Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Сокольническая линия

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие читатели!

В этом цикле статей мы будем говорить о нереализованных планах в метро Москвы. Обсудим различные неосуществлённые проекты станций и трассировок линий.

Начнём с Сокольнической. О самой линии можете почитать по ссылке:

Сокольническая линия метро: обзор
Заметки о столице12 сентября 2023

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Различные проекты Сокольнической линии на схеме. Взято отсюда: https://vk.com/cityzond.
Различные проекты Сокольнической линии на схеме. Взято отсюда: https://vk.com/cityzond.

Первые проекты

Первоначальные планы по строительству Сокольнической линии (тогда носила название Мясницко-Усачёвский диаметр) были очень похожи на осуществлённые. Отличались лишь некоторые названия проектируемых станций (Крымская площадь вместо Парка Культуры, Гаврикова улица вместо Красносельской и др.) и предполагаемое расположение некоторых из них.

Правда предусматривалось строительство трёх станций, которые так и не были построены:

1. первая из них имела проектное название Мансуровский переулок и должна была располагаться на перегоне Дворец Советов (Кропоткинская) и Крымская площадь (Парк Культуры);

2. вторая — Площадь Свердлова, находилась между станциями Площадь Дзержинского (Лубянка) и Охотный Ряд;

3. третья имела предполагаемое название Улица Фрунзе и должна была быть расположена на перегоне Библиотека Ленина и Дворец Советов (Кропоткинская).

В ходе обсуждения проектов и экспертиз летом 1932-го года из первой очереди строительства эти станции были исключены.

Проект 1-й очереди строительства метро 1931 года. На схеме ещё присутствует исключённая позже станция Площадь Свердлова. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.
Проект 1-й очереди строительства метро 1931 года. На схеме ещё присутствует исключённая позже станция Площадь Свердлова. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.

Планы 1938-го года

После строительства в 1935-м году первого участка линии от станции Сокольники до станции Парк Культуры планы по поводу дальнейшей трассировки линии отличались от нынешней.

Кировско-Фрунзенский диаметр (тогдашнее название Сокольнической линии) должен был идти на северо-востоке вдоль Щёлковского шоссе, а на юго-западе — вдоль современного Мичуринского проспекта с поворотом к Рябиновой улице.

Проекты тех лет предусматривали следующие станции:

3-я Парковая Улица - Черкизово - Преображенская - Сокольники - Красносельская - Комсомольская - Красные Ворота - Кировская - Дзержинская - Охотный Ряд - Библиотека Ленина - Улица Фрунзе - Дворец Советов - ЦПКиО имени Горького - Усачёвская - Воробьёво - Раменки - Никольское - Спасское

Как можно заметить, тогда на северном участке линии не входило в планы строительство станции Бульвар Рокоссовского (Улица Подбельского), линия должна была идти на восток — в район Измайлово (станция 3-я Парковая улица).

Что касается южного радиуса, он должен был пройти несколько севернее сооружённого. Название проектируемым станциям Никольское и Спасское было дано по существовавшим тогда сёлам. Вероятно, станция Никольское должна была находиться в районе пересечения проспекта Вернадского и улицы Лобачевского, а станция Спасское на Рябиновой улице, в Можайском районе ЗАО.

Генеральная схема линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: nashemetro.ru.
Генеральная схема линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: nashemetro.ru.

Станция Лужниковская

Проектом пятой очереди строительства Московского метрополитена на Фрунзенском радиусе линии было предусмотрено пять станций глубокого заложения: Фрунзенская, Усачёвская, Лужниковская, Ленинские горы (с выходом на Воробьёвское шоссе и тоннелем под Москвой-рекой) и Университет (вероятно, также должна была располагаться в другом месте).

Строительство этого участка началось в 1953-м году, однако в связи с принятым 23.12.1954 постановлением Совета министров СССР о строительстве Большого московского стадиона проект был изменён до существующего варианта — с отказом от станции Лужниковская, строительством метромоста со станцией Ленинские горы и станцией Университет на проспекте Вернадского.

Располагаться станция должна была на улице Малые Лужники, которая находилась западнее места, где была построена Большая спортивная арена.

Предполагаемое расположение станции Лужниковская.
Предполагаемое расположение станции Лужниковская.

Что касается станции Усачёвской, то непосредственно перед открытием 1 мая 1957-го года она была переименована в Спортивную.

Планы 1957-го года

Схема 6-й очереди строительства Московского метрополитена 1957 года. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.
Схема 6-й очереди строительства Московского метрополитена 1957 года. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.

На схеме шестой очереди строительства Московского метрополитена представлен интересный вариант строительства станций МГУ и Дворец Советов.

Видимо, первая должна была находиться непосредственно вблизи Главного здания МГУ, а вторая — юго-западнее него, на территории, которая в 1957-м году резервировалась под строительство Дворца Советов. Эта схема косвенно объясняет неожиданное переименование существующей станции Дворец Советов в станцию Кропоткинская — название было перенесено на новое место.

Станции Ленинские Горы в этом варианте не было совсем, и можно предположить, что линия проектировалась под Москвой-рекой.

Станции Колодезная и Халтуринская

В 1950-1960-х годах на перегоне Сокольники — Преображенская площадь планировалось строительство станции Колодезная. Она должна была находиться в районе одноимённой улицы в современном районе Сокольники ВАО, по которой и получила своё проектное название.

Ещё в планах 1947-го года говорится о том, что "Кировско-Фрунзенская линия продлевается на северо-восток от ст. Сокольники до ст. Преображенская Застава с одной промежуточной станцией".

Ещё одной планировавшейся станцией на восточном участке линии была станция Халтуринская. Станция проектировалась также в 1950-1960-х годах на перегоне Преображенская площадь — Черкизовская. Должна была находиться в районе одноимённой улицы в нынешнем районе ВАО Преображенское.

Фрагмент перспективного плана строительства линий метрополитена 1953 года. На схеме отмечены проектируемые станции Колодезная и Халтуринская. Взято с сайта: transphoto.org.
Фрагмент перспективного плана строительства линий метрополитена 1953 года. На схеме отмечены проектируемые станции Колодезная и Халтуринская. Взято с сайта: transphoto.org.
Примерное расположение непостроенных станций Колодезная и Халтуринская на карте Москвы.
Примерное расположение непостроенных станций Колодезная и Халтуринская на карте Москвы.

Планы 1970-х годов

Обратимся к Генеральному плану развития Московского метрополитена до 1985-го года:

Генеральная схема развития московского метрополитена 1971-го года. Взята отсюда: https://nashemetro.ru.
Генеральная схема развития московского метрополитена 1971-го года. Взята отсюда: https://nashemetro.ru.

Как мы видим, планировалось создание вилочного движения от станции Преображенская площадь на Кировском радиусе линии.

Продление вдоль Щёлковского шоссе

Впервые планы о продлении линии в Гольяново до станции Щёлковская появились ещё в 1957-м году. Согласно им будущая трассировка линии выглядела так:

Станция Преображенская Застава - станция Черкизово - станция 3-я Парковая улица - станция Щёлковская

К немного изменённым планам вернулись только в 1970-е. Теперь по основному маршруту вилочного движения часть поездов должна была следовать вдоль Щёлковского шоссе по некоторым планам до станции Щёлковская, по другим — до станции с проектным названием Хабаровская, которая находилась бы вблизи одноимённой улицы, недалеко от МКАД.

На линии предусматривалось строительство следующих станций:

Преображенская площадь - Черкизовская (с пересадкой на будущее Большой кольцо) - Бирюсинка (должна была находиться в районе пересечения одноимённой улицы и Щёлковского шоссе) - Щёлковская (с пересадкой на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии) - Хабаровская (предполагалось, что будет расположена на месте пересечения Хабаровской улицы и Щёлковского шоссе).

Продление линии в Метрогородок

Другое ответвление должно было пойти в район Метрогородок. На этом участке должны были быть построены станции:

Преображенская площадь - Улица Подбельского (с пересадкой на будущее Большое кольцо) - Метрогородок (точное местоположение предполагаемой станции неизвестно, вероятно, она бы была построена где-то в центре района, например, на пересечении Открытого шоссе и Монтажной улицы)

Если верить другим схемам, на перегоне Преображенская площадь — Улица Подбельского проектировалась ещё одна станция.

По некоторым данным, станция Улица Подбельского должна была находиться чуть южнее и западнее, чем она была построена позже — в районе кинотеатра "Янтарь".

Пересадки на Большое кольцо

На схеме обозначена планируемая трассировка будущего Большого кольца. Можно заметить, что она отличается от того, что было построено в итоге — кольцо должно было проходить через станции Улица Подбельского и Черкизовская.

В 1990-м году были построены станции Сокольнической линии Черкизовская и Улица Подбельского, планировалось, что позже этот участок войдёт в состав БКЛ. Однако позже планы по месту строительства новой кольцевой линии существенно изменились.

Дело в том, что в 2000-е годы стали активно обсуждаться планы о запуске пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги (будущее Московское центральное кольцо), а трассировка кольца практически совпадала с новым участком Сокольнической линии. Следовательно, строить БКЛ по старой трассировке не было бы разумным шагом, так как новая кольцевая на севере полностью дублировала бы МЦК.

Большое кольцо метро было решено строить ближе к центру — через станцию Сокольники. Вилочное движение на линии так и не было сооружено, а станция Улица Подбельского (с 2014-го года Бульвар Рокоссовского) так и осталась конечной. Именно с этими нереализованными тогда планами и связано такое странное расположение участка Черкизовская — Бульвар Рокоссовского.

Как могло бы выглядеть продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе и в Метрогородок на современной карте Москвы.
Как могло бы выглядеть продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе и в Метрогородок на современной карте Москвы.

Ответвление в Ярославский район

Один из проектов продления линии конца 1980-х — начала 1990-х годов предусматривал продление линии вдоль Ярославского шоссе (в нынешний Ярославский район СВАО). Будущий участок линии должен был проходить под национальном парком "Лосиный остров".

На данном участке линии планировалось строительство двух станций: Богородское и Ярославское шоссе:

  • Станция Богородское была бы построена за станцией Улица Подбельского (совр. Бульвар Рокоссовского). Она должна была находиться в одноимённом районе ВАО, под Ивантеевской улицей, между пересечениями со 2-м и 3-м проездом Подбельского.
  • Станция Ярославское шоссе стала бы северной конечной станцией линии. Согласно планам, была бы расположена в районе МГСУ.

Проект был закрыт после образования охранной зоны парка и из-за отсутствия технологических решений, способных провести проходку тоннелей под лесом без вреда его экологии.

Примерный вариант продления Сокольнической линии вдоль Ярославского шоссе.
Примерный вариант продления Сокольнической линии вдоль Ярославского шоссе.

Станция Хованская

В 2015-2016 годах на южном радиусе линии планировали построить станцию Хованскую. Она должна была находиться между станциями Филатов луг и Прокшино, на Филатовском шоссе, неподалёку от реки Сосенки. Причём станция Прокшино должна была строиться южнее (на пересечении Филатовского и Новомихайловского шоссе). Однако позже станция Хованская была исключена из проекта продления линии.

Планы продления Сокольнической линии 2016 года. Схема отсюда: forum.ners.ru.
Планы продления Сокольнической линии 2016 года. Схема отсюда: forum.ners.ru.
Предпологаемое место расположения непостроенной станции Хованская на карте Москвы.
Предпологаемое место расположения непостроенной станции Хованская на карте Москвы.

Строительство линии лёгкого метро в Солнцево и Ново-Переделкино

В начале 2000-х годов планировалось строительство Солнцевской линии лёгкого метро общей длинной 11 км. На станции Юго-Западная Сокольнической линии должна была быть организована пересадка на одноимённую станцию Солнцевской линии. Далее планировалось, что линия будет проходить через станции: Никулинская, Олимпийская деревня, Востряково, Терешково, Солнцево, Боровское шоссе и Новопеределкино.

Фрагмент перспективной схемы метро 2003 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 2003 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 2005 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 2005 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.

В итоге, от строительства линий лёгкого метро отказались (была лишь построена Бутовская линия), в районы Солнцево и Ново-Переделкино была проложена подземная Солнцевская линия, а южный участок Сокольнической линии был продлён в Новомосковский администартивный округ.

Планы последних лет

Продление линии вдоль Щёлковского шоссе

Что интересно, последний раз планы по поводу продления Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе обсуждались в 2010-м году. Мы можем видеть это на Генеральном плане развития внеуличного транспорта Москвы до 2025-го года:

Продление Сокольнической линии на схеме развития метрополитена до 2025-го года, утверждённой Генпланом развития Москвы 5 мая 2010-го года. Взята отсюда: https://transphoto.org.
Продление Сокольнической линии на схеме развития метрополитена до 2025-го года, утверждённой Генпланом развития Москвы 5 мая 2010-го года. Взята отсюда: https://transphoto.org.

Некоторые проекты тех лет предусматривали продление линии не только до Хабаровской, но и дальше за МКАД — в Восточный район ВАО. Перспективные схемы с дальнейшем продлением Сокольнической линии появляются и сейчас, однако официальных планов по строительству новых станций пока нет.

Сокольническая линия на схеме развития скоростного внеуличного транспорта 2017-го года. Что интересно, данной схемой не предусмотрены станции на перегоне Черкизовская  —Щёлковская. Схема с сайта: nashtransport.ru.
Сокольническая линия на схеме развития скоростного внеуличного транспорта 2017-го года. Что интересно, данной схемой не предусмотрены станции на перегоне Черкизовская —Щёлковская. Схема с сайта: nashtransport.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 2010-го года. Взято с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент перспективной схемы метро 2010-го года. Взято с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент недавно вышедшей перспективной схемы развития метро Москвы до 2035-го года. Схема отсюда: https://vk.com/istrapod.
Фрагмент недавно вышедшей перспективной схемы развития метро Москвы до 2035-го года. Схема отсюда: https://vk.com/istrapod.

В последних планах продления Сокольнической линии предусмотрено следующее расположение будущих станций:

  • Станция на месте пересечения Щёлковского шоссе и Монтажной улицы (может получить название Амурская);
  • Станция Щёлковская (с пересадкой на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии);
  • Станция на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы (проектное название Хабаровская);
  • Станция Восточная может разместиться в середине Главной улицы Восточного района ВАО Москвы.
Примерный вариант продления Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.
Примерный вариант продления Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.

Продление линии на юг

Уже точно известно, что на Сокольнической линии в скором будущем будет открыта станция Потапово. Станция расположится за станцией Коммунарка и станет новой южной конечной линии. Будет находиться в поселении Сосенское Новомосковского округа на пересечении трассы Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе и улицы Александры Монаховой.

В 2019-м году сообщалось о возможности соединения Сокольнической и Бутовской линий через станцию Бунинская аллея. Расстояние между ней и станцией Потапово составит порядка 1,8 км. 

Как именно можно будет соединить линии и через какие станции пока неизвестно.

Преимущества соединения Сокольнической и Бутовской линии. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Преимущества соединения Сокольнической и Бутовской линии. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!