В этой главе Махабхараты Садхгуру исследует взаимосвязь между дхармой и кармой. «Только установив свою дхарму, — объясняет он, — вы сможете исполнить свою карму и выстроить жизнь соответственно выбранному пути».
Вопрос: Садхгуру, вы говорили, что у каждого может быть своя жизнь, свобода и дхарма, и при этом не происходит конфликта с чужой дхармой. Но разве сегодня не происходит обратное, когда мы выстраиваем свою дхарму, основываясь на своей личности, и поэтому сталкиваемся друг с другом?
Садхгуру: Вот почему я сказал, что это очень сложная мысль. Если у нас простые потребности и мы выстраиваем дхарму вокруг них, мы неизбежно с кем-нибудь столкнемся. Поэтому люди создавали свою индивидуальную дхарму таким образом, чтобы их высшее устремление не пересекалось с чьим-то еще, а для взаимодействия на улице, дома, на рынке существовала общая дхарма, которой все должны следовать. Правила дорожного движения предписывают нам ехать по одной стороне дороги согласно направлению движения. Это общая дхарма, которую вы не должны нарушать только потому, что у вас другая индивидуальная дхарма.
Ваша индивидуальная дхарма — это достижение своей наивысшей природы. По сути, это внутренний процесс, и поэтому он не противоречит дхарме других людей. В свою очередь, кодексы и правила внешнего мира — это общая дхарма, которой каждый должен придерживаться. Если подвергнуть это сомнению, начнутся столкновения и конфликты.
Дхарма — многоуровневая.
Жить в семье — это одна дхарма. Быть аскетом — другая дхарма. Быть царем — еще один вариант дхармы. Быть торговцем — другой вариант драхмы, и так далее. Но вы как сущность имеете свободу выбирать свою собственную дхарму и придерживаться ее. Окончательное освобождение достигается не благодаря совершению чего-то конкретного, а благодаря непоколебимому следованию чему-либо: «Нисчала Татвам, Дживан Мукти». Если вы меняете направление каждый день, очевидно, что в итоге вы будете ходить по кругу.
Вопрос: Садхгуру, когда вы говорите о высшей природе и дхарме, я понимаю дхарму как свод законов. Почему бы не воспринимать жизнь и вещи такими, какие они есть, вместо того чтобы иметь свод законов?
Садхгуру: Жизнь не просто дается — жизнь постоянно создается. Либо вы создали ее вчера, и сегодня она обрушилась на вас, либо вы активно создаете ее сегодня. Ничто не приходит само по себе. Существует 2 аспекта: дхарма и карма. Чтобы исполнить правильную карму, вам нужна дхарма. В противном случае каждый день, каждое мгновение ваши действия будут представлять собой череду смятений. Дхарма определяет то, как вы исполняете свою карму, чтобы вы строили свою жизнь соответственно выбранному пути. Создание своей жизни — это не выбор дома, машины, мужа или жены. Все это вторично. Самое главное — какой сущностью вы будете. Это определяет качество того, кем вы являетесь, качество вашей жизни, и если вы живете благополучно, то так и будет и сейчас, и в будущем. С кем вы, что вас окружает, живете ли вы во дворце, едите ли вы пищу или золото, — это не имеет значения. За исключением того, что если вы съели золото, вас скоро ждет смерть! Прежде всего, вы не знаете, где находится жизнь. Вы стучите не в те двери, и это не работает. Устанавливая свою дхарму, вы тем самым гарантируете, что ваша карма не отклонится от фундаментального жизненного процесса. Она должна постоянно напоминать вам, что ваша дхарма должна следовать определенному пути.
Установить свою дхарму
Речь идет о законах Вселенной, о дхарме Вселенной, потому что вся ваша деятельность — биение сердца, дыхание, работа вашей системы, — глубоко связаны с остальной Вселенной. Если вы осознанно следуете законам Вселенной, вы будете функционировать на феноменальном уровне. Прямо сейчас вы не чувствуете себя хорошо ни телом, ни разумом, потому что неосознанно не следуете фундаментальным законам Вселенной. Но независимо от того, происходит ли это осознанно или неосознанно — результат будет одним и тем же. Таково существование. Падаете ли вы с крыши осознанно или неосознанно — больно будет одинаково. Просто когда вы падаете осознанно, вы можете попытаться приземлиться на ноги, а в противном случае вы можете приземлиться на голову. Но в остальном переживание боли и страданий не будут отличаться. Даже если вы неосознанно сбиваетесь с пути, вы все равно сходите с него. Дхарма не сработает для тех, кто думает, что понимает ее. Она сработает только для тех, кто исполняет ее, становится ею.
Сначала дхарма, затем карма
Бхишма сказал: «Моя дхарма сурова. Я принял ее и стал ею. Несмотря ни на что, даже если это будет стоить мне жизни, я не могу изменить свою дхарму, потому что она стала мной». Если вы таковы, то, установив свою дхарму, вы установите свой образ жизни. «Йогастхах Куру Кармани» — сначала установите свой образ жизни, затем действуйте. Сначала ваша дхарма, затем ваша карма. Но вы создаете слишком много кармы, не зная своей дхармы — вот в чем проблема.
Карма заключается не только в том, что вы делаете в мире, она заключается во многих бессмысленных вещах, которые вы делаете в своей голове. Это карма. Карма означает действие. Существует 4 уровня кармы: физическое действие, умственное действие, эмоциональное действие и энергетическое действие. Каждый момент своей жизни вы реализуете эти 4 аспекта кармы. Вы реализуете ее, когда едите, когда вы идете, когда крепко спите, — вы все равно кармически действуете на четырех уровнях в каждый момент своей жизни, во сне и наяву. Чтобы эта карма не увела вас от благополучия, вы должны установить свою дхарму.
Если вы не установили свою дхарму, карма уведет вас от благополучия, потому что большая часть вашей кармы действует на уровне бессознательного.
Но если вы установите свою дхарму, тогда ваша карма естественным образом будет придерживаться схемы: порядок, направление, цель и исполнение. Если же вы не установили свою дхарму, ваша карма будет метаться из стороны в сторону. Стоит вам что-нибудь увидеть — и ваш разум, эмоции и тело могут броситься за этим. Так вы становитесь сбитым с толку существом. Когда ваша сущность покинет это тело, она даже не будет знать, куда направиться, потому что она будет в замешательстве. Я не говорю о запутавшемся уме, который вам хорошо известен, я говорю о запутавшейся сущности. Сущность пребывает в замешательстве, потому что у нее нет дхармы. Когда вы покидаете это тело, а сущность не знает, куда идти, — это высшее страдание. Это худшее, что может случиться с человеком. И это происходит в больших масштабах, к сожалению, потому что люди не устанавливают для себя никакой дхармы, принимая это за свободу.
Отказ от генетических игр
Если во имя свободы мы отменим правила дорожного движения о том, по какой стороне следует ездить, если каждый будет ездить, как хочет, люди не станут свободными, а только застрянут в пробках. Свобода не приходит через нарушение правил, свобода находит выражение только в том случае, если есть ясно очерченный путь. Поэтому не думайте, что все просто приходит в вашу жизнь и вы можете поступать с этим по своему усмотрению. Это не спонтанность, это компульсивность. Даже спонтанности нужна опора. Если нет опоры, то есть только компульсивность, а не спонтанность, потому что само строение вашего тела определяется не вами. Ваше тело по-прежнему похоже на тело наших предков в эпоху Двапара-юги Кришны. Хотя люди, возможно, и смешались между собой, генетический материал этих предков все равно играет с вами в игры.
Генетика людей, живших здесь даже миллион лет назад, до сих пор играет с вами в игры. Выйти за пределы того, что играет изнутри, и установить свою собственную дхарму — непростая задача. Сказать: «Это моя дхарма» — означает, что вы выходите за пределы своего отца, за пределы своих предков и кого бы то ни было. Вы отказываетесь от своей генетики и устанавливаете собственный путь. Бхишма видел, что у его отца были определенные модели поведения, что он был компульсивно влюбчивым. Периодически он влюблялся, но это не было ни кармой, ни дхармой Бхишмы. «Я никогда не отступлю от своей дхармы. Моя жизнь посвящена народу, и это все, чем я являюсь». Он порвал с генетическим шаблоном и установил собственный путь. В этом суть духовной садханы: установление собственной дхармы таким образом, чтобы прошлое не довлело над вашей жизнью. Когда некто сказал Иисусу, что хочет пойти и похоронить своего отца, Иисус ответил: «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов».
Кажется, нельзя высказаться более бесчеловечно и бессердечно, когда человек потерял отца, но именно так он и сказал, потому что он имел в виду не только то, что нужно оставить мертвого отца, но и всех мертвых предков, которые пляшут внутри вас. Если вы не оставляете мертвых мертвым, у вас не только нет собственной дхармы, у вас даже нет собственной жизни. Кто-то другой пытается жить через вас.
Установить свою собственную дхарму — значит оставить мертвых мертвым и проложить для себя новый путь. Это и есть свобода.
Продолжение следует…
Примечание редактора: Данная статья была первоначально опубликована в журнале «Isha Forest Flower» за январь 2016 года.