Найти тему
Вера в большом городе

Страсть уныния, ее проявления и способы борьбы

Оглавление

Страсть уныния знакома практически всем. Святые отцы описывают ее следующим образом:

«…Из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший», – говорит святой Иоанн Лествичник. «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».

Святитель Игнатий Брянчанинов определяет греховную страсть уныния следующим образом: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве.

Авва Евагрий Понтийский словом «уныние» определяет «состояние изнеможения души, в котором она не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений».
Преподобный Исаак Сирин: «Ибо в иное время душа наша задыхается и бывает как бы среди волн, и, читает ли человек Писание, совершает ли службу, во всяком деле, каким бы ни начал заниматься, принимает он омрачение за омрачением. Этот час исполнен отчаяния, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха».

Состояние уныния свойственно человеку после грехопадения. Адам отвернулся от Бога и утратил самого себя.

Уныние считается одной из разновидностей неверия, из которого, по словам преподобного Исаака Сирина, рождается состояние богооставленности, приводящее к отчаянию: «…Отчаяние же предаст тебя унынию, а уныние предаст тебя расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже».

Потеряв в жизненных невзгодах бодрое состояние души, веру, надежду на лучшее и любовь, человек утрачивает цельность восприятия мира и в результате обрекает себя на серьезные недуги, выздоровление от которых зависит от того, как скоро он примирится с Богом и самим собой.

Как проявляется уныние?

Скука, тоска и лень к духовным занятиям. При этом человек может иметь веселый вид, шутить. Относиться ко всему с интересом кроме чтения Священного писания, молитвы.

Уныние одинаково нападает и на отшельников, и на живущих в миру. Самый верный признак уныния - чувство внутренней слабости. Отвращение ко всему, усталость, желание все изменить.

Уныние толкает человека к поиску новой работы, которая сделает его счастливым. Праздное поведение, пустая болтовня. Унылого ничего не радует и не утешает, он не надеется ни на что и никому не верит. Чужое хорошее настроение его раздражает.

Сейчас вспомнилось то, как некоторые часто путешествуют. Меняют места жительства. Ищут постоянно что-то новое. Может даже пытаются найти себя в этих поездках, суете.

Тоскливое настроение становится постоянным, возникает чувство покинутости всеми и Богом в том числе.

Уныние состояние души, которое может длиться годами, даже несмотря на внешнее благополучие.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…(М. Лермонтов)

Основным следствием уныния является общее потемнение души: уныние помрачает разум, ослепляет его и покрывает мраком всю душу. Душа теряет способность понимать основные истины. «Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Со временем усиливается состояние подавленности духа, потери надежды, сомнения в правильности выбора образа и смысла жизни, нарастает отчаяние. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления: человек, потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим.

Как бороться с унынием?

Уныние – скуке внука, а лени – дочь. И дальше у преподобного Амвросия Оптинского продолжение-наставление: «В деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
Также уныние может быть от неправильного взгляда на жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Не очень заглядывайся на обстоятельства жизни – не стоят они: идут, быстро мчатся, сменяются одни другими. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представляются недвижущимися – удобно впадает в уныние. Кто же видит, что всё летит и сам он летит, тому легко, весело на сердце».

Если уныние и от усталости – тогда человеку нужно просто отдохнуть. Уныние случается от нарушения заповедей. Например, осудил впал в уныние, тщеславие или возгордился - опять впал в уныние.

Амвросий Оптинский говорил: "Уныние от тщеславия, а бодрость от единения с Господом".
Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Каждая из прочих страстей упраздняется одной какой-либо противной ей добродетелью, уныние же для инока есть всепоражающая смерть».

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: сейчас такая душевная немощь у людей, что наша задача в том, чтобы наши ум и сердце были верны Богу. В этом мы хоть сколько-нибудь вольны. А в отношении других мы невольны. Батюшка еще говорил: «Зажги свечу в твоем сердце. Пусть, кроме Господа Бога, этого никто не заметит. Но в мире станет немножко светлей».

Бороться с унынием нужно с помощью покаяния, труда, исповеди, причастия. Надо разбираться в причинах уныния и искоренять их. Если уныние от неправильного взгляда на скорби - требуется доверие человека Промыслу Божию. Если от тщеславия – надо бороться с тщеславием и т.д.

Без труда уныние не побороть. Уныние - следствие греховной жизни. Как мы насыщаем тело едой, так и душу свою должны насыщать молитвой, причастием, добрыми делами.

А чем насыщает душу современный человек? Телевизором, интернетом, развлечениями. Вот и не остается уже сил на духовное. Отсюда и уныние.
Будет у нас на первом месте в сердце Господь, это и будет радость. В Гефсиманскком скиту один старец – это еще до революции было – разговлялся на Пасху сухарями. Келейник ему говорит: «Батюшка, ты бы съел, куличика». Тот в ответ: «Зачем?» Послушник: «Так ведь Пасха сегодня». «Родной мой, у меня каждый день Пасха», – ответил ему старец.