Итак, продолжаем (уже завершаем) историю последнего похода крейсера "Эдинбург" и его "специального" груза. Начало статьи можно прочитать ЗДЕСЬ. А также ТУТ. Кроме того на канале есть несколько отдельных статей по истории создания и боевому пути британских легких крейсером типа "Белфаст". Об этом можно почитать, например, ЗДЕСЬ. Или другую статью можно найти ТУТ.
Окончание.
....После двух первых торпедных попаданий легкий крейсер "Эдинбург" еще имел шансы остаться на плаву и даже при благоприятных условиях дойти до порта. Эти шансы сохранялись даже после того, как в бой вступили немецкие эсминцы, и один из них был потоплен, но после третьего торпедного попадания этих шансы исчезли. Однако положение крейсера «Эдинбург» теперь стало критическим.
Контр-адмирал Бонхэм-Картер и командир крейсера понимали, что шансы на спасение крейсера ничтожны, и Бонхэм-Картер приказал Фолкнеру снимать с корабля экипаж. Для эвакуации экипажа и пассажиров крейсера к нему подошли тральщики «Харриер» и «Госсамер», на которые перешло почти 800 человек. В итоге тральщики оказались настолько перегруженными, что все личные вещи и ценное оборудование пришлось оставить на борту обреченного крейсера.
Эсминцы «Форестер» и «Форсайт» вскоре смогли дать ход, но в случае новой атаки неприятеля поврежденные эсминцы и перегруженные тральщики не имели никаких шансов спастись, поэтому Бонхэм-Картер приказал добить дрейфующий «Эдинбург». Попытки расстрелять крейсер из 102-мм орудий «Харриера» не принесли должного эффекта – крейсер продолжал оставаться на плаву. Затем рядом с «Эдинбургом» сбросили две серии из 24 глубинных бомб, установленных на малую глубину, – взрывы ни к чему не привели. И только торпеда с эсминца «Форсайт», выпущенная с дистанции 1350 м и попавшая в левый борт в районе кормовой трубы, поставила заключительную точку в судьбе крейсера.
2 мая 1942 года в 08:52 британский легкий крейсер «Эдинбург» погрузился в воду вместе с тоннами советского золота в точке с координатами 72 градуса 6 минут северной широты и 35 градусов 9 минут восточной долготы. Из состава экипажа крейсера 57 человек были убиты и 23 ранены, остальные после часа ночи 3 мая 1942 года на британских эсминцах и тральщиках благополучно прибыли в Полярный. Казалось бы, на этом история могла бы и закончится, но этого не случилось.
Сразу скажем, что США, несмотря на потерю золотого груза «Эдинбурга», получили свою оплату за военные поставки от Госбанка СССР. При этом Госбанк СССР тоже «не разорился», так как получил в сентябре 1944 года от Госстраха СССР страховую сумму (груз золота был застрахован) в размере 6227 000 долларов. В свою очередь бюро страхования военных рисков английского правительства выплатило Госстраху СССР свою долю страховки (2000000 долларов). И после этих выплат все права на груз золота, оставшийся на крейсере, перешли к Госстраху СССР (3376 989,1 г золота) и Английскому правительственному бюро (1777614,8 г золота).
Вся последующая история по поиску и подъему затонувшего золотого груза достойна отдельного повествования. Эта история могла бы очень ярко и наглядно отразить как наличие межгосударственных противоречий между Великобританией и СССР, так и межведомственную волокиту и головотяпство в Министерствах и ведомствах СССР начала 80- годов, когда личное благополучие и спокойная жизнь отдельных руководителей ценились выше, чем возможность вернуть стране 40 миллионов долларов. Мы не располагаем возможностью подробно изложить все эти перипетии, поэтому сделаем акцент только на фактической стороне. На эту тему достаточно много исследований и воспоминаний, так что кому интересно - могут получить более полную картину.
В послевоенные годы идея заняться подъемом грузов с потопленных в годы войны кораблей, в том числе и с «Эдинбурга», возникала несколько раз, причем в разных странах (в СССР к этому вопросу обращались в 1946, 1954 и 1969 годах). Этому способствовали как отдельные поисковые операции и расчеты, так и снятие британским правительством запрета на ведение работ непосредственно на «Эдинбурге» в связи с успехами в развитии глубоководной техники. Ведь не надо забывать, что место гибели крейсера было официально обозначено как «военная могила».
Первые конкретные обсуждения данного вопроса, проведенные советскими специалистами (вспомним, что золото официально принадлежало именно СССР) в начале 1980 года (были предварительные совещания и обсуждения в конце 60-х), показали, что крейсер затонул на глубине около 250 метров, и технических средств для подъема корабля в целом виде в стране не было. Их создание потребовало бы 10-15 лет и значительных затрат. Проникновение водолазов во внутренние помещения корабля при незнании точного места расположения золота и при наличии боеприпасов, которые пролежали под водой более 35 лет, практически исключалось. В свете этого все работы, связанные с подъемом золота с «Эдинбурга», представлялись нецелесообразным. Никто из руководителей советских министерств не хотел рисковать и брать на себя такую ответственность.
Для справки: согласно справки-доклада подготовленной начальником Оперативного управления ВМФ В.Кичевым (28.11.1969 г): " 28 ноября 1969 года состоялось совещание специалистов Минсудпрома и ВМФ у тов. Ланцева Л.И. (Военно-промышленная Комиссия Совмина) о возможности работы по поиску корабля и подъему груза. Совещание пришло к выводам:
1.В 1970 году можно приступить к открытому поиску (гидросистема "Кашалот"). Ориентировочный срок поиска 5 лет и стоимость работ около 6 млн.рублей. ..."
Вообщем в 70-х годах ничего так и не было сделано, но в конце 1979 года была замечена активность норвежцев в этом районе, и возникла необходимость снова заняться этим вопросом. На этот раз были предложены различные варианты привлечение зарубежных партнеров, в первую очередь норвежцев и британцев. В итоге было заключено соглашение с фирмой «Джессоп», которая создала консорциум в составе шотландской фирмы «Вартон-Вильямс» (водолазы, подводная технология), норвежской фирмы «Декка» (глубоководный сонар, высокоточное навигационное оборудование), немецкой фирмы ОСА (поисковое судно «Даммтор», водолазное судно «Стефанитурм»). Услуги консорциума были оценены в 45 % от стоимости спасенного золота (причем 50 % этой суммы составила аренда кораблей).
Поисковые работы начались 7 мая 1981 года с выхода в море судна «Даммтор» с оборудованием фирмы «Декка» (получила за свои услуги 5 % от общей суммы консорциума – 5 слитков золота). Непосредственно работы в предполагаемом районе начались 13 мая, и несмотря на то, что реальное расположение «Эдинбурга» оказалось примерно в 15 милях от места, указанного Бонхэм- Картером, уже 14 мая крейсер был найден. Спущенный под воду необитаемый аппарат «Скорпио» обследовал корабль, подтвердил, что найденный корабль именно «Эдинбург». Место нахождения потопленного крейсера было обвеховано с высокой точностью с использованием трех гидроакустических подводных маяков, включающихся по специальному кодированному сигналу (предусмотрительно!). После этого поисковое судно вернулось в Киркенес.
Непосредственно для подъема груза арендовали водолазное судно «Ставанитурм», оборудованное двумя палубными барокамерами, подобрали по ВСЕМУ миру 15 лучших водолазов, которые прошли специальные тренировки по изучению внутренних помещений на крейсере «Белфаст» (крейсер-музей пригодился), а также на специальном макете помещений «Эдинбурга», специально построенном для этих целей.
3 сентября 1981 года судно прибыло в заданный район, активировало маяки и приступило к спасательной операции. Для работы водолазов был опущен водолазный колокол, и начались работы по поиску ценного груза. Первое время работы шли достаточно медленно, мешала свежая погода, низкая температура воды, водолазам приходилось разбирать завалы в корпусе, среди которых попадались боеприпасы, удалять наносы ила и загустевшее топливо. В корпусе корабля, а потом и в стенках бомбового погреба пришлось вырезать отверстия, чтобы получить в них доступ, и все это на глубине около 250 м и при температуре окружающей воды +1 градус.
Только 16 сентября, почти через две недели после начала работ водолазов, на 27-м спуске колокола был обнаружен первый слиток золота с номером КР 0620 весом 11 542,7 г (проба 9999, 0) стоимостью 250 000 долларов. После этого работы пошли более активно и продуктивно. В итоге, 67-м погружением водолазного колокола 6 октября 1981 года работы были завершены, и корабль двинулся в сторону Мурманска для выгрузки своего ценного груза.
В результате этой операции всего подняли 431 слиток (из 465 находящихся на борту крейсера) на сумму 107 750 000 долларов. Из этого количества золота 158 слитков получил Советский Союз (39 500 000 долларов), 79 слитка – Великобритания (19 750 000 долларов) и 194 слитка консорциум (48 500 000 долларов).
Однако это было не все золото, которое перевозилось на крейсере. По имеющимся данным, где-то в трюме «Эдинбурга» находилось еще 34 слитка. Кроме того, в течение всего времени после гибели корабля постоянно «всплывали» мемуары бывшего командующего Северным флотом адмирала Головко, в книге которого имелись данные о том, что из Москвы для отправки прибыло 10 тонн золота. Из этих десяти тонн 5,5 т было погружено на крейсер «Эдинбург», а остальное – на корабли других конвоев, но каких конкретно никто не знал. В связи с этим зарубежные спасатели рассчитывали на возможность того, что это золото также оказалось на крейсере. Все это способствовало продолжению взаимовыгодного сотрудничества, и в 1986 году была организована еще одна поисково-спасательная экспедиция.
Для выполнения работ вновь был заключен договор с тем же консорциумом «Джессоп», и 28 августа 1986 года новое более современное судно водолазной поддержки «Дипвотер 2» вышло в море. К месту работ «Дипвотер 2» прибыл в полдень 3 сентября. Положение крейсера на дне было определено с использованием современных приборов, системы динамического позиционирования и спущенного под воду подводного робота «Ригвокер 2». Уже на следующий день, 4 сентября был найден первый слиток золота все в том же бомбовом погребе крейсера. К исходу 10 сентября было найдено всего 29 слитков, при этом была проведена тщательная расчистка всего помещения, где золото хранилось. После этого слитков золота больше не находили.
Надежда найти еще 4,5 тонны золота заставила сделать отверстие в соседнее помещение, но оно оказалось завалено ящиками с боеприпасами. В течение полутора суток водолазы перемещали эти ящики в надежде найти ценный груз, но все было тщетно. Интересно, что, несмотря на то, что операция была совместной и проводилась в интересах СССР и Британии, с советской стороны не было дано подтверждения о наличии дополнительной партии золота на крейсере, что, в принципе, понятно, однако советская сторона так и не предоставила данные, куда эти 4,5 тонны были погружены в годы войны. Все это способствовало тому, чтобы спасатели пытались использовать свой шанс найти то, чего не было, считая, что все это следствие «советской секретности» и подозрительности.
В результате второй экспедиции было поднято 29 слитков золота весом 345 кг, на сумму примерно 8 млн. долларов, из которых, после всех расчетов 131 кг (11 слитков) достались советской стороне. На этом историю крейсера «Эдинбург» можно считать закрытой.
Для справки: Вообще из 29 слитков золота доля СССР составила 19 слитков (иногда встречается цифра 20, - 239 кг), которые и были перегружены на советский сторожевой корабль "Резвый (проект 1135М) который подошел к борту "Дипвотера", принял на борт размещенное в двух ящиках золото и наблюдателей, после чего благополучно доставил все в Мурманск.
Расхождения в числах - 11 слитков или 19 (20) имеет место из-за того, что не во всех источниках учитывается плата за подъем, которая как мы знаем составляла все те же 45% (услуги консорциума). После расчетов для СССР осталось только 11 слитков, а сколько их перевозил "Резвый" конкретно и как прошла оплата - это уже другой вопрос, )). Кстати, в интернете есть фотографии советских моряков с этим золотом, возможно специальные службы и "наблюдатели" не доглядели (если это не фейк, конечно).
В ходе двух операций на поверхность с погибшего крейсера было поднято 99 % находящегося на нем золота, что было рекордным показателем и тогда, и сейчас. Данные операции наглядно показали, что страны способны решать совместные задачи и получать весомые результаты. А крейсер «Эдинбург» остался на дне как память о трагичных событиях Второй мировой войны, о героизме людей, которые связали с ним свои жизни, а так же о том, что когда речь заходит о золоте то большинство технических проблем могут быть разрешены.
Источники: Campbell, J.Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Балакин С.А. Крейсер «Белфаст» /С.А. Балакин//Морская коллекция, № 1 (13) – 1997. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1)/А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 5(53) – 2003. – 32 с.; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть 2. / Ю.Ф. Каторин. – СПб.: «Галея-Принт», 2008.– 172 с.; Патянин С.В. «Наглые» крейсера – охотники за рейдерами /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин С.В. Гордость британского флота. Легкие крейсера типа «Таун»/С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2014.- 240 с.; Патянин С.В. Прославленные крейсера Черчилля. «Аретуза», «Пенелопа», «Галатея», «Аврора» /С.В.Патянин – М.: Яуза: ЭКСМО: 2013.- 96 с.; Патянин, С. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Крымцев, О.А. Золото с крейсера «Эдинбург» /О.А.Крымцев, А.Л.Злобин. – М.: Междунар.отношения, 2005. – 224 с.; Роскилл, С.У. Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне/
С.У. Роскилл. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 560 с.; Роскилл, С.У. Флот и война. Том III. /С.У.Роскилл. – М.,Воениздат, 1974. – 712.