Найти в Дзене

Записки пациента ПНД им. Кащенко. Антидепрессанты

Когда душеисцеляющие фразы «возьми себя в руки», «не зацикливайся», «просто не думай об этом» перестают работать, человек, заклейменный слабаком самим собой и дружелюбным обществом, грустно плетется к доктору и получает заветный рецепт. 

У каждого получившего такой рецепт своя долгая история и свой тернистый путь к этому рецепту. Мой путь можно прочитать в соответствующей подборке статей

До болезни своего ребенка я совсем ничего не знала о таких лекарствах. Знала, что они существуют, что кому-то их назначают. И не более того. Под антидепрессантами я наивно понимала любые успокоительные, безрецептурные седативные, всякие глицины, магнии и иже с ними.

Впервые с назначением антидепрессанта (АД) я столкнулась еще в Челябинске, во время ковида. В попытке понять, отчего я так сильно худею, не сплю и тревожусь по любому поводу, я добрела до невролога. На мой длинный монолог о бренности моей жизни и нескончаемом ковиде/постковиде, невролог вынес вердикт «клиническая депрессия», предварительно протестировав на нее, и назначил сертралин (здесь и далее по правилам Дзена я буду указывать название действующего вещества, а не торговое наименование). 

Как я узнала гораздо позже, сертралин — вполне хороший и часто назначаемый АД, но невролог не учел важного — я никогда не пила подобных лекарств. Он не объяснил мне особенности «входа» на препарат. Ни о каком «прикрытии» речи не было. Просто «вот вам рецепт и всего хорошего». Навыком прогуглить все особенности данного лекарства и почитать отзывы на него я тоже тогда еще не обладала. Просто купила и начала пить. 

Спустя сутки приёма этот АД устроил мне настоящий ад. Ах, какая искусная игра слов 😅 

Не отличаясь и так нормальным сном, я совсем перестала спать, аппетит напрочь пропал, тревога возросла просто до небес. Если до этого я просто сильно кашляла, то сертралин высушил всю слизистую гортани и легких, и я уже не могла кашлять, казалось, что дышу нормально через раз, в груди жгло, давило, сушило. Ощущение приближающейся смерти с периодическими галлюцинациями ходило со мной рука об руку. Все четыре дня этого злополучного приёма. На пятые сутки я выкинула упаковку и решила, что больше ни-ни, никаких антидепрессантов. 

В тот момент кое-как выползла из этого состояния на гидроксизине (анксиолитик, строго рецептурный) и дыхательной гимнастике. 

Переехав в СПб, я в первый же день по прилету пошла на платный прием к психиатру. Посетовала на предыдущий печальный опыт приема АД, обозначила свою позицию, что я больше ни-ни, но вы, дескать, меня всё равно как-нибудь лечите😂

Психиатр также протестировал меня по всем известным шкалам тревоги и депрессии, собрал необходимый ему анамнез и назначил самый супер-пупер современный вортиоксетин, который производители позиционируют как мультимодальный АД без побочек на входе в терапию и без синдрома отмены, но зато с улучшением когнитивных функций. «Буду спокойная, счастливая и даже умная», подумала я и пошла в аптеку.

Моя «дружба» с вортиоксетином продлилась коротких 5 месяцев.

Тут необходимо лирическое отступление о том, что АД всегда пьют длительным курсом: при депрессии от 6 месяцев с момента стабилизации состояния, при тревожном расстройстве — от года. 

На первых порах он действительно помогал. И что главное — не делал хуже. Никак не могла забыть страшный опыт с сертралином. Первый месяц приема состояние заметно выровнялось: снижалась тревога, мир перестал видеться в черных тонах, появлялись силы что-то делать. 

Но постепенно эффект сошел на нет и вортиоксетин начал как будто наоборот разгонять мою тревогу. Я терпела, ждала обещанной стабилизации состояния.

Считается, что окончательного улучшения при приеме любого АД можно ожидать не ранее, чем через пару месяцев приема, а то и дольше.

Дотерпела до суицидальных мыслей, попрощалась с вортиоксетином и доктором из платной клиники. 

Как я уже писала ранее, отчаявшись дождаться толковой помощи в частных клиниках, я отправилась в государственный ПНД. Меня искренне поразило, что бесплатно может быть лучше, чем за деньги. Более вдумчивый и комплексный подход, более заинтересованное отношение, отслеживание состояния. 

Проанализировав все предыдущие назначения и мою реакцию на них, психотерапевт из ПНД сделал выбор в пользу венлафаксина. Расписал мне очень постепенную схему входа на лечебную дозировку, чтобы минимизировать побочные эффекты. 

В подобном лечении важен настрой пациента. Мне захотелось поверить этому доктору, его назначению, захотелось наконец-то победить это расстройство и вернуться к обычной жизни. Я вложила всю свою волю, терпение, выдержку, чтобы зайти на рабочую дозировку, перетерпела все побочки в начале приема.

Венлафаксин не оказался какой-то супер волшебной таблеточкой без побочек. Но когда ты готов к ним, знаешь чем можно «прикрыться» при необходимости, не всё так страшно. 

Меня подкупил комплексный подход к лечению и понравилась формулировка доктора про «таблетки — это только костыли». Весь основной груз ответственности за свое выздоровление пациент тащит на себе. 

Возможно именно благодаря тому, что я четко следовала всем рекомендациям врача, взахлеб читала предложенную им литературу, венлафаксин начал работать в полную силу и не только вернул мне мою обычную жизнь, но подарил совершенно новую, на порядок качественнее и осознаннее той предыдущей. 

Положительные изменения коснулись самооценки, отношений с мужем и родителями, профессиональной реализации, образа жизни в целом. 

Ушла мерзкая раздражительность и вспыльчивость, которую с детства называли «это у нее такой характер». По словам психотерапевта, в большинстве случае раздражительность = тревога. Характер тут не при чем. 

Но самое главное — я смогла проработать травму, которую мне нанесла болезнь ребенка, полностью поменять к ней отношение, принять её и осознать свою безусловную любовь к нему. 

Сейчас я завершаю курс лечения венлафаксином. Снижаю дозировку также медленно, как и повышала на входе в терапию. Пью 1/16 часть от своей лечебной дозировки. Это уже смешные микро крошки, но я делаю всё аккуратно и педантично, чтобы избежать синдрома отмены. Говорят, у венлафаксина он довольно сильный. 

От сумы, тюрьмы и антидепрессантов не зарекайтесь. Не осуждайте людей, кто их принимает. Они так лечат такую же болезнь, как если бы это был рак, астма или, скажем, сахарный диабет. 

Хорошо было бы никогда больше не вернуться к подобному состоянию, к подобному лечению, хорошо быть сильным и с крепкой броней. Но если броня дала трещину, не затягивайте с обращением за помощью 🙏🙌🏻