику или психологу, если в вашей компании есть такой.

Желаем вам продуктивной работы без лишних конфликтов!