Приветствуем вас, дорогие читатели!
В этом цикле статей мы будем говорить о нереализованных планах в метро Москвы. Обсудим различные неосуществлённые проекты станций и трассировок линий.
Начнём с Сокольнической. О самой линии можете почитать по ссылке:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
Первоначальные планы по строительству Сокольнической линии (тогда носила название Мясницко-Усачёвский диаметр) были очень похожи на осуществлённые. Отличались лишь некоторые названия проектируемых станций (Крымская площадь вместо Парка Культуры, Гаврикова улица вместо Красносельской и др.) и предполагаемое расположение некоторых из них.
Правда предусматривалось строительство трёх станций, которые так и не были построены:
1. первая из них имела проектное название Мансуровский переулок и должна была располагаться на перегоне Дворец Советов (Кропоткинская) и Крымская площадь (Парк Культуры);
2. вторая — Площадь Свердлова, находилась между станциями Площадь Дзержинского (Лубянка) и Охотный Ряд;
3. третья имела предполагаемое название Улица Фрунзе и должна была быть расположена на перегоне Библиотека Ленина и Дворец Советов (Кропоткинская).
В ходе обсуждения проектов и экспертиз летом 1932-го года из первой очереди строительства эти станции были исключены.
Планы 1938-го года
После строительства в 1935-м году первого участка линии от станции Сокольники до станции Парк Культуры планы по поводу дальнейшей трассировки линии отличались от нынешней.
Кировско-Фрунзенский диаметр (тогдашнее название Сокольнической линии) должен был идти на северо-востоке вдоль Щёлковского шоссе, а на юго-западе — вдоль современного Мичуринского проспекта с поворотом к Рябиновой улице.
Проекты тех лет предусматривали следующие станции:
3-я Парковая Улица - Черкизово - Преображенская - Сокольники - Красносельская - Комсомольская - Красные Ворота - Кировская - Дзержинская - Охотный Ряд - Библиотека Ленина - Улица Фрунзе - Дворец Советов - ЦПКиО имени Горького - Усачёвская - Воробьёво - Раменки - Никольское - Спасское
Как можно заметить, тогда на северном участке линии не входило в планы строительство станции Бульвар Рокоссовского (Улица Подбельского), линия должна была идти на восток — в район Измайлово (станция 3-я Парковая улица).
Что касается южного радиуса, он должен был пройти несколько севернее сооружённого. Название проектируемым станциям Никольское и Спасское было дано по существовавшим тогда сёлам. Вероятно, станция Никольское должна была находиться в районе пересечения проспекта Вернадского и улицы Лобачевского, а станция Спасское на Рябиновой улице, в Можайском районе ЗАО.
Станция Лужниковская
Проектом пятой очереди строительства Московского метрополитена на Фрунзенском радиусе линии было предусмотрено пять станций глубокого заложения: Фрунзенская, Усачёвская, Лужниковская, Ленинские горы (с выходом на Воробьёвское шоссе и тоннелем под Москвой-рекой) и Университет (вероятно, также должна была располагаться в другом месте).
Строительство этого участка началось в 1953-м году, однако в связи с принятым 23.12.1954 постановлением Совета министров СССР о строительстве Большого московского стадиона проект был изменён до существующего варианта — с отказом от станции Лужниковская, строительством метромоста со станцией Ленинские горы и станцией Университет на проспекте Вернадского.
Располагаться станция должна была на улице Малые Лужники, которая находилась западнее места, где была построена Большая спортивная арена.
Что касается станции Усачёвской, то непосредственно перед открытием 1 мая 1957-го года она была переименована в Спортивную.
Планы 1957-го года
На схеме шестой очереди строительства Московского метрополитена представлен интересный вариант строительства станций МГУ и Дворец Советов.
Видимо, первая должна была находиться непосредственно вблизи Главного здания МГУ, а вторая — юго-западнее него, на территории, которая в 1957-м году резервировалась под строительство Дворца Советов. Эта схема косвенно объясняет неожиданное переименование существующей станции Дворец Советов в станцию Кропоткинская — название было перенесено на новое место.
Станции Ленинские Горы в этом варианте не было совсем, и можно предположить, что линия проектировалась под Москвой-рекой.
Станции Колодезная и Халтуринская
В 1950-1960-х годах на перегоне Сокольники — Преображенская площадь планировалось строительство станции Колодезная. Она должна была находиться в районе одноимённой улицы в современном районе Сокольники ВАО, по которой и получила своё проектное название.
Ещё в планах 1947-го года говорится о том, что "Кировско-Фрунзенская линия продлевается на северо-восток от ст. Сокольники до ст. Преображенская Застава с одной промежуточной станцией".
Ещё одной планировавшейся станцией на восточном участке линии была станция Халтуринская. Станция проектировалась также в 1950-1960-х годах на перегоне Преображенская площадь — Черкизовская. Должна была находиться в районе одноимённой улицы в нынешнем районе ВАО Преображенское.
Планы 1970-х годов
Обратимся к Генеральному плану развития Московского метрополитена до 1985-го года:
Как мы видим, планировалось создание вилочного движения от станции Преображенская площадь на Кировском радиусе линии.
Продление вдоль Щёлковского шоссе
Впервые планы о продлении линии в Гольяново до станции Щёлковская появились ещё в 1957-м году. Согласно им будущая трассировка линии выглядела так:
Станция Преображенская Застава - станция Черкизово - станция 3-я Парковая улица - станция Щёлковская
К немного изменённым планам вернулись только в 1970-е. Теперь по основному маршруту вилочного движения часть поездов должна была следовать вдоль Щёлковского шоссе по некоторым планам до станции Щёлковская, по другим — до станции с проектным названием Хабаровская, которая находилась бы вблизи одноимённой улицы, недалеко от МКАД.
На линии предусматривалось строительство следующих станций:
Преображенская площадь - Черкизовская (с пересадкой на будущее Большой кольцо) - Бирюсинка (должна была находиться в районе пересечения одноимённой улицы и Щёлковского шоссе) - Щёлковская (с пересадкой на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии) - Хабаровская (предполагалось, что будет расположена на месте пересечения Хабаровской улицы и Щёлковского шоссе).
Продление линии в Метрогородок
Другое ответвление должно было пойти в район Метрогородок. На этом участке должны были быть построены станции:
Преображенская площадь - Улица Подбельского (с пересадкой на будущее Большое кольцо) - Метрогородок (точное местоположение предполагаемой станции неизвестно, вероятно, она бы была построена где-то в центре района, например, на пересечении Открытого шоссе и Монтажной улицы)
Если верить другим схемам, на перегоне Преображенская площадь — Улица Подбельского проектировалась ещё одна станция.
По некоторым данным, станция Улица Подбельского должна была находиться чуть южнее и западнее, чем она была построена позже — в районе кинотеатра "Янтарь".
Пересадки на Большое кольцо
На схеме обозначена планируемая трассировка будущего Большого кольца. Можно заметить, что она отличается от того, что было построено в итоге — кольцо должно было проходить через станции Улица Подбельского и Черкизовская.
В 1990-м году были построены станции Сокольнической линии Черкизовская и Улица Подбельского, планировалось, что позже этот участок войдёт в состав БКЛ. Однако позже планы по месту строительства новой кольцевой линии существенно изменились.
Дело в том, что в 2000-е годы стали активно обсуждаться планы о запуске пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги (будущее Московское центральное кольцо), а трассировка кольца практически совпадала с новым участком Сокольнической линии. Следовательно, строить БКЛ по старой трассировке не было бы разумным шагом, так как новая кольцевая на севере полностью дублировала бы МЦК.
Большое кольцо метро было решено строить ближе к центру — через станцию Сокольники. Вилочное движение на линии так и не было сооружено, а станция Улица Подбельского (с 2014-го года Бульвар Рокоссовского) так и осталась конечной. Именно с этими нереализованными тогда планами и связано такое странное расположение участка Черкизовская — Бульвар Рокоссовского.
Ответвление в Ярославский район
Один из проектов продления линии конца 1980-х — начала 1990-х годов предусматривал продление линии вдоль Ярославского шоссе (в нынешний Ярославский район СВАО). Будущий участок линии должен был проходить под национальном парком "Лосиный остров".
На данном участке линии планировалось строительство двух станций: Богородское и Ярославское шоссе:
- Станция Богородское была бы построена за станцией Улица Подбельского (совр. Бульвар Рокоссовского). Она должна была находиться в одноимённом районе ВАО, под Ивантеевской улицей, между пересечениями со 2-м и 3-м проездом Подбельского.
- Станция Ярославское шоссе стала бы северной конечной станцией линии. Согласно планам, была бы расположена в районе МГСУ.
Проект был закрыт после образования охранной зоны парка и из-за отсутствия технологических решений, способных провести проходку тоннелей под лесом без вреда его экологии.
Станция Хованская
В 2015-2016 годах на южном радиусе линии планировали построить станцию Хованскую. Она должна была находиться между станциями Филатов луг и Прокшино, на Филатовском шоссе, неподалёку от реки Сосенки. Причём станция Прокшино должна была строиться южнее (на пересечении Филатовского и Новомихайловского шоссе). Однако позже станция Хованская была исключена из проекта продления линии.
Строительство линии лёгкого метро в Солнцево и Ново-Переделкино
В начале 2000-х годов планировалось строительство Солнцевской линии лёгкого метро общей длинной 11 км. На станции Юго-Западная Сокольнической линии должна была быть организована пересадка на одноимённую станцию Солнцевской линии. Далее планировалось, что линия будет проходить через станции: Никулинская, Олимпийская деревня, Востряково, Терешково, Солнцево, Боровское шоссе и Новопеределкино.
В итоге, от строительства линий лёгкого метро отказались (была лишь построена Бутовская линия), в районы Солнцево и Ново-Переделкино была проложена подземная Солнцевская линия, а южный участок Сокольнической линии был продлён в Новомосковский администартивный округ.
Планы последних лет
Продление линии вдоль Щёлковского шоссе
Что интересно, последний раз планы по поводу продления Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе обсуждались в 2010-м году. Мы можем видеть это на Генеральном плане развития внеуличного транспорта Москвы до 2025-го года:
Некоторые проекты тех лет предусматривали продление линии не только до Хабаровской, но и дальше за МКАД — в Восточный район ВАО. Перспективные схемы с дальнейшем продлением Сокольнической линии появляются и сейчас, однако официальных планов по строительству новых станций пока нет.
В последних планах продления Сокольнической линии предусмотрено следующее расположение будущих станций:
- Станция на месте пересечения Щёлковского шоссе и Монтажной улицы (может получить название Амурская);
- Станция Щёлковская (с пересадкой на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии);
- Станция на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы (проектное название Хабаровская);
- Станция Восточная может разместиться в середине Главной улицы Восточного района ВАО Москвы.
Продление линии на юг
Уже точно известно, что на Сокольнической линии в скором будущем будет открыта станция Потапово. Станция расположится за станцией Коммунарка и станет новой южной конечной линии. Будет находиться в поселении Сосенское Новомосковского округа на пересечении трассы Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе и улицы Александры Монаховой.
В 2019-м году сообщалось о возможности соединения Сокольнической и Бутовской линий через станцию Бунинская аллея. Расстояние между ней и станцией Потапово составит порядка 1,8 км.
Как именно можно будет соединить линии и через какие станции пока неизвестно.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!