Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Миф, в который верят все: античные скульптуры не были белоснежными!

Для многих удивительным остается тот факт, что античные статуи не были белоснежными, а раскрашивались в различные цвета!

Результаты реконструкции древних скульптур показали, что когда-то они были раскрашены природными красителями (малахит, лазурит, атакамит, киноварь и прочие доступные материалы).

Натуральные пигменты.
Натуральные пигменты.

Кроме окрашивания, поверхность скульптур была тщательно отполирована, чтобы переливаться на солнце. Современный зритель скорее всего сравнит подобную роспись с комиксами Марвел. Действительно, богатством палитры античные скульптуры не уступали азиатским, ближневосточным и африканским, а белым цветом обязаны лишь прошедшим векам и песчаным бурям. Ветра и дожди, омывавшие развалины домов и храмов не оставили античной скульптуре шансов дойти до современного зрителя в первозданном виде.

Скульптор раскрашивает свою статую. Рисунок на древнегреческой вазе.
Скульптор раскрашивает свою статую. Рисунок на древнегреческой вазе.

Интересно, что в Средние века и эпоху Возрождения идея о белизне античной скульптуры не подвергалась сомнению! Во многом в нашем представлении о монохромных статуях «виноваты» и известные скульпторы, которые создавали свои произведения, ориентируясь на предполагаемую «античную эстетику». Знаменитые мастера Ренессанса считали, что скульптуры Древнего Мира были созданы из чистого мрамора, и намеренно оставляли материал неокрашенным (вспомните скульптуры Микеланджело, Донателло...).

А утвердил мысль о белоснежных скульптурах немецкий теоретик, искусствовед и археолог Иоганн Винкельман (1717−1768). В своем труде «История искусства древности» (1764) он утверждал, что «только белый цвет наделен истинной красотой». Долгое время никто не подвергал мысли Винкельмана критическому анализу, однако на сегодняшний день совершенно ясно, что многое автор откровенно преувеличил и выдавал желаемое за действительность.

Уже в конце XVIII века на древних монументах были обнаружены следы красителей — к такому выводу пришел француз Катрмер де Кенси. В своем труде «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете» (1815) он рассказал об открытии и проиллюстрировал новаторскую идею 31 раскрашенной гравюрой.

Многие искусствоведы не могли смириться с потерей идеалов, ведь все, что связано с античностью, это не столько произведение мастера, сколько философско-эстетическая парадигма. Спустя время исследователь Винсент Бринкманн и группа археологов использовали современные методы (инфракрасный спектр, рентген, ультрафиолет) и обнаружили остатки краски на мраморных статуях.

Обнаруженные остатки краски на античной скульптуре.
Обнаруженные остатки краски на античной скульптуре.

Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. Выглядело это примерно так:

  • А Рассел Стёрджес, американский арт-критик посетивший Афинский Акрополь в 1880-х годах, описал найденные скульптуры следующим образом:
«Вскоре краски начинали опадать и исчезать. Прекрасная статуя, которую впервые исследовали в музее Акрополя в мае 1883 года,лежала на столе, и уже часть ее красок как будто бы стряхнули; эта статуя лежала, окруженная небольшими кучками зеленого, красного и черного порошковых пигментов, которые упали с ее поверхности».

Методика, благодаря которой догадки подтвердились, называется Raking Light - ее используют для восстановления красочного слоя картин и статуй. Суть заключается в том, что свет ультрафиолетовой лампы направляется параллельно изучаемой поверхности, что делает заметными следы пигментов, прикосновений, каких-либо механических воздействий на произведение.

Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. На шлеме невооруженным взглядом виден узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов.
Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. На шлеме невооруженным взглядом виден узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов.

Самой громкой выставкой, утвердившей обретенную античную эстетику, стала «Боги в цвете» (2003), инициированная Винценцом Бринкманом и его супругой Ульрике Кох-Бринкман, также искусствоведами и археологами. Итогом их многолетних исследований стали раскрашенные гипсовые копии античных скульптур.

Интересно, что на знаменитой Венере Милосской исследователи не обнаружили следов краски, однако они уверены, что когда-то она тоже была цветной. А еще вы можете узнать, куда пропали руки Венеры из моей статьи:

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о мифах и Греции , которые могут вас заинтересовать: