Вопрос, который нередко задают люди, интересующие практической психиатрией - насколько влияет на сюжетную линию развития бреда актуальные события в стране или мире? Ну, к примеру, у всех на слуху мания величия сопоставления себя с Наполеоном или Иваном Грозным, или Луисом Корваланом, или...тут все имена из прошлых эпох. А как сегодня? Похоже ли проявление психического нездоровья тридцать лет назад на сегодняшнее? Скажу вам так. Сама по себе патология развивается, как правило, по четкой симптоматической схеме, уложенной в любой классический учебник психиатрии. Однако, сюжетная сторона бесспорно меняется. Как меняется сам человек в информационном пространстве. Никогда до сих пор не было такого открытого и агрессивного информационного поля, таких мощных методов воздействий на человека, как сегодня. Поэтому так или иначе травмирующие моменты сегодняшней жизни вмешиваются в самую сердцевину личности.
Не забуду, как на днях во время дежурства к нам в приемный покой привезли дедушку в валенках и простыне, которая прикрывала худое жилистое тело. Собственно, на старике ничего больше не было - только валенки и простыня. Ивана С. подобрали на улице в центре города, когда он расхаживал в своей "тунике" и проповедовал конец света не то звездам, не то фонарям, которые освещали ночной бульвар. Полицию вызвали охранники ночного бара, которые первыми заметили странную фигуру, попробовали выяснить, кто он и зачем в валенках и простыне, не из бани ли он выскочил и потерялся. Предлагали помощь. На что получили вздернутый вверх палец и громовой возглас; "Клянусь всеми святыми, мои воины уже в пути". И все. Тишина.
Завязалась сначала перебранка, охранники быстро поняли, что старик не в себе, вызвали полицию, она и доставила странного вещателя в приемный покой. Старика в нашей больнице знают. Между собой называют его Дед Мазай. В честь его первого пребывания в больнице (десять лет назад), когда Иван С. во время торфяных пожаров "спасал зайцев". Они виделись ему повсюду в городских парках, на лужайках, в кото-кафэ. Да. Вы не ослышались. В то памятное лето наш герой ворвался в кото--кафэ и бросился прибирать всех находившихся там кошек, уверяя ошеломленных посетителей, что это зайцы, которых нужно спасать от лесного пожара. Тогда и прилепилось к нему прозвище Дед Мазай.
Ремиссия у Ивана С. (63 года) длится по году. И начинаются приступы шизофрении обычно после какого-нибудь триггера-новости. В этот раз, очевидно, он посмотрел в новостной блок телевизора и увидел что-то очень страшное. Суть не в этом. Через два-три дня Дед Мазай "получил из центра биороботов" инструкцию по созданию биороботов-солдат для перелома в мировой истории. Что именно ему передали по секретной связи, известно только самому Деду Мазаю и тем сущностям, которые втолковывали ему "азбук-морзочную" дичь. Нам известно лишь то, что для получения отчетливого сигнала, Деду Мазаю нужно было раздеться до тла, сунуть ноги в валенки (для того, чтобы принятый сигнал не прожег ему пятки), накинуть для "невидимости" простынку, явиться в определенное время в определенное место, и там получить информацию о схеме создания "деревянных солдатов". Деревянные солдаты - это не совсем то, что описано у Волкова в Урфин-Джусе. Деревянные солдаты Деда Мазая - это безропотные крепкие биороботы, способные в пересеченной местности на поле боя превращаться в деревья. Короче говоря, в "зеленке" засечь их невозможно, поэтому Дед Мазай должен был активировать какой-то ключ в тайной лаборатории и выпустить оттуда первую партию "новобранцев". Оставалось гадать, куда мог прийти за активацией ключа Дед Мазай. Если в то же кото-кафе на Н--тской, то бедные кошки и на сей раз могли стать новыми "зайцами" для спасения, точнее новыми "биороботами" для спасения целого мира.
В общем, спасибо охранникам ночного бара. Поступили грамотно. Теперь Дед Мазай в первом остром. Лечащий врач станет прояснять сюжет бреда и по возможности выводить Деда Мазая на ровный и долгий (в его случае) путь ремиссии.