Продолжу рассказ об автоэкспозиции Музея УГМК что в Верхней Пышме. Первую часть читайте тут:
Автомобили страны советов 20-40-х годов
Второй этаж автомобильной экспозиции посвящен машинам из СССР - от самых первых ГАЗов до "девяток" цвета "мокрый асфальт".
Вообще, история автопрома СССР весьма интересна - философски в ней переплелись американская и европейская школы автомобилестроения при сильнейшем влиянии идеологии и, чего уж греха таить - хронической технологической отсталости и постоянного ожидания возобновления военных действий. Поэтому вроде бы с виду "форд", да не совсем. Вроде бы "фиат", но не он - где-то погрубее, где-то поквадратнее...Впрочем, это отдельная тема. Давайте взглянем на экспонаты.
Встречает нас ГАЗ-А, лицензионная копия Ford-A:
Это как раз пример внедрения в СССР американской автомобильной философии. Да и нижегородский завод проектировался специалистами Ford Motor Company - признанными специалистами своего дела. Отличие данной машины "ГАЗа" от машины "Форда" в радиаторной решетке - она такая же, как на "полуторке" ГАЗ-АА (которая кстати тоже "Форд-АА"😁).
Далее выставлено авто, которое в принципе можно назвать оригинальной ГАЗовской разработкой - ГАЗ М1, в народе "эмка":
Машина очень красивая, в ней много блестящего хрома. А еще мне нравятся белые вставки в резину - они хорошо контрастируют с черным цветом кузова. Однако, данные авто снискали дурную славу в нашей стране - ими пользовались в НКВД, это тот самый "воронок", символ весьма неспокойных сталинских времен...
Следующий экспонат связан со Сталиным напрямую:
Это ЗиС-110, огромный правительственный лимузин. Вернее их там несколько, и не только их - там целый сталинский кортеж.
Но вернемся к ЗиС-110. Автомобиль разрабатывался по личному указанию Сталина с оглядкой на Packard - вождь любил эту марку, опять-таки американскую. Экземпляр на фото - бронированный. Толщина лобовых стёкол около 8 см. Интересный факт - из-за сильного искажения света таким толстенным стеклом водители этих машин теряли зрение через 5 лет и подлежали замене. Поражают размеры этого автомобиля - он даже не огромный, он просто каких-то титанических, корабельных размеров!
Следующий автомобиль из кортежа тоже марки ЗиС, модель 101.
В основе опять же американский автомобиль "Бьюик", но кузов был спроектирован с учетом советских эскизов. И надо сказать, что автомобиль более утонченный и не такой тяжеловесный, нежели ЗиС-110.
Да уж, как были чисто американские машины "слонами", так и остались😁
Следующий экспонат от Горьковского автомобильного завода - ГАЗ-67Б.
Да, он похож на "Виллис", поэтому первая мысль - его с этого "Виллиса" и слизали. Но это не так - прямой связи между ГАЗ-67Б и американским внедорожником нет (разве что сам завод ГАЗ строили американцы). Схожесть с "Виллисом" объясняется одинаковыми требованиями к этим автомобилям - это простой, неприхотливый, дешевый, надежный, проходимый и относительно комфортный автомобиль для армейских нужд. Им и пушку легкую можно таскать, и офицеров из штаба на передовую доставить - автомобиль решал широкий круг задач военного времени, и очень даже успешно. За это ГАЗ-67 можно смело назвать оружием победы.
Далее идет ГАЗ-М20 "Победа", однако это совсем другая история...
Всё-таки красивые автомобили делали в первой половине 20 века. Была в них и идея, и изящество, и оригинальность. Чего к великому сожалению не всегда можно увидеть в современных машинах...