Найти в Дзене
Звук и мысль

О врождённых способностях, и почему не все таланты проявляются

При множестве накопленных работ и исследований в области психологии одарённости, основные вопросы, среди которых природа таланта и способностей (не говоря уже о гениальности) остаются необъяснимыми. И они не могут быть объяснены в условиях науки, ограниченной узко-материалистическим представлением о человеке, не принимающем в расчёт ни дух человека (накопленную духовность), ни множество воплощений – фактор, без учёта которого понятия "дух" и "духовность" останутся в сфере абстракции. Даже описание качеств человека, занимающегося искусством, которые относятся к "духовности" и которые при равных прочих условиях дают большую глубину проявления таланта (и это признано даже материалистичной психологией), целый ряд самых практических вопросов остаётся "тайной за семью печатями". Однако современный человек, и тем более человек будущего (которое очень стремительно становится "настоящим"), не может быть удовлетворён "романтическими" определениями природы дарований, такими как "Бог дал" или "с
Фото автора
Фото автора

При множестве накопленных работ и исследований в области психологии одарённости, основные вопросы, среди которых природа таланта и способностей (не говоря уже о гениальности) остаются необъяснимыми. И они не могут быть объяснены в условиях науки, ограниченной узко-материалистическим представлением о человеке, не принимающем в расчёт ни дух человека (накопленную духовность), ни множество воплощений – фактор, без учёта которого понятия "дух" и "духовность" останутся в сфере абстракции.

Даже описание качеств человека, занимающегося искусством, которые относятся к "духовности" и которые при равных прочих условиях дают большую глубину проявления таланта (и это признано даже материалистичной психологией), целый ряд самых практических вопросов остаётся "тайной за семью печатями".

Однако современный человек, и тем более человек будущего (которое очень стремительно становится "настоящим"), не может быть удовлетворён "романтическими" определениями природы дарований, такими как "Бог дал" или "с наследственностью повезло".

Люди стремятся к знанию, и только в свете знания о "внутреннем человеке" (как называл Платон то, что именуется в религии "душой" и "духом") можно объяснить такие вопросы, как, например:

Почему не все таланты, находящиеся "в арсенале" "человека внутреннего" (то есть накопленные в результате трудов в прежних воплощениях), могут проявляться в личности.

Мы касались этого вопроса в статье "Почему талант есть, а желания реализовывать нет". И говорили о том, что "ключ" к ответу – множество воплощений человека и те задачи, которые имеет личность. Человек – больше, чем личность, и не может проявить все имеющиеся задатки в одной личности (по крайней мере, на настоящем этапе эволюции человечества). Сейчас рассмотрим, Почему не могут проявиться те или иные имеющиеся таланты.

Во-первых, по причине, действительно, наследственной. В этом сторонники генетических причин правы. Для того, чтобы, к примеру, музыкально-исполнительское дарование могло проявиться, необходим соответствующий "аппарат". Речь идёт о согласованности нервных центров, их скоординированности. Вряд ли сейчас генетика может разобраться в таких вопросах, поскольку надо иметь в виду не только физическое тело, но и "тонкое". И ещё, к счастью для человека, и к "разочарованию" сторонников генетического "вмешательства" в строение человека, огромную роль играет фактор причинности условий воплощения – то, что называется восточным словом "карма".

Речь идёт о комплексе условий, которые "приводят" воплощающегося человека в определённую семью. Физические условия человечества в целом тоже накладывают ограничения на возможность проявления гениальности – которая не что иное, как опыт духа в сферах земных и Надземных – то есть духовность в её истинном значении – психическая энергия высшего качества, способная "созвучать" ритмам и идеям Сфер Высших.

К примеру, человек имел многие воплощения успешной и талантливой деятельности как музыкант - виртуоз. Но вот он, по каким-то кармическим причинам (обусловленным либо несоответствующим применением способностей, либо наоборот – по причине необходимости проявить дух менее специфично – не на пути исполнителя, а в некой синтетичной области, и др.) рождается в роду, который не даёт "аппарат", необходимый виртуозу. Такой человек будет ощущать внутренние способности и будет прекрасно понимать и любить музыку, но блестящим виртуозом не станет.

"Атавизм предков не всегда легко преодолеть. И потому высокие духи, с большими накоплениями, иногда не в состоянии получить подходящий им во всех отношениях организм. Наблюдаемая неуравновешенность или так называемые идиосинкразии часто есть результат такого несоответствия между духовными накоплениями и полученным инструментом. Музыкант-виртуоз вместо Страдивари получает скрипку, сделанную из жести" ("Живая Этика": "Братство", 464).

Употреблённое здесь слово "идиосинкразии" сегодня обычно используется в физиологическом, биологическом смысле; но ранее оно означало некоторые психологические "реакции" человека, а именно – ничем не объяснимые предпочтения или отторжения, проявляемые психикой, – отношения, которые могут быть объяснены только наличием опыта предшествующих жизней – воплощений.

Если кто-то из наших читателей сомневается в том, что долгое прошлое человека влияет на его настоящее (многие прежние "жизни" на нынешнюю), предложим просто понаблюдать за собой, прислушаться к чувствам и к тому, что называется "идиосинкразиями" – припоминаниями того, чего не было в текущем воплощении. (Кстати, многие маленькие дети "вспоминают" фрагменты опытов прежних.)

Когда ребёнок стремительно быстро овладевает навыками игры на музыкальном инструменте, как бы вспоминая то, что уже умел и знал когда-то, то это прямое доказательство накопленного опыта деятельности (что не отменяет необходимости качественного и гармоничного обучения и воспитания).

Е.И. Рерих, которую Мир знает как создателя Учения Живой Этики, в юности успешно занималась музыкой, игрой на фортепиано. По собственным воспоминаниям Е.И. Рерих, однажды ей пришлось исполнять прелюдию и фугу И.С. Баха, над которой, по обстоятельствам, не получилось работать, но которая внезапно "вспомнилась":

"…вся фуга встала чётко передо мною, и мои пальцы как бы сами заходили по клавишам, и от начала до конца, без единой ошибки…" (Е.И. Рерих. Из письма от 22.02.1936 г.).

Автор статьи Гореликова М. В.

Дорогие подписчики, благодарим вас за Ваши комментарии, за вдумчивость и отзывчивость! Поздравляем с Новым годом (сегодня он наступил и по Восточному календарю) Будьте счастливы и талантливы во всём!