Посвящаем эту статью тем, кто уже обратился к нам или собирается сделать это в будущем с запросом вроде "У меня двигатель нормальный, но немного подуставший. Можно ли за 5 минут и 5 копеек сделать что-нибудь, чтобы проездить на авто еще лет 10".
В данном материале мы представляем концептуальный подход, рассказывая о сути правильного капитального ремонта двигателя. Речь идет о качественном восстановлении, основанном на фундаментальных знаниях, а не на мифах вроде "замени маслосъемные колпачки и получишь вечное счастье".
Давайте начнем с разбора распространенных мифов и предубеждений. Их основных два:
1: "Сразу после капитального ремонта двигатель не работает надежно, поэтому капитальный ремонт - неудачное решение".
Давайте применим логику. В конце концов, в процессе ремонта используются те же самые операции, что и при производстве нового двигателя. Таким образом, можно сделать вывод, что производство новых двигателей - не самая разумная идея. Зачем вообще производителям заниматься изготовлением двигателей? Лучше всего просто ходить пешком или собирать двигатели, растущие на деревьях, вероятно, на Марсе или Луне.
Теперь, с отбросив юмор, давайте рассмотрим реальность. В процессе капитального ремонта двигателя применяются те же операции, что и при изготовлении нового двигателя. Просто. В результате капитального ремонта двигатель восстанавливается до состояния нового, и лишь в определенных случаях его ресурс может быть немного ниже, чем у нового двигателя. Например, при растачивании цилиндров некоторых японских дизелей, таких как 4M40, с цементацией на поверхности цилиндров, этот слой удаляется и заменяется гильзой. Ресурс такой детали, возможно, будет меньше, чем у нового оригинального блока, но он все равно более чем достаточен и превышает ресурс "контрактного" двигателя, у которого пробег, как правило, превышает 100 000 км. В случае покупки совершенно новых японских двигателей нашими гражданами, такие случаи весьма редки, и, честно говоря, малоизвестны нам. Шутка ли, купить двигатель за 1 млн рублей для старого автомобиля стоимостью 200-300 тысяч.
В некоторых ситуациях ресурс отремонтированного двигателя может даже превышать ресурс нового. Это особенно актуально для двигателей, произведенных компаниями, такими как Алюсил или Никосил, где используется полностью алюминиевый блок цилиндров. В процессе ремонта в такие блоки устанавливают чугунные гильзы, что позволяет устранить недоработки конструкторов, создавших эти одноразовые моторы. Почему же были допущены ошибки? Потому что многие компании вернулись к использованию традиционного чугуна. Практика показала, что у таких двигателей нет преимуществ. Их ресурс невелик, а возможности по ремонту ограничены. Изобретен велосипед, достигнут ресурс в 100 тысяч км вместо 300, потеряв часть клиентов, и вернулись к более надежным методам, возвращаясь к будущему.
Существует несколько причин, по которым этот миф остается живым.
Первая причина заключается в том, что в не таком уж отдаленном прошлом существовало огромное количество "контрактных" (или, если называть вещи своими именами, бывших в употреблении) двигателей с пробегом около 100 000 км, что предоставляло неплохой запас ресурса, и при этом они были доступны по относительно невысокой цене. Например, тогда старый, но надежный 4A-FE можно было приобрести за 12-15 тысяч рублей. В такой ситуации мало смысла заниматься ремонтом. Просто заменили двигатель, а старый отправили на утилизацию, при этом получив возможность проехать еще 200 000 км или даже больше.
Вторая причина, частично вытекающая из первой, частично являющаяся самостоятельной, заключается в том, что некоторые клиенты не готовы платить за ремонт. Если люди не готовы оплачивать услуги, то не удивительно, что когда им потребуется эта услуга, возможно, не окажется никого, кто сможет ее предоставить.
Третья причина - наличие автомехаников, склонных к нарушению стандартов. Они могут произвести замену поршневых колец без демонтажа мотора и считают это капитальным ремонтом. Однако, если двигатель не разбирается, как можно говорить о качественном ремонте? Замена колец в изношенных цилиндрах не решает проблему. Износ, безусловно, есть в блоке после 300 000 км пробега: цилиндр уже не является цилиндром, а принимает форму конуса в одном сечении и эллипса в другом. Вкладыши остаются старыми, даже если они кажутся на вид в порядке. Кто будет заниматься чисткой каналов и шлифовкой блока? Некорректный подход, основанный на принципе "и так сойдет", в итоге приводит к тому, что двигатель может продержаться всего лишь год или 20 000 км пробега, а затем снова выделять дым или издавать стук из-за забившегося маслоканала.
Под влиянием подобных механиков автовладельцы приходят к простому выводу - капитальный ремонт не обеспечивает долгосрочных результатов. Но, уважаемые владельцы автомобилей, то, что вы пережили, скорее всего, не был настоящим капитальным ремонтом, а скорее "ремонтом на продажу". Или, возможно, вы искали "дешево"? Ну вот, дешево - насколько это возможно. И, конечно же, с гарантией, охватывающей только въезд в ворота.
2: "Ой, это так дорого, лучше я приобрету контрактный двигатель или продам автомобиль".
Мы не можем однозначно сказать, что для каждого человека лучше. Возможно, для некоторых действительно будет более разумным продать автомобиль и обходиться без него, особенно если стоимость ремонта двигателя превышает стоимость самого автомобиля.
Зачастую вызывает удивление сравнение расходов на ремонт двигателя и стоимости всего автомобиля. Это сравнение может показаться нелепым. Если вы прокатились на машине 20 лет и не готовы потратить деньги на ремонт двигателя, возникает вопрос: а были ли смысл и цель владения автомобилем? Если ответ отрицательный, возможно, действительно стоит рассмотреть альтернативные варианты передвижения, например, ходить пешком.
Что касается контрактных двигателей, это всегда рискованная сделка. Несмотря на то, что мы устанавливаем их и предоставляем гарантию, подбор подходящих двигателей становится все сложнее. В Японии не бесконечное количество двигателей с достаточным ресурсом, особенно для старых автомобилей. При выборе контрактного двигателя часто приходится сталкиваться с экземплярами, покрытыми отложениями и нагаром, что является неприемлемым даже для нас самих, не говоря уже о предложении такого клиенту.
С учетом двукратного удешевления рубля по отношению к основным валютам три года назад, стоимость покупки "контрактного" двигателя и его замены в настоящее время примерно сопоставима с капитальным ремонтом старого двигателя. В данном контексте представляется два варианта решения проблемы: рискнуть с контрактным двигателем или вложить средства в доведение текущего двигателя до состояния нового.
Если вы дошли до этого момента и у вас нет желания проявлять агрессию или писать негативные комментарии, мы будем рады продолжить наш разговор. Если же у вас есть интерес узнать дополнительную информацию, давайте продолжим.
Теперь о правильном капитальном ремонте двигателя. Этот процесс требует значительных усилий квалифицированных специалистов. Важно отметить, что многие автосервисы не могут выполнить все этапы ремонта самостоятельно из-за отсутствия необходимого оборудования. Но это в порядке вещей - каждый должен заниматься своим делом. Для капитального ремонта требуется множество специализированного оборудования.
Этапы капитального ремонта мотора включают в себя следующие этапы:
- Демонтаж двигателя: Это включает в себя снятие двигателя из автомобиля. Этот этап позволяет тщательно оценить состояние каждой части и определить необходимые работы.
- Разборка: После демонтажа происходит разборка двигателя на составные части, такие как блок цилиндров, головка блока цилиндров, поршни, коленчатый вал и другие детали.
- Оценка повреждений: Каждая деталь проходит оценку состояния, выявляются износы, повреждения, трещины и другие дефекты.
- Чистка: После оценки и до начала ремонтных работ детали подвергаются очистке от масла, грязи и других отложений.
- Замена деталей: Поврежденные или изношенные детали заменяются новыми или проходят процедуру восстановления.
- Шлифовка: Некоторые детали, такие как коленчатый вал или поверхности блока цилиндров, могут потребовать шлифовки для восстановления идеальной формы.
- Сборка: После замены и восстановления деталей двигатель собирается в обратном порядке разборки.
- Настройка: После сборки производится настройка двигателя, включая регулировку клапанов, системы топливоподачи и зажигания.
- Тестирование: Завершающим этапом является тестирование двигателя на стенде или в реальных условиях эксплуатации, чтобы убедиться в его надежности и эффективности.
Каждый из этих этапов крайне важен для достижения долгосрочного и качественного результата капитального ремонта мотора.