Советский человек отличался от современного россиянина своей способностью сделать “все из ничего”. В чем-то это связано с дефицитом, который так любят обсуждать наши сограждане, в чем-то - с трудолюбием, активностью и любознательностью наших родителей, в чем-то - с дороговизной того, что было в продаже. Как бы то ни было, во времена Союза граждане не только шили себе и родным одежду, делали мебель и строили дачи. Народные умельцы собирали в своих гаражах самые настоящие автомобили. И пусть эти творения внешне были не всегда красивы, но свои функции они выполняли отлично. Более того, часто технические решения гаражных инженеров “брали на вооружение” на заводах. Так что можно смело сказать, что простые труженики действительно двигали прогресс и помогали стране и промышленности развиваться. Вспомним некоторые известные “хэнд-мейд” модели.
Тяга творить или “жизнь заставила”?
Некоторые самодельные автомобили выглядят как картинки - изящные обводы, напоминающие дорогие иномарки, типы кузова, которые не нашли отклика у советских производителей (купе, хэтчбек), необычные технические решения. Так, например, токарь Б. Сергеев из Минска спроектировал авто с клиренсом в 300 мм (у современных внедорожников - всего 220). На таком вездеходе “Самоделкин” легко проезжал даже по колее, оставленной огромным МАЗом! А у “Панголины” ухтинского умельца А. Кулыгина была необычная система открытия дверей и крыша, которая поднималась при помощи электрического привода.
Поначалу доморощенные конструкторы пытались собрать нечто необычное. Так было, например, с первой советской “самоделкой”, информация о которой сохранилась до наших дней. Речь о трехколесной машине ОКТА. По своей сути это была мотоколяска с соответствующим двигателем. Но для 1932 года, в котором появилась конструкция, это было, говоря современным языком, “круто”. Сложно сказать, насколько удобной в управлении и безопасной была ОКТА. Ведь у нее было всего одно заднее колесо. И на нем же - единственный тормоз. К тому же, изобретение было не слишком функциональным - передвигаться на нем можно было лишь в одиночку, да и места для груза практически не было. Со временем на первый план вышли внешний лоск и комфорт. Самодельные автомобили стали способом выделиться из серой массы.
А вот мурманчанин Н. Парамонов собрал собственный автомобиль, потому что промышленность не могла обеспечить его подходящим! У многодетного отца было пятеро детей. Разумеется, даже если бы семья приобрела легковую машину, перемещаться всем вместе на ней было бы невозможно. Тогда мужчина создал свой минивэн. Похожие микроавтобусы встречались на советских дорогах - их выпускали серийно. Если кто-то “в теме”, расскажите в комментариях - производство наладили позднее, или просто “крупные” авто распределялись среди организаций, а простым людям были недоступны?
Для создания корпусов обычно использовался стеклопластик - его легче обрабатывать в кустарных условиях. Хотя известны и “поделки” с достойно выглядящим стальным кузовом.
По земле и по воде - везде пройдет!
Отдельно в списке автосамоделок стоят так называемые “амфибии”. Стремление создать нечто универсальное - тоже примета советской эпохи, многие инженеры увлекались всевозможными “трансформерами” и “многоцелевыми аппаратами”. Самый известный автомобиль-амфибия (тогда их еще называли “земноводами”) - “Тритон”, собранный столичным гением Д. Ф. Кудрячковым. Внешне конструкция напоминала катер, который перевозят на специальном прицепе, и на автомобильных дорогах смотрелась весьма своеобразно. Зато на воде почти сливается с прочими плавсредствами. Выдают его только поднятые по бокам колеса.
“Амфибия” Кудрячкова имеет бакелитовый корпус, и оснащена двигателем от ГАЗ-21. Максимальная скорость на трассе - 120 км/ч, на воде - 50 км/ч. Уютный салон вмещает до шести человек. Также внутри размещены камбуз, умывальник, места для хранения одежды и провианта.
Автомобиль существует в единственном экземпляре. За ним бережно следят, он участвует в выставках и пробегах. По словам владельцев, за годы эксплуатации Тритон” ни разу не дал течь. А главное - он на удивление приятен в управлении. Такой вот шедевр!
А в 1979 году появился и вовсе необычный экземпляр. “Ихтиандр” И. Рихмана имел необычный корпус из дюралюминия - вместо дверей у него был сдвижной колпак наподобие самолетного. Несмотря на это, рихмановская конструкция больше походила на автомобиль, чем “Тритон”, поэтому особого удивления у остальных участников движения не вызывала. Из “заводских” деталей в конструкции использовались двигатель от ВАЗ-2103 и КПП от ЗАЗ-966.
При передвижении по воде “Ихтиандр” был медлительным - всего 20 км/ч, но на трассе “давал” все 120. Это очень хорошие показатели для автомобилей тех лет. Важно и то, что изобретатель не остановился на достигнутом. Поколесив на своем автомобиле по городам и весях, он создал его улучшенную версию. В ней были использованы более современные автомобильные детали. А главное - кузов стал не только функциональным, но и “модным”.
Как вы считаете, не потеряли ли мы что-то важное с уходом эпохи романтиков и Кулибиных? Или возможность приобрести все необходимое намного лучше постоянной необходимости что-то изобретать и “креативить”? Ответ пишите в комментариях!